Малайзия: вошли и вышли, приключение на 3 года

Своеволие и абсурд
11 min readOct 19, 2023

--

Это я пью пиво на крыше дома, где мы жили.

Я долго запрягал, но сейчас уже точно пора ехать.

Закончились наши три года в Малайзии. Очень стремительно прошедшие и насыщенные три года. Правда первые полгода из развлечений были только новые правила относительно ковида каждую неделю и разговоры с курьерами по телефону. Зато потом началась движуха: госпитализация и операция, долгое восстановление, посвящение себя спорту, общение с новыми людьми и путешествия. Но давайте начнем с начала.

Если вам интересно только о Малайзии, то можно сразу перейти к последнему разделу.

Ковид

Переехали мы в Малайзию как раз в самом начале вспышки ковида. И жизнь наша тут началась с двухнедельного карантина, который травмировал мои, и без того непрочные, отношения с Малазийской кухней навсегда. Кормили нас максимально локальной едой довольно плохого качества, зачастую еле тёплой. Впрочем, я не жалуюсь. Организация карантина штука непростая, процессы надо выстраивать с нуля, а как делать правильно никто не знал (это касается борьбы с ковидом вообще).

В Малайзии были одни из самых строгих ковидных ограничений, и справилась страна с вирусом довольно неплохо. Но я надеюсь что мне больше никогда не надо будет ходить по улице в маске в +35.

Нам всем, я думаю, хотелось бы поскорее забыть это время, так что задерживаться тут не стану.

Операция

Боли в спине и ногах мучали меня с 2010 года. Когда-то было хуже, когда-то становилось лучше, но боль была со мной всегда.

Началось это ещё в Нижнем Новгороде, и с тех пор планомерно каждые ~полгода я приходил к новому врачу (в Нижнем, Москве, Никосии), рассказывал о проблеме. Врач кивал, назначал лекарства/физио/массаж/иглоукалывание/etc, и мне временно становилось лучше (а иногда и хуже), но, в итоге, ничего не менялось. Найз стал моими постоянным спутником, а завязывание шнурков могло легко выдавить из меня пару слезинок.

И вот, когда мы прибыли сюда, я наконец-то взял себя в руки и решил, что пришло время позаботиться о своем здоровье — опять.
Благодаря жене, у нас была очень хорошая медицинская страховка, которая позволяла нам лечиться в одном из лучших госпиталей страны.
Врач, к которому я пришёл устало перечислять симптомы, так же покивал, как и все остальные, но отправил меня на МРТ.

Я не очень понял почему после того как мне сделали МРТ, тут же сделали ещё одно, но с контрастом. Для чего нужен контраст при МРТ я узнал довольно неприятным способом — вместе с диагнозом “У вас в спине опухоль размером с яблоко и я почти уверен, что она злокачественная. Вам срочно нужна операция”.
Это была довольно неожиданная, и так сказать, несколько расстраивающая новость.
Стоимость операции в 20к евро тоже не сильно добавляла оптимизма. Хоть о деньгах в тот момент и не особо думалось.
Основное подозрение был на тип опухоли с оптимистичным прогнозом на Википедии — 30% пациентов прожили целых 5 лет после обнаружения опухоли. А операция с 15% вероятностью могла привести к параличу ниже пояса. Вот такая занимательная статистика.

Так что после того как я вернулся домой из больницы, я лежал на диване и прикидывал пройдёт ли инвалидная коляска в дверной проём, думал как сообщить Вике эту новость, и как, в случае чего, это всё побыстрее закончить.

Через две недели была назначена операция, и страховая согласилась покрыть все медицинские расходы (это очень хорошая страховка, да).

Эти две недели были вероятно самыми тяжёлыми в моей жизни.

Биопсия, за день до операции, показала, что опухоль всё же доброкачественная. И мои шансы провести остаток дней в инвалидном кресле были оценены всего в 10%, найс.

Long story short: Я живой, операция прошла успешно. Вика мне рассказывала как я громко радовался тому что могу шевелить пальцами ног и всех вокруг благодарил. А потом я развлекал себя кнопкой, которая активировала шприц с морфином, и я отключался на короткое время, прежде чем опять проснуться от боли. Сам я помню это смутно.

Морфий мой морфий.

Восстановление.

Самостоятельно встать с кровати я смог где-то через неделю, до этого была демо версия “жизни в инвалидной коляске только без коляски”.

Бутылку с кровью из меня можно очень удобно прикрепить к ходулям

Самыми яркими воспоминаниями этого периода были: вкусная еда, которую я выбирал из меню каждый день, просмотренные фильмы франшизы Форсаж, марафон которых решил устроить HBO, и комбинация звука и ощущения при извлечении катетера из уреты. Опыт не из приятных, я должен сказать — столько смотреть на Вина Дизеля и Дуэйн “Рока” Джонсона вредно для психики.

Другим моим развлечением были bush craft видео, где мужчины час молча ходят по лесу, строят убежище, разводят огонь, а потом 15 минут вырезают одинаковые кружки из дерева под звуки костра и шум леса. Вероятно, лучший способ проводить время на этой планете.

