Силы специальных операций

Силовик
10 min readFeb 18, 2019

--

Специальные операции (СО) — разновидность специальных мероприятий силовых структур, в том числе вооружённых сил и полицейских структур (СО проводимые ВС, являются подвидом военных операций, СО проводимые полицией и оперативными службами, являются формой оперативных мероприятий). Специальные операции отличаются от обычных военных операций как по целям (разведка, саботаж, подрывная деятельность и тому подобное), так и по методам (повышенная секретность и скрытность).

Силы специальных операций — высокоподвижная, специально обученная, технически оснащённая, хорошо экипированная армейская группировка сил Министерства обороны Российской Федерации, предназначенная для выполнения специальных задач с целью защиты интересов России (при необходимости, с применением военной силы) как внутри страны, так и за рубежом, как в мирное, так и в военное время, находящаяся в постоянной и высокой готовности к немедленному применению.

В 2009 году в ходе реформы ВС РФ на базе воинской части № 92154 в Московской области было создано Управление специальных операций, подчинённое лично начальнику Генерального штаба ВС России. В начале 2012 года по инициативе начальника Генерального штаба Н. Е. Макарова Управление специальных операций было развёрнуто в Командование сил специальных операций (КССО), с последующими планами увеличения ССО до девяти бригад специального назначения (СпН) и параллельным ростом численности бригад СпН окружного подчинения.

6 марта 2013 года начальник Генерального штаба ВС России В. В. Герасимов объявил о начале создания Сил специальных операций. Выступая перед военными атташе иностранных государств в Москве, он сказал: «Изучив практику формирования, подготовки и применения сил специальных операций ведущих государств мира, руководство Минобороны России также приступило к их созданию… Создано соответствующее командование, которое занимается плановой работой и выполняет мероприятия плана подготовки Вооружённых сил… Уже разработан комплект руководящих документов, определяющих направления развития, способы подготовки и применения этих сил»

Силы специальных операций — высокоподвижная, специально обученная, технически оснащённая, хорошо экипированная армейская группировка сил Министерства обороны Российской Федерации, предназначенная для выполнения специальных задач с целью защиты интересов России (при необходимости, с применением военной силы) как внутри страны, так и за рубежом, как в мирное, так и в военное время, находящаяся в постоянной и высокой готовности к немедленному применению.

Читайте Сирийская армия сорвала атаку террористов. Видео

Министерство обороны Российской Федерации определяет термин «специальная операция» следующим образом: «Специальные операции войск (сил) — совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени специальных действий войск (сил), проводимых по единому замыслу и плану для достижения определённых целей. Специальные действия войск (сил) — мероприятия, проводимые специально назначенными, организованными, подготовленными и оснащёнными силами, применяющими не характерные для обычных сил методы и способы боевых действий (разведывательно-диверсионные, подрывные, контртеррористические, контрдиверсионные, контрразведывательные, партизанские, антипартизанские и другие действия).

Самая идея создания Сил Специальных Операций возникла ещё в период афганской войны. Инициатором создания спецназа, способного действовать в любой точке мира, стал генерал разведки Береговой, впервые предложивший объединить все подразделения специального назначения под единым командованием и придать силам ОСО (Особых Спец Операций) свою авиацию и создать отдельный штаб.

Реализовать задуманное генералу не дали. Бытует мнение, что лично Горбачев, весьма желавший дружбы с Западом, не дал одобрения на создание новой ударной силы Советской Армии, способной решать поставленные задачи в любой точке мира, в том числе Западного. Затем, тогдашний министр обороны Язов решил, что спецназов в каждых войсках хватает и при необходимости они смогут действовать слаженно. А когда на территории всего Советского Союза начались деструктивные процессы и известные всем события, думать о новом спецназе было некогда, да и некому.

Первая чеченская кампания, потом вторая, Беслан. Разрозненных сил различных силовых ведомств оказывалось недостаточно для успешного решения всего объема задач. ФСБ имело свой Центр специального назначения (ЦСН ФСБ) в состав которого, как и сегодня входят Управления «А» («Альфа»), «В» («Вымпел») и «С» (Служба специальных операций), у внутренних войск — отряд «Витязь», а в Минобороны — разрозненные бригады спецназа и разведчики, которые активно работали на Северном Кавказе.

