Средневековые капиталисты. Средний класс Средних веков.

Средневековье было одной из самых интересных эпох в истории человечества и временем расцвета европейской цивилизации. Его можно охарактеризовать, как время вольностей и временем независимости и возможностей, несмотря на существование иерархии и ряда прав и обязанностей для каждого члена общества. Тем не менее, общество было достаточно мобильно, это касается и крестьянства, составлявшего большинство населения Европы, которое имело доступ к финансовым потокам того времени. В этом материале подобраны восемь родов деятельности той эпохи (особенно это касается XII-XV вв.), которые могли принести успех и процветание в динамичном средневековом мире. Также статья дополнена материалом на тему “был ли средний класс в Средневековье”.

I. Меняла.

В Средневековье существовала развитая и очень разнообразная по видам система монет из золота и серебра. Эмиссией монет занимались как короли, так и сеньоры, частные лица и владельцы копей. Монеты, даже несмотря на, например, одинаковый вес, могли цениться на рынке по-разному, что давало возможность предприимчивым людям извлекать из этого выгоду — такие предприниматели ставили столы (banca) на городских площадях и улицах и обменивали клиентам одни монеты на другие. Зная и разбираясь в валютных курсах, такое дело могло приносить специалисту неплохую прибыль.

II. Ростовщик.

Один из самых колоритных персонажей Средневековья, ростовщик той эпохи мог быть как ссуживателем королей и герцогов, так и обычных крестьян. При чем первые получали кредит, по большому счету, не за процент и даже не всегда предполагался возврат суммы обратно кредитору — но последний не оставался в убытке, так как взамен получал привилегии и права, вроде права сбора какого-нибудь налога. Несмотря на устоявшееся представление о повальном осуждении и запрете ростовщичества в Средние Века, действительность показывает, что положение их было очень неплохим и не таким однозначным. Не всегда принцип работы кредитора заключался в ссуде под процент. Гораздо важнее была ссуда под залог — дома, вещей (ткани, серебряные и золотые изделия, украшения), земельного участка. Никакого процента в этом случае не подразумевалось, достаточно было , чтобы должник не смог расплатиться, чтобы кредитор смог оставить залог за собой — это и составляло его прибыль. Ссуды под процент имели место быть, но не в той форме, какой она стала сегодня — Средневековье не практиковало собственно процент от ссуженной суммы: «норма прибыли никогда не выражалась в виде процентов от основной суммы долга в год. Предпочитали указывать количество одолженных денье на одно денье прибыли. То есть ссуда за «денье с двадцати» означала 5%, а за «денье с четырнадцати» — немногим более 7%» (Жак Эрс. Рождение капитализма в Средние Века, стр. 132). Интересно отметить, что кредиты выдавали не только богатые итальянцы и кагорцы (кстати, именно они, а не евреи, были главными ростовщиками той эпохи), но и обычные сельские жители могли выручать кредитом своих соседей — чаще всего безвозмездным.

III. Купец.

Купцы Средневековья были очень разнообразны и их было довольно много. Одни объединялись в торговые союзы, вроде Ганзы, в котором был свой крупный торговый флот и устав. Другие больше ориентировались на итальянские колонии в Чёрном Море и работали для своих городов-государств. Третьи не имели собственных кораблей, и нанимали судна под каждое конкретное предприятие вместе с экипажем. Были и такие, кто работал только на внутреннем европейском рынке, и никогда не бывал на Ближнем Востоке, в Африке, Китае или России.

IV. Вкладчики в торговый рейс.

Тесно связанные с теми купцами, у которых не было собственного торгового флота (да и не всегда в нем была необходимость, когда проще было нанимать, чем содержать), вкладчики состояли из обычных крестьян, вдов, горожан, которые вкладывали свои деньги в предприятие по доставке груза по определенному маршруту. Торговцы выступали в качестве предпринимателей, гарантирующих вкладчикам доход по окончании предприятия. Собранных денег хватало для найма корабля с экипажем, при этом нередко такой корабль вместе с товаром на нем страховался от возможных рисков(см. ниже).

V. Вложение в золото, квасцы и серебряные копи.

Экономический рост Европы Средневековья был довольно высоким, что доказывается высоким спросом на деньги. Поскольку деньги в то время были золотыми или серебряными, но в Европе золота было очень мало, предприниматели старались наладить поставки золота из дальних стран, вроде Мали, Судана, Эфиопии или стран Востока. Особенно на этом поприще выделились португальцы, построившие на Западном Берегу Африки ряд крепостей и городков для защиты и приюта торговцев и солдат. Серебро же в Европе имело место быть, в особенности в Сербии, Саксонии и других странах Восточной Европы. Вложения в разработки серебряных копей приносили высокую прибыль.
Но не менее важным для европейской промышленности того времени были квасцы — их использовали для окраски тканей и залежи квасцов были настоящей «золотой жилой». Многие европейские землевладельцы смогли поиметь прибыль на одних только слухах о квасцах на их земле — продавая эти земли, они обогащались, а поспешившие вложиться оставались с носом, так как не всегда слухи становились реальностью. Но так, конечно, было не всегда и иногда вложения себя оправдывали. Особенно повезло Папе Римскому, на территории которого были обнаружены крупные залежи квасцов. На фоне падения Византии, откуда в Европу поставлялись квасцы и обострения отношений с турками, залежи в городке Тольфа в 20 км от Рима были находкой века (их обнаружили в 1463-м) и могли стать источником небывалого богатства для того, кто стал бы их разрабатывать и продавать. Повезло флорентийскому дому Медичи, который через договоренности со Святым Престолом стал «эксклюзивным поставщиком» тольфийских квасцов для всей Европы.