Прошло 2–3 недели и я почти научился заново ходить. Не то чтобы я забывал, но боль и слабость не давали это делать.

Меня выписали и начался длинный период восстановления.

Мне нужно было ходить. И я ходил.

Сперва вокруг дома небольшой круг, потом круг побольше, через пару месяцев мне совсем надоело ходить вокруг дома, и я начал исследовать сперва район, а потом и весь город. Я ходил каждый день, по 10–15 километров и обошёл пешком почти всю центральную часть Куала Лумпура. Если хотите посмотреть на КЛ моими глазами, то я у меня есть пара видео для вас.

Моя любимая часть КЛ.
Выглядит так, будто должна быть вторая часть, да? Но я так и не добрался до монтажа.

Это было очень интересно, но скоро тоже надоело. И я начал ездить на споты для хайкинга в городе и рядом с ним. И теперь я считаю себя специалистом по хайкингу в Куала Лумпуре — знаю много троп и классных мест, сделал тысячи фотографий и удивил несколько десятков китайских дедушек своим присутствием на тропах, не знавших до того поступи европейца.

Натуральные джунгли в городе.
Да, мне нравилось ходить по джунглям в +35.

Спорт

Потом в моей жизни появился велосипед, кто следит за моими социальными сетями знает на сколько много времени я ему посвящаю [1].

Это просто лучший вид спорта которым я когда-либо занимался, крутить педали на переделе по 4 часа к ряду — бычий кайф. Благодаря же этому увлечению я ещё больше узнал город и его окрестности. Каждые выходные я стараюсь делать длинный заезд на 80–100 км, и пару месяцев назад сделал century ride — 100 миль (160 км). Велоспорт это социальный спорт, что может быть лучше чем часами потеть в +35 в компании людей средних лет в обтягивающей одежде?

Мой друган Майкл, в 50 лет на голову выше меня во всех видах спорта.

С момента начала моего увлечения (чуть больше года), я успел поучаствовать в локальных велогонках, что было очень классным опытом. И даже в дуатлоне (бег + велосипед + бег). Ах да, бег.

Я пытался бегать и раньше, но есть подозрение, что опухоль в спине несколько препятствует комфортному бегу и мои результаты измерялись не только в минутах на километр, но и таблетках обезболивающего после тренировки. Но сейчас я начал получать удовольствие от бега, хоть и показываю очень скромный результат. Но для меня главное не результат, а консистентность.

Моё увлечение спортом не только добавило в мой репертуар ещё одну тему на которую я могу бесконечно душнить, но и позволило мне сбросить 10 кг веса.

Мой первый дуатлон
Если вам вдруг интересно как выглядит велосипедный этап Powerman 2023 от первого лица

Путешествия

За последние три года мы путешествовали больше чем когда-либо. И это с учётом ковидных ограничений. Куала Лумпур это важный транспортный хаб в ЮВА, и AirAsia его локомотив. За время жизни здесь мы успели исследовать Малайзию от тропических островов, маленьких городков с богатой историей и чайных плантаций, до самой высокой точки страны — горы Кинабалу.

1: Чайные плантации Cameron Highlands. 2: Море на острове Tioman. 3: Улицы George Town на острове Пенанг.
Волшебство Кинабалу на высоте 3200 метров.

Я не очень понимаю как, но кроме путешествий по стране, мы успели посетить Сингапур, Бали, Камбоджу, побывать на севере и юге Тайланда, проехать по тем самым городам Японии (Токио, Осака, Киото, Кобе) и даже заглянуть в Сеул.

Корея
Япония
Тайланд

Тут было значительно больше фотографий, но я решил оставить самый минимум.

Малайзия

На этой фотографии много малазийских энергий

А собственно, как страна то? Хорошая страна. Тут очень комфортно жить экспату с хорошей зарплатой.

Стоимость аренды низкая, даже на качественное жильё. Опыт жизни в кондо с бассейнами, спортивным залом, местами для BBQ, митинг румами, сауной и прочими facilities сложно переоценить. Это действительно кайфово, когда ты в обед можешь спуститься на лифте поплавать или позаниматься в зале, и через 15 минут после опять работать. И всё это удовольствие в приличном районе с хорошим видом из окна может стоить 500–1000 евро за ~100–150 кв метров [2].

1. Гостинная, 2. Кабинет, 3. Один из бассейнов в нашем кондо.

Люди в КЛ удивительно хорошо говорят на Английском, местные друзья убеждают нас, что 10 лет назад было совсем не так, но мне сложно поверить, что этот семидесятилетний таксист выучил язык недавно. Конечно, можно встретить человека, который говорит плохо или не говорит вовсе, но чаще всего это рабочие из других азиатских стран.

Тут всё очень хорошо с едой, есть в кафе и ресторанах доступно. На выбор есть все кухни мира, и, например, японская кухня не сильно отличается от того, что мы пробовали в Японии. Но хорошие европейские рестораны не будут дешёвыми, конечно.