Самая большая проблема с организацией и применением войск специального назначения была у армии. Бригады спецназа, дислоцированные в разных уголках страны, подчинялись исключительно окружному командованию. За действия спецназа отвечал тот, кто подписывал боевое распоряжение, — как правило, командующий округом и начальник штаба.

Если силы войскового спецназа применялись в Чечне, которая была объявлена зоной контртеррористической операции, то в таком случае они выполняли приказ командующего объединенной группировкой войск и сил на Северном Кавказе. Возникает резонный вопрос: если спецназ ГРУ оперативно подчиняется округу, то чем в данной ситуации занимается само Главное разведывательное управление, а конкретнее — 14-е управление, отвечающее за силы специальной разведки?

Как объясняют источники издания «Московский Комсомолец», в этом случае это управление ничего не решало, ни за что не отвечало. Действия ГРУ в данной ситуации носили рекомендательный характер. Это может показаться абсурдным, но даже начальник Главного разведуправления не имел права отдать приказ бригаде спецназа. Он мог лишь ходатайствовать перед прямым начальником, которому подчинялось подразделение.

В итоге в ходе боевых действий 14-е управление формировало задачу спецназу, но не осуществляло непосредственное руководство: оно определяло общую стратегию, а руководство осуществлялось через начальника разведки округа и окружные разведотделы.

Очень часто это приводило к печальным последствиям, «крайними» в которых, становились обычные офицеры спецназа.

В этот период проблемой создания ССО занимался полковник ГРУ Владимир Квачков, в последствии обвиненный в подготовке государственного переворота. Квачков, который прошел Афганистан, Таджикистан и чеченскую кампанию, вместе с коллегами тщательно разработал программу функционирования сил специальных операций в российских реалиях и представил тогдашнему начальнику Генштаба Юрию Балуевскому директиву «О создании войск специального назначения в структуре Министерства обороны». Проектом тот остался доволен во многом еще и потому, что реализовать его можно было сравнительно «малой кровью».

Изначально предполагалось создать Силы специальных операций на базе ГРУ. Когда распоряжение и информация дошли до тогдашнего начальника ГРУ Валентина Корабельникова, он заявил: «Не хватало мне еще солдатскими портянками заниматься». Тогда организацию решили создавать под прямым подчинением Генштабу. Таким образом получалось, что в руках начальника Генштаба могла появиться мощная структура для борьбы с терроризмом, а также для выполнения оперативных боевых задач в любой точке мира.

Директива о создании Сил специальных операций, как сообщает издание «Московский Комсомолец» была подписана генералом Балуевским за восемь дней до ареста Квачкова по подозрению в покушении на Анатолия Чубайса. После ареста Квачкова пять экземпляров секретной разработки, регламентирующие создание и этапы развитие ССО, были отозваны у адресатов и уничтожены. Дело опять задвинули в долгий ящик.

О силах специальных операций вспомнили после войны с Грузией в августе 2008 года. В очередной раз встал вопрос о низкой организации работы российских силовых структур, и, в частности, спецназа. Причем проблема была в осуществлении единого руководства и координации, ведь такого бардака, как во время тех событий, военные не видели со времен первой чеченской кампании.

Чёткость и слаженность действий, что закладывалось как краеугольная основа будущего подразделения, не всегда достигается профессионализмом сотрудников и новейшими вооружениями, всё чаще она носит «бумажный» характер. Именно поэтому, что в последствии окажется верным путем, основание ССО было решено начать не с формирования отряда и комплектации его личным составом, а с проработки нормативной базы, документов, директив и приказов.

В 2009 году ССО наконец появились на базе центра спецназа ГРУ в Солнечногорске. В Генштабе появилось руководство ССО во главе с бывшим сотрудником Управления «А» ЦСН ФСБ генералом Медоевым, которое подчинялось непосредственно начальнику Генерального штаба.

Лишь в 2011 году ССО производит первый набор офицерского состава на контрактную службу. Самое передовое отечественное и зарубежное вооружение, экипировка и технические средства поступают в распоряжение бойцов ССО.

