Путевые заметки. Северная Корея. День пятый.

Stepan Drapak
6 min readAug 18, 2019

--

В светлое социалистическое будущее

Пятый день целиком прошел в Пхеньяне. Главные пункты программы — музей революции и музей победы в корейской войне. Вообще, я не особо люблю музеи. Но тут было довольно интересно, особенно про революцию.

Музей корейской революции. Узнав что я из России солдат стал активно мне позировать

Разумеется, все повествование строится вокруг ведения революционной деятельности Ким Ир Сеном. Сложно сказать, насколько то, что там рассказывают соответствует реальности. По крайней мере версии которые я читал в интернете и та что рассказывают в музее сильно расходятся, даже если не вдаваться в подробности. То, что мне было интересно — как вообще Корея пришла к коммунизму? Ну, и на самом деле ответ довольно понятный. Нужна была идеология, вокруг которой можно объединить людей для борьбы с внешним врагом. Понятно, что более популистской идеологии, которая понравится простым людям сложно придумать. Ну и, собственно, дальше все как у нас, с той лишь разницей, что у нас Ленину реально скорее повезло, а тут все было довольно последовательно, по крайней мере, если верить рассказу в музее. Еще мне было интересно, как тут относятся к Марксу. За все время прибывания в Корее я ни разу не слышал его имени/не видел портрета. Гид сказал мне, что, конечно же товарищ Ким Ир Сен читал Маркса и брал у него лучшие идеи, но просто на его фигуре не акцентируют внимания. Ну, в целом ожидаемо. Учитывая фанатичное поклонение своим вождям, Маркс был бы там не в тему. Плюс у Маркса с Энгельсом есть сомнительный пункт, что для начала все-таки нужен капитализм, а потом уже социализм и так далее. Именно поэтому Маркс скептически относился к русским «Марксистам», так как считал Россию слишком феодальной страной, не готовой к социалистической революции. Такое, конечно, вряд ли корейцы смогли бы переварить. Вообще забавно, что все те, кто пытался строить коммунизм дружно положили на этот пункт Маркса. Конечно, ведь это уменьшает градус популизма раза в два сразу. Еще я узнал у девушки-гида, есть ли в университете курсы типа нашего научного атеизма или истории ВКПБ. Внезапно оказалось, что нет, хотя может быть она не совсем правильно поняла вопрос.

Возможно уместнее было бы написать следующий абзац в третьей части, но она и так получилась перегруженной, поэтому напишу тут. Вот интересно, почему цензура приобретает такие огромные масштабы именно при коммунистической власти? Да, за пределами коммунистических стран, разумеется, тоже имеет место цензура. Взять хотя бы Россию, да, наверно, любую страну. Но именно при коммунизме она приобретает нездоровые масштабы. То есть, как по мне, получается очень интересно. Левые популисты сначала начинают обещать фабрики крестьянам, земли рабочим, плоды революции народу, мужикам по бабе, а бабам по мужику и так далее. Народ сплачивается вокруг такой “благой” идеи, люди охотно верят в нее, умирают за нее, если надо. Но, когда доходит дело до осуществления, власти почему-то не видят другой возможности, кроме как запретить людям все, что хоть как-то может пошатнуть в них веру в светлое будущие. И все это продолжается пока холодильник не побеждает телевизор.

Метро

Перед музеем победы мы посетили метро. Ничего особенного. Небольшие старые составы. Небольшие станции. Станции украшены, видно что люди старались, но такой роскоши как у нас на некоторых станциях конечно и близко нет. В центре зала стоят свежие местные газеты.

Метро к Пхеньяне

Я читал в интернетах информацию, что когда туристам показывают метро, их заводят в отдельный вагон или убирают всех местных максимально далеко. Со мной ничего такого не было. Я стоял в толкучке со всеми и никаких особых удобств мне не создавали, чему я был очень рад. За время прибывания в Корее я очень устал от того что все пытаются открыть мне дверь или отвернуть пробку на бутылке. В целом контроль