За три года мы готовили может быть раз 5? За исключением завтраков, конечно — часто просто лень куда-то идти на завтрак. В будни Вика ела на работе, а я выходил поесть куда-нибудь или заказывал еду. В выходные почти всегда ели где-то.

Тут развит внутренний туризм , и есть очень много интересных и доступных мест для посещения (особенно, если у тебя есть машина, но мы как-то умудрились прожить три года без неё). Стоимость внутренних перелётов совсем смешная, особенно, если покупать билеты заранее.

Тут, удивительным образом, сочетается мусульманская религиозность в очень многих сферах жизни (по умолчанию всё халяльное, почти все малайские женщины и девушки носят хиджаб, и т.д.) и терпимость к другим — можно купить свинину в специальных отделах супермаркетов, алкоголь подают почти в любом кафе, куча баров, девушки могут ходить по улицам в очень открытой одежде без риска получить осуждение или какое-то сверх внимание (за исключением совсем отдалённых мест). И помимо мечетей, тут много китайских, индейских и христианских храмов.

У нас тут появилось много друзей экспатов, от которых мы узнали много о жизни в разных странах, как о их родных странах, так и о странах, где они были экспатами (это очень частая история, раз став экспатом сложно остановиться). И некоторое количество местных друзей, от которых мы узнали много об устройстве жизни в Малайзии, политике, культуре, традициях и религии.

Я бы долго ещё мог перечислять преимущества Малайзии, но жить всегда я бы тут не хотел, даже если бы это можно было легко организовать (а перманентно тут жить сильно сложнее, чем в многих других странах ЮВА). Это классное приключение на 2–3–4 года — познакомиться с культурой, путешествовать, завести новые знакомства и получить уникальный опыт, но есть ряд моментов, которые мне не подходят.

Социальное неравенство, которое сильно бросается в глаза. Эксплуатация эмигрантов, которые работают на низкооплачиваемых работах и вынуждены жить, как выражается мой друг Майкл, “very basic life”.
А пресловутый race melting pot часто сопровождается расовыми предрассудками и очень разным отношением к бангладешцу и условному европейцу.

Куала Лумпур во многом восхитительный город. Вероятно, один из самых aesthetic pleasure городов, где я был. Сочетание небоскрёбов и джунглей, бетон и стекло, колониальное наследие и бары в неоновых огнях, стритарт и стритфуд.

Но этот город ненавидит пешехода.

Конечно, есть оазисы, где как-то можно ходить пешком, но их очень мало — этот город создан и развивается для машин. Меня завораживают многоуровневые гигантские бетонные эстакады, окружённые джунглями, но эстетика тут противостоит удобству и комфорту. И мне очень жаль, что город в этом плане такой, какой есть. И жаль, что я не вижу движения в правильную сторону.

Культурная жизнь тут разнообразная, и может быть интересной, если ты прикладываешь усилия. Мы были на хороших джазовых концертах, я познакомился с местной андерграунд сценой экстремальной музыки (неожиданно классной!), сюда даже привозят мировых звёзд типа Тэйлор Свифт, есть театры и консерватории (впрочем, мы так и не посетили их). Но, конечно, это всё не сравнится с европейскими столицами.

Звезда стрит арта в КЛ — CLOAK.

И, конечно, usual suspects: коррупция на всех уровнях и не самые чистые улицы (особенно в отдалении от центра).

С погодой сложно однозначно сказать. С одной стороны, я привык к жаре и стал довольно легко её переносить. Сезон дождей тоже не то чтобы сильно мне досаждал. Кажется, единственное, что мне не нравилось это маленькое количество солнечных дней — после Кипра это ощущалось несколько уныло.

Заключение?

Это были прекрасные три года, несмотря ни на что, и благодаря всему. Я очень рад, что мы получили этот опыт (для Вики он был несколько другим из-за работы, но я не могу об этом писать). Жизнь в другой стране помогает не только узнать других, но и лучше понять себя.

Из ванной нашей первой квартиры был вид на те самые башни Петронас.

Главный совет который я могу дать — путешествуйте, узнавайте новое, знакомьтесь с интересными людьми и получайте уникальные впечатления (желательно, ещё иметь востребованную специальность и высокооплачиваемую работу)!

А если серьёзно, то я очень благодарен, что я могу жить ту жизнь, что я живу. Я понимаю, что это привилегия, которой большинство людей лишены.

PS: Если честно, не знаю для кого и зачем написал этот пост. Возможно для себя же через пару лет. Но эта статья у меня в черновиках уже несколько месяцев и очень сильно меня тяготит, поэтому я планирую опубликовать как есть — особо не вычитывая и не причёсывая. Фотографий я старался прикладывать как можно меньше, иначе это было бы сложно читать. Если вам очень интересны фотографии, то вам лучше в мой инстграм.

[1]: Я начинал писать пост ещё в КЛ, а сейчас я в третьей временной квартире в Париже, где мы уже скоро как два месяца не можем найти себе постоянное место жительства, и я не крутил педали почти три месяца!

[2]: Стоит учитывать, мы снимали в ковидные времена (2021–2023 гг), и сейчас стоимость может быть другой.

--

--