Предполагалось, что в будущем в подчинение ССО передадут все бригады армейского спецназа. Но вышло по-другому. Вместо этого бригады передали в подчинение Сухопутным войскам, а две из них (легендарную 67-ю Бердскую и 12-ю Асбестовскую) в рамках оптимизации вообще расформировали: Однако этот проект по все специалисты, да и сами офицеры окрестили не иначе как «убийство спецназа».

При этом и само ГРУ «лихорадило» от новых реформаторских идей тогдашнего руководства Минобороны. После ухода Медоева (который, по слухам, не сошелся во мнениях с руководством) и приходом на эту должность Александра Мирошниченко в Кубинке был создан орган, дублирующий Солнечногорский центр спецназа. Его возглавил полковник Крутиков, который начинал свою карьеру со службы в афганском Кандагаре, затем служил в 67-й Бердской бригаде, был миротворцем в Африке, потом ушел в спецназ ФСБ и служил в Центре специального назначения ФСБ в Ессентуках. Весьма сложно сказать, для чего был создан аналогичный дублирующий центр, но скорее всего всё упиралось в бюджетные ассигнования.

Какими бы ни были причины подковерной схватки, сопровождавшей создание ССО, очевидно, что все они были сняты с уходом на покой Анатолия Сердюкова. Практически сразу же после назначения Сергея Шойгу генералы Генштаба принялись доказывать ему необходимость дать новому командованию «зеленый свет». Новый глава Министерства обороны инициативу военных профессионалов поддержал. Уже через пару месяцев — в марте 2013 года начальник Генерального штаба генерал армии Валерий Герасимов заявил, что Министерство обороны приступило к созданию сил специальных операций и уже сформировало соответствующее командование. По его словам, к такому решению в военном ведомстве пришли, изучив практику формирования, подготовки и применения сил специальных операций ведущих государств мира. В частности, подобные структуры есть в Германии, Франции, Канаде, а в США командование спецопераций (U.S Special Operations Command, USSOCOM или SOCOM) было создано еще в 1987 году.

Согласно сообщению информационного агентства РИА «Новости» глава Генштаба пояснил, что возрастающую роль сил специальных операций демонстрирует опыт войн и военных конфликтов XXI века. «Создано соответствующее командование, которое занимается плановой работой и выполняет мероприятия плана подготовки Вооруженных сил». Генерал подчеркнул, что уже разработан комплект руководящих документов, определяющих направления развития, способы подготовки и применения этих сил.

Как утверждает Wall Street Journal со ссылкой на источники в госдепартаменте США, начальник Генштаба Николай Макаров побывал в США в 2012 году, посетив штаб-квартиру командования сил специальных операций США во Флориде.

Автор портала «Lenta.ru» Илья Крамник в своей статье «иностранные корни российского спецназа» утверждает, что офицеры российских сил спецопераций знакомились на практике с организацией соответствующих структур в Италии, Франции, Германии, КНР и ряде других стран. Считается, что наибольшее влияние оказал французский и немецкий опыт. Информацию о современном состоянии ССО в перечисленных странах на русском языке можно найти, в частности, в недавно вышедшей книге «Между миром и войной: Силы специальных операций», изданной российским Центром анализа стратегий и технологий (ЦАСТ). Общее для всех перечисленных стран-лидеров НАТО — отдельное межвидовое командование ССО в непосредственном подчинении высшему руководству вооруженных сил.

О слепом копировании зарубежного опыта говорить не приходится. Несмотря на общее сходство задач и целей ССО в разных странах мира, в России есть свои особенности. В частности, в задачи российских ССО входит противодействие спецподразделениям противника, что не принято в западной доктрине.

По мнению, высказанному в статье Military Innovation Under Authoritarian Government — the Case of Russian Special Operations Forces старшего научного сотрудника Научно-исследовательского института Министерства обороны Норвегии Тора Букволла, перевод которой также выполнен ЦАСТ, западный взгляд состоит в том, что силы спецопераций теряют свои преимущества, если используются против сил, сходных по структуре и подготовке. В рамках этой доктрины силы общего назначения зачастую обладают значительным преимуществом в огневой мощи и поэтому более подходят для противодействия ССО противника, чем собственные формирования специального назначения.