VI. Производство товаров.

Производством товаров в Средние Века могли заниматься многие — от крестьян до менял. Главное, кто во что горазд был вложиться и было бы чем. Но организованное производство товаров давало совсем другие суммы прибыли, поэтому для предприимчивых людей было важно создать такое производство, работавшее ради производства, исключительно на рынок. Например, во Фландрии в Средние Века мощной индустрией была суконная. Сукно пользовалось спросом повсюду. Кстати, его продавали ганзейские купцы на Русь и фламандское сукно считалось эталонным. Качество продукта подтверждалось печатями. Но это не спасало товар от подражателей — англичане подделывали фламандское сукно, стараясь детально воспроизвести даже крой, размеры партий и печати — и такое поддельное сукно так же попадало на Русь, чем вызывало недовольство новгородцев.
Другой пример описываемого нами производства находим в Венеции, на острове Мурано, где сформировалась индустрия украшений из стекла, получившего свое название от самого острова. Муранское стекло пользовалось огромным спросом у жителей Африки, отдававших за него золото. Таких примеров производств можно привести массу, что не входит в задачи этой краткой статьи.
Наконец, всем известны средневековые ремесленные цеха. Хотя они не были обязательными для всех, у каждого цеха был свой строгий устав, иерархия и правила производства. Продукцию ремесленники могли продать в кварталах, где и располагались их мастерские и даже производить новые прямо на глазах покупателей.

VII. Страхование.

Морские стихийные бедствия и пираты представляли угрозу для небольших торговых судов и их экипажа, что неизбежно привело к появлению рынка страхования. Да-да, страховка была известна миру Средневековья. За потерю товара страхователь мог получить возмещение, так же как за потерю корабля. Что интересно, огромные нефы (крупные судна) страховались куда реже, поскольку риск потерпеть крушение был минимальным (как пишет Жак Эрс, не зафиксировано ни одного случая крушения корабля такого типа, который вмещал 1500 человек и более 1200 т груза), а пираты не рисковали связываться с охраной этого короля Средиземноморья.

VIII. Акционерные общества.

Вложения в рисковые единичные предприятия были не единственной возможностью пассивного заработка. Куда интереснее организация акционерных обществ, вроде тулузских мельниц, которые давали своим акционерам постоянный стабильный заработок на протяжении многих лет. Количество мельниц было свыше двух десятков и даже при значительном числе акционеров их продуктивность обеспечивала хороший заработок. Изначально основанные местными сеньорами в 12 веке, акции стали доступны в свободной продаже, поэтому даже небогатые вдовы и крестьяне имели возможность получать с них доход. Обслуживались мельницы наемными работниками, поэтому мы вправе оспорить мнение тех, кто утверждал, будто бы капитализм, как особый тип производства с привлечением капитала и наемного труда, возник только в XIX веке.

Был ли средний класс в Средневековье?

Некоторые полагают, что средний класс появился только после 1830-х годов в Англии. Что, например, среднего класса не было в Средние века, общество делилось лишь на богачей и бедняков.

Конечно же это не так. В Средние века были как бедняки, так и очень богатые. Однако полно было тех, кого нельзя причислить к тем или другим.

Так, нельзя было назвать бедными или богатыми многих купцов, проживавших в городах. Не все купцы имели собственные корабли, но они могли вполне успешно работать вскладчину со своими коллегами.

Не были бедны или богаты ремесленники. Конечно, подмастерья жили довольно бедно, но мастера — наставники подмастерий, владельцы цехов; люди, достигшие высокого уровня мастерства, чьи произведения имели спрос — несомненно, жили зажиточно. В целом же члены различных гильдий и цехов не были бедняками.

Не чувствовали недостатка в средствах и преподаватели университетов. К XIII-му столетию в Европе сложилась целая сеть университетов, единая система образования (без участия государства, как ни странно) и ученых степеней. Труд преподавателей хорошо оплачивался, во всяком случае, жить можно было безбедно. А если еще преподавать сыновьям знатных господ — добавка к жалованию.

И в сельской местности среди крестьян были как зажиточные, так и совсем бедные. Лично зависимые крестьяне, вероятно, относились к последним, а вот свободные крестьяне и даже зависимые от феодала за счет земли, вполне могли жить безбедно — причиной разорения чаще были неурожаи и природные катаклизмы, а не человеческий фактор.

К среднему классу можно было бы отнести и королевских чиновников, и трубадуров с шутами, работавших при знатных особах. К ним же можно отнести деятелей искусства, коих было весьма не мало в то время, так как спрос на искусство в европейской средневековой культуре был велик — это и увековечивание себя любимого, и работа на нужны Церкви и т.д. Не богаты, но и не бедны были многочисленные наемники, солдаты удачи — спрос на них в условиях постоянных мелких войн был всегда.

Welcome to a place where words matter. On Medium, smart voices and original ideas take center stage - with no ads in sight. Watch
Follow all the topics you care about, and we’ll deliver the best stories for you to your homepage and inbox. Explore
Get unlimited access to the best stories on Medium — and support writers while you’re at it. Just $5/month. Upgrade