Кавказ 2016. Часть 1. Сванетия.

Последнее время как-то очень редко хожу в походы. Естественным образом прекратила своё существование наша походная компания людей, разъехавшихся жить по всему миру. Милан, Мадрид или Стамбул в известный момент времени стали ближе чем Крым. Сложность и время доезда до Карпат тоже не мотивирует на локальные путешествия.

Очень соскучился по горному солнцу, душевным песням около костра, красивым видам и беззаботной жизни в целом. Правда, надо отметить, что в итоге я получил только красивые виды.

Ожидание vs реальность

16 июля. Суббота. Вылет из Харькова через Киев в Кутаиси. Борисполь заблокировали матрасники, направляющиеся в Турцию. В виду переворота в Стамбуле временно приостановили рейсы, киевский аэропорт был наполнен агрессивными семьями, которые жаждали отдыха и просто людьми, летящими в Турцию. Первый раз купил в МАУ сендвич (из обширного меню больше ничего не оказалось в наличии).

В Кутаиси нас встретил Дачи, уже несколько лет он занимается логистикой наших передвижений и проживания. Если планируете ехать в Грузию, можно написать ему, уверен Дачи сможет что-то предложить. Водитель бусика был как из фильма про грузинов. Огромный, с классическим грузинским русским. Только почему-то вместо Мимино или Мгзавреби постоянно пытался включить “Какая осень в лагерях”.

Карта маршрута. Стартовая точка — крайняя правая. Общее расстояние — 24.5 км.

17 июля. Нас 16 человек. Бусик везет нас в Сванетию, это горный регион на границе с Россией, где должна пройти первая часть похода. По приезду мы разделили вещи на то, что необходимо в походе, и то, что можно оставить в заброску. У меня это происходило согласно документа — список снаряжения. Если верить рассчетам, то рюкзак получился 29.8 кг. Дорога простая, очень похоже на Крым. Не сильно напрягаясь, дошли до пограничного кордона и стали лагерем. Даже сделали маленький костер (вся еда в походе готовилась на горелках и газе). Дождя нет, тепло, всё хорошо. Если провести ретроспективу похода, то первый день был днем отдыха.

18 июля. По-преженму все хорошо. Красивые горы. Солнышко. Главное приключение дня — переправа через реку. На фотографиях речка выглядит как ручей, но в жизни это сильный поток холодной воды, который течет по камням с очень непостоянной глубиной. То есть в одном месте глубина может быть 30 см, а через шаг уже 1.2 м. В принципе, перейти было несложно, хотя я переходил практически последним, когда изучил все ошибки первопроходцев и правильную траекторию движения. Перед рекой необходнимо было принять стратегическое решение — переходить в походных ботинках (в надежде, что они не наберут воду) или в легких запасных кроссовках (которые потом должны быстро высохнуть).

Правильные кроссовки для похода. Куплены за 169 грн в Пуме на Московском проспекте в 2009 году.

Конечно же, правильное решение было только одно — легкие кроссовки. Зная, что пойду в поход, я полгода специально не выкидывал кроссовки, которые очень быстро сохнут и весят всего 300 грамм. Все, кто переходил в ботинках, намочили их. Вечером стали лагерем уже на камнях (растительность сходит на нет постепенно с 2000 до 2500 м). Прекасный вечер, выпили немного алкоголя, спалили пару засохших кустиков. Кстати, алкоголя брали очень мало — не более 0.5л на человека. Ночью пошел дождь. Нельзя сказать, что протекание палатки стало неожиданностью, мы его ожидали и были готовы. Утром мои ботинки почему-то оказались мокрые, также как и пара носков, оставленных проветриваться на ночь. В следующий раз эти носки я увидел сухими дней через 10. Ботинки сухими я больше не увидел никогда.

