Панк и Политика. Шепард Фэйри для тех, кто не сходил или не понял, о чем была выставка.

Ilya Serov
6 min readNov 11, 2018

--

Obey Giant в городе.

Пока Бэнкси продолжает эпатировать, уничтожая «девочку с шаром», на аукционе Sotheby’s и сокрушается по поводу коммерческой выставки в Третьяковке, проведенной без его согласия, в Москве с конца октября по 4 ноября происходило нечто более интересное для стрит-арт и do-it-yourself культуры в стране: первая персональная выставка ветерана стрит-арта, Шепарда «Obey» Фэйри, под названием «Форм-Мажор».

Наверняка слышали об этом художнике в качестве автора портрета Обамы “Hope”, создателя визуальной кампании “Obey Giant”, общественного активиста и просто крутого мужика, слушающего Public Enemy и Black Flag, катающегося на скейте. Далее - чуть больше о становлении Шепарда как одного и самых влиятельных уличных художников на сегодняшний день.

У Андре Гиганта

Фэйри — выходец из почти-самого консервативного штата США, Южной Каролины, и выпускник Школы Искусства и Дизайна в Род-Айленде. Сочетание строгого воспитания в родном городе и открытость взглядов учебного заведения вылилось в основное направление творчества — создание и трансляция запоминающихся образов, однозначно передающих послание автора и приковывающих внимание людей, но при этом визуально сильно противоречивых, часто не совместимых. Центральным образом творчества стал Большой Брат, элемент самой популярной кампании художника — Obey The Giant, прообразом которого стал французский рестлер Андре Руссино.

Еще подростком Фейри увлекался артами альбомов панк-рок групп, городскими граффити и поп-артом. Поступив и проучившись 1 год школы искусств, парень много катался на доске, подрабатывал в скейтшопе и рисовал. Первые деньги Шепард заработал с продажи футболок с логотипами музыкальных команд и брендов скейтбордической одежды, переведенными на них самодельными трафаретами.

Вандализм.

В 1994 году, чтобы избежать судебного иска от компании-владельца изображения Андре Руссимова, Фейри обрезал фотографию рестлера и добавил слово “Obey” («подчиняйся») в качестве реверанса фильму Джона Карпентера «Чужие среди нас» 1988 года, и продолжил делать стикеры, трафареты и постеры в различной вариации изображения, распространять по городам.

В США времен девяностых единственной графикой в публичных местах являлась наружная коммерческая реклама, появление изображений другого характера бросалось в глаза, не принималось обществом и считалось вандализмом, поэтому быстро удалялось с городских улиц. Автор рассказывал, что стикер являлся шуткой и методом самовыражения, но идея о широком распространении изображения была очень интересна. Фейри руководствовался простой логикой: чем больше наклеек появлялось в публичных местах, тем больше попадалось на глаза, и тем важнее это изображение считали люди. Соответственно, чем важнее изображение становилось для людей, тем больше они хотели узнать о его значении, больше задавали вопросы и распространяли слухи, хотя никакого значения в стикер не было вложено изначально.

Творчество Фэйри в 90–00ых годах

Этой кампанией Фейри провел социальный эксперимент, в котором проследил реакцию людей на публичное визуальное воздействие. Результаты оказались любопытными: в основном люди не видели в стикере никакого послания, и проходили мимо, но более параноидальные городские жители улавливали в наклейке на столбе рядом с домом или на стене около работы посыл подпольного культа с замашками революционеров. Из стрит-арта Гигант превратился в элемент пропаганды в глазах обывателей, хотя существенно ничего не поменялось.

Андре Гигант стал феноменом культуры андеграунда: люди не знали, что значит этот стикер, но при этом искали возможности ими обзавестись и приклеить куда бы то ни было, становиться частью движения, даже не понимая его сути.

Работа для сериала Dexter для студии Showtime.

За 10 лет, к началу двухтысячных Фейри выработал свою узнаваемую цветовую палитру и стиль в создании изображений: использование 3–5 простых цветов в своих работах, геометрия простых фигур, крупный контрастный текст, вплетение военной и исторической символики. Шепард не раз повторял, что вдохновлялся русским конструктивизмом времен советской власти, Александром Родченко и братьями Стенбергами, пропагандой коммунизма в Китае, Вьетнаме, СССР. Русский конструктивизм во времена советской власти ставил цель привлечь внимание и побудить к действию, эту же цель преследовал в своих работах и Фейри.

В 2003 году вместе с женой Фэйри открыл студию дизайна «Studio Number One», в которой они начали работать над коммерческой графикой. Среди работ студии — обложки «Zeitgeist» от Smashing Pumpkins, “Mothership” для Led Zeppelin, “The Greater of Two Evils” для Anthrax, постер сериала «Декстер» по заказу Showtime, и многое другое. В качестве основного принципа работы с коммерцией художник обозначил, что работает лишь с теми брендами и артистами, которые не вызывают у него морального отторжения.

Коммерческие проекты и кампания Obey The Giant сделала Фэйри знаменитым, дав ему образ контр-культурщика и популярного артиста с уникальным стилем одновременно, причем как в США, так и за ее пределами. Заполучив внимание большой аудитории по всему миру, он стал транслировать свои взгляды на глобальные проблемы: военные конфликты, экология, политика. Фейри принял участие в антивоенной кампании “Be the Revolution”, где вместе с другими художниками делает ряд плакатов на политические и социальные темы, в том числе выступая против администрации Буша, ввязавшей страну в ряд конфликтов по всему миру.

В 2000-ых сновными темами творчества плавно становятся политика и экология
Шепард боролся с военными начинаниями Буша и безаларебным отношением к миру где мы живем.

Одна из самых популярных работ художника — портрет Барака Обамы на сине-красном фоне с надписью “Hope” («надежда»). Некоторые аналитики предвыборной компании Обамы пришли к мнению, что такой плакат дал им пару процентов голосов и помог выиграть выборы. Фейри решение о создании плаката объяснил тем, что видел в Обаме видел надежду на выход США из конфликтов, в которых страна была замешана при предыдущем президенте, с которой художник так усердно боролся. Созданием этого плаката художник второй раз наступил на те же грабли: скопировал и использовал изображение без разрешения владельца. Художнику грозил штраф в размере 25 тысяч долларов и 2 года заключения, но все обошлось.

Последние 10 лет Шепард делает очень социальные работы, в которых критикует общество и политиков. Хорошие примеры — это критика миграционной политики Трампа и поддержка движения Occupy Wall Street. Такие плакаты нередко появлялись на демонстрациях против Трампа и его взглядов на миграцию.

2 их 3 постеров серии We The People, в протест против новой миграционной политики Трампа, направленной на самые малозащищенные слои населения и национальности.

Сейчас Фейри является одним из самых популярных современных художников, работает в своей дизайн студии Studio Number One, развивает собственную линейку одежды под брендом Obey. В его ведении галерея Subliminal Projects в Лос-Анджелесе, цель которой продвижения скейт- и граффити- культуры по всему миру, развитие инновации в стрит-арте и привлечение перспективных художников. Учитывая известность художника, города сами приглашают Шепарда, предоставляя место для творчества и создания работ, в частности муралов — настенных изображений на фасадах домов. Один из таких муралов Фейри создал и в Москве, приурочив это к открытию своей выставки. Работу художника можно увидеть на фасаде депо имени Апакова, на одноименном проезде.

стащил тут
Работа художника в Нью-Йорке. Спустя 20 лет, художника перестали называть вандалом и начали приглашать раскрашивать стены сами.

Если творчество Шепарда Фейри заинтересовало — можно посмотреть документалки «Выход через сувенирную лавку» и «Obey Giant» на YouTube, чтобы проникнуться атмосферой стрит-арта со вкусом панка, пропаганды и протеста. Самые счастливые (вроде меня) имели удовольствие сходить на “Форс-Мажор” и вживую посмотреть на множество работ.

Всем респект.

--

--

Ilya Serov

This is your life! And it's ending one minute at a time! — Fight Club