Удалённый контроль над мозгом. Как мы будем использовать его?

Дистанционное управление рассудком долгое время было излюбленной темой научной фантастики, но недавние успехи в генетике и нейронауках позволяют считать, что скоро такая власть станет реальной. Десятилетие назад биоинженер Карл Диссерот с коллегами по Стэнфордскому университету опубликовали статью об оптическом контроле мозга (известном как оптогенетика), в котором работа нейронов управляется светом. Чтобы создать систему контроля, они добавили в нейроны мозга мыши биомолекулу каналродопсин, найденную в водорослях. Каналродопсин использует энергию света, чтобы открыть проход, через который заряженные ионы могут попасть в клетку. Ионы изменяют электроактивность нейронов, воздействуя на поведение животного.
 
 Вскоре исследователи добились желаемого поведения животных, использовав импланты, направляющие свет к каналродопсину в определенном нейроне в мозге мыши. В Калифорнийском университете группа Анатоля Крейцера, работавшая с Диссеротом, сымитировала болезнь Паркинсона и даже восстановила нормальное движение больной мыши. Диссерот и его коллега Луи де Лекэа позже продемонстрировали, что возможно разбудить мышь, задействовав группу нейронов, отвечающих за возбуждение и сон.
 
 Но у оптогенетики есть трудности. Поскольку свет с трудом проникает через плотную жировую ткань мозга, учёные должны внедрить оптоволоконный кабель, чтобы доставить свет в мозг. Такое ограничение привело к разработке другой, менее кропотливой технике, известной как DREADD (искусственные рецепторы активируются исключительно искусственными возбудителями — designer receptors exclusively activated by designer drugs). Рецептор, обыкновенно возбуждаемый нейротрансмиттером ацетилхолином, изменяется, чтобы отвечать на искусственный, отсутствующий в теле, возбудитель. Когда искусственный возбудитель доставлен, нейроны могут быть управляемы, а поведение изменяемо в течение нескольких часов. Основная проблема — то, что во время исполнения большинства задач медленный процесс управления возбудителями приходится сверять с частыми изменениями в мозговой активности.
 
 Пару лет назад исследователи открыли новую технику использования низкочастотных радиоволн и магнитного поля, оба могут проникать в тело без причинения вреда. Волны нагревают оксид железа наночастиц, введенных инъекцией или генетически нацеленных на интересующую часть тела. В процессе, подобном оптогенетике, нагретые наночастицы открывают внутрь клеток ионный канал (валиноидный рецептор) для ионов кальция. В зависимости от расположения наночастиц ионы могут совершать любое количество задач: от реализации инсулина до подавления гормонов голода. 
 
 Кажется, это только вопрос времени когда мы начнём использовать такую технологию для лечения неврологических и душевных — возникших в мозге — заболеваний. Наконец, некоторые исследователи работают с золотыми наночастицами, которые, если на них повлиять определенным светом, могут генерировать достаточно тепла, чтобы сделать нейрон «включенным» без необходимости изменять его гены. 
 
 Необходимо больше исследований, но эти системы воздействия на мозг более точны, чем существующие техники изменения активности мозга. При таком уровне научного развития на всех направлениях недолго осталось до внедрения некоторых форм контроля над человеческим разумом. Мы лишь должны убедиться, что, как и иные технологии вроде искусственного интеллекта и роботизации, они будут применимы во благо.

Оригинал https://aeon.co/ideas/remote-control-of-the-mind-is-coming-how-will-we-use-it