19 июля. Подъем (как обычно в 6 утра). Выглянуло солнце. Мы успели поесть, отметить ДР одной из членов группы, собрать вещи не успели — пошел дождь. С подмоченным настроением прошли метров 200 и уперлись в очередную реку. Во время дождя она разлилась и местами доходила до шеи. Блицкриг провалился. Все время идет дождь, рядом ледники, температура воздуха градусов 12–13, температура воды градусов 6. Принято решение делать переправу. Женщины и дети стали лагерем и укрылись от дождя в палатках. Палатки поставили в таких местах, которые казалось бы совсем для этого непригодны. Тяжело описать сооружение переправы — её приготовили из двух ледорубов, нескольких карабинов, кучи веревки и одного добровольца, который заплыл с концом веревки на другой берег (а потом стоял там прохлождался 1.5 часа). Могу сказать одно — если бы такую переправу пришлось строить мне самому, то группа вряд ли бы достигла финиша в полном составе. Нужны реальные навыки и знания, которые у современной обычной молодежи отсутствуют как класс. Ночь. Камень упирается в бок. Мокро.

20 июля. Тяжелый день. С утра переправились. Дошли до ледника. Задача — зайти на перевал Орджоникидзе (3500 м) и разбить лагерь в районе вершины. Первый раз соединились в связки. До 3450 м — всё просто, идешь себе по снежку, никаких проблем. Но в конце ожидает сложность — на сам перевал надо залазить по землянной сыпухе с камнями под углом 45% (или около того), то есть лезть надо с помощью рук, иногда и с помощью живота. Первый раз в жизни я реально понял, что значит летящий камень и зачем в походы берут каски. На 3500 воздух уже немного разряжен, каждый шаг вынуждает активно вдыхать. Как и с переправой описать словами весь процесс тяжело. Я шел последним человеком в последней связке, восхождение на перевал всей группы заняло часа 3. Пожалуй, это было самое сложное и, главное, самое опасное мероприятие всего похода. С перевала открывается отличный вид, создается ощущение, что перед тобой затерянный мир, и сейчас откуда-то с неба сорвется птеродактель и прикончит тебя.

Лагерь разбили метров на 100 ниже перевала прямо на снегу. Склон был похож на сине-красную лыжную трассу. Никогда еще не ставил палатки на снегу. К моменту, когда я пришел в лагерь, сожители вырубили неплохую площадку. Так устал, что даже не смог сфоткать очень красивый закат. Первый раз ощутил приступ горнячки — заболела голова и, возможно, немного поднялась температура. На улице с заходом солнца похолодало. Воды для пропитания нет, надо было топить снег. Пошел дождь. Напоминаю, что палатка стоит в вырубленном в снегу угублении. Если сделать боковой разрез, то это выглядит как прямоугольный треугольник, где горизонтальный катет (по совместительству и наши тела) является дном палатки, а вертикальный катет (сантиметров 60 в высоту) должен защищать палатку от стихии. В жизни такая конструкция оказалась отличным бассейном для воды.

21 июля. Очень тяжелый день. На 3400 м спать не комфортно. Мокро и холодно. Но внизу виднеется травка и доброжелательный зеленый лес. Для спуска по леднику одели кошки, по-прежнему идем в связках. Дошли до зеленки. Сняли кошки, расслабились. В конкретно данном месте Сванетии троп вообще нет, есть только направления. Поэтому получается, что идти по леднику легко — хорошая видимость и относительно ровная поверхность. Идти по траве, а потом и кустам — значительно сложнее. К темноте мы никуда не пришли, точнее по лесу и практически вертикальному склону мы свалились к реке. Дикая горная река, на 100 метров ниже по течению водопад высотой 150 м. Мест для палатки нет. Кое-кто из девочек начал плакать. Если честно, я не совсем понимал как правильно провести эту ночь. На тот момент уже не было ни одной сухой вещи.