Важное с политической точки зрения новшество российской доктрины — официально и публично провозглашенная возможность применения ССО за границами РФ. «Мы создали Силы специальных операций и готовим их к применению не только на территории страны, но и за ее пределами. Ход их боевой подготовки непрерывно отслеживается дежурной сменой Центра (оперативного управления Вооруженными силами России», — говорил начальник Генерального штаба Валерий Герасимов на встрече со своим китайским коллегой в марте 2013 года. Разумеется, советские и российские силы спецназначения применялись за рубежом и раньше, но, в отличие от западных стран, официально это никогда не комментировалось.

Одним из первых визуальных доказательств существования Сил специальных операций, стали кадры тактико-специального учения в Приэльбрусье, На высоте четыре с половиной километра, где обычному человеку просто трудно дышать, сотрудники специальных подразделений форсировали реки и штурмовали горные перевалы в полной боевой выкладке. В ходе учения были отработаны действия по переброске одного из подразделений ССО военно-транспортной и армейской авиацией, десантированию групп и груза ССО в район назначения

О нынешней структуре Командования ССО достоверной информации нет. Вероятнее всего, оно подчиняется напрямую начальнику Генерального штаба, а основной боевой единицей является спецназ «Сенеж» из подмосковного Солнечногорска. Кроме него к операциям ССО, предположительно, привлекаются 45-й отдельный полк ВДВ, некоторые роты бригад спецназа ГРУ, транспортная авиация. В начале 2012-го управление ССО было развернуто в командование, с планами увеличения численности подчиненных сил до девяти бригад. Также предполагалось увеличение численности частей спецназначения окружного подчинения.

После появления в сети Интернет видеоролика со своеобразным «видеоотчетом» об участии Сил специальных операций Минобороны в событиях в Крыму (подлинность которого не была ни подтверждена, ни опровергнута) стало понятно, что российский аналог американского Командования специальных операций (SOCOM) заработал на полную мощность. (статья о работе ССО в Крыму, скоро)

О самих силах специальных операций (ССО) с самого начала их существования ходят разные легенды. Одно известно точно, ССО есть и активно и продуктивно работают. География работы — государственная тайна. Набор в подразделение осуществляется из наиболее подготовленных сотрудников других спецподразделений силовых структур и Министерства обороны, основной костяк составляют бойцы спецназа Главного управления Генерального штаба Министерства Обороны РФ (ранее ГРУ ГШ). Ввиду схожего профиля деятельности, они наименее требовательны в плане переподготовки. Увы, на печальном опыте мы смогли узнать, что ССО набирает военнослужащих из лучших выпускников военных ВУЗов., примером подбора кадров и вместе с тем одним из символов спецназа стал Александр Прохоренко, погибший в боях за Сирийскую Пальмиру. (статья о деятельности ССО в Сирии)

Но одной Сирией зона действия ССО за пределами РФ не ограничивается — по имеющимся у «Lenta.ru» данным, спецназ применяется против террористов от Северной Африки до Афганистана, а также на территории некоторых бывших советских среднеазиатских республик. Как и в Сирии, операции ССО в этих районах проводятся с использованием технических средств разведки (в первую очередь спутниковой группировки и беспилотных аппаратов) и агентурной разведки.

Отличие ССО от подразделений спецназа («Альфа», «Вымпел» и др.) в том, что это не отдельные группы профессионально подготовленных военных, а высокоподвижная армейская группировка, предназначенная для выполнения специальных задач за рубежом и внутри страны. По сведениям «Российской газеты», одним из создателей и первым командиром ССО являлся полковник Олег Мартьянов (ныне член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ).

Ежегодно, 27 февраля, начиная с 2015 года, в России отмечается «День Сил специальных операций ВС России». Этот памятный день установлен Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина № 103 от 26 февраля 2015 года «Об установлении Дня Сил специальных операций», в народе она получила название «День вежливых людей». «Российская газета» связала этот памятный день с событиями, произошедшими 27 февраля 2014 года в Крыму.

Оставайтесь на связи. Больше историй о выдающихся личностях нашей страны, обеспечивших безопасность и процветание страны. Если хотите обсудить со мной статью, задать вопросы, сделать предложение, пишите https://t.me/smersh_pro .

Источники: wikipedia.org, http://www.militarycolumnist.ru

Telegram: https://t.me/silovik_channel

--

--