Руководитель похода показал рукой на две ямы с грудой камней как на неплохие места для палатки. В течении часа мы готовили подстилку из камней, травы и веток. В итоге получилась такая, как бы, подушка, на которую ногами стать нельзя (проваливаешься), но палатку поставить можно. Когда ставишь палатку в благоприятных условиях и где-то под тобой камень, то ты его ненавидишь. На этой ночевке подо мной было три камня — под правым плечом, левой булкой и правой пяткой. Это были единственные точки опоры, благодаря которым я не проваливался в мягкие ветки. Радовало, что дождь уж точно не должен нас намочить. Теоретически вся вода должна была уходить в растительную подушку под палаткой. Но физика жидкостей сработала иначе — с утра в каждом из четырех провисающих углов палатки было по стакану воды. Жалею, что забыл сфотографировать это место.

На фотографии справа мои ботинки (история про них ниже по тексту) и девочка, которая в этот потеряла желание жить

22 июля. Утро. Сильный дождь. В этот момент очень тяжело жить. Чтобы выйти из палатки надо надеть мокрую куртку, потом одну или две пары насквозь мокрых носков (первую пару я клал под каремат, поэтому она была хотя бы не ледяная), потом мокрые ботинки. Природа сжалилась — дождь закончился. Алилуя. Собираем пожитки. В путь. Путь пролегает по густому лесу (тропы по-прежнему нет). Через несколько часов мы спускаемся в рай. Рай представляет из себя горный аул с несколькими коровами, двумя собаками и женщиной. Но самое главное, что есть в раю — солнце и зеленая полянка с ручьем.

Всё, “кавказкая” часть похода окончена. Начинается “крымская”, то есть идешь по тропе, вокруг красиво, попадаются люди, рядом село. Встретили каких-то грузинских дровосеков и два белый гриба (червивые). Стали лагерем километров за 5 до села, откуда на следующий день нас должен был забрать бусик.

На фото слева показан ритуал одевания мокрых носков

23 июля. Утром я был дежурным (в походах дежурят по парам). Успешно пооучаствовал в приготовлении манной каши. Есть её было невозможно. Кастрюлю отмыть тоже. Собрались и пошли в деревню. По пути я неожиданно не смог перейти маленькую речушку, свалился в неё по пояс. Ботинки только было начали подсыхать. В деревне нам сообщили, что несколько дней назад из-за дождей смыло мосты, и вообще произошли некие катаклизмы. В заброске у меня была пара сухих носков. Никогда еще так не радовался носкам. Поход окончен.

В целом мне Грузия нравится, она не системная, но душевная. Но в этом походе был один случай, который уронил статус страны в моих глазах на 60%. В последний день я нёс большой пакет с мусором, чтобы выкинуть в селе в бак. В селе бака я не обнаружил. Водители нашего бусика общались с местным рыжим дровосеком (к слову, правильные грузины — рыжие, черные — менее правильные). Когда я у них спросил, куда можно деть мусор, они в один голос удивленно ответили: “Кидай в реку, конечно же”. Тогда я не понял, была это шутка или нет. Через минут 10 наш водитель подошел, взял пакет с земли (я что-то нелепо лепетал, пытаясь попросить не делать так) и швырнул его в реку.

История про ботинки. 6 лет назад я ходил на Эльбрус. Со мной должен был идти друг Вова (он не состоит в соцсетях, поэтому не прочитает этот пост), но за неделю до похода он сломал ногу. Зато он успел купить в секонде ботинки для похода. А я не успел. Поэтому я попросил у него ботинки, чтобы сходить в тот поход. Успешно сходил. Кто не в курсе — для походов нужна специальная обувь, которая достаточно дорогая (от 200$), и которую очень сложно подобрать, к тому же её нигде кроме походов на Кавказ (или куда-то послежнее) нельзя использовать. Прошло 6 лет. Ботинок у меня по-прежнему нет. Снова попросил ботинки у Вовы. К сожалению, за эти 6 лет они что-то утратили, а точнее клей в правом ботинке утратил свои свойства. И он сильно расклеился. Поскольку ботинки весят 2 кг и занимают кучу места, я их выкинул и Вове не верну.

ЗПТ.

Вторая часть будет про то, как я не смог зайти на Казбек, и про Батуми (очень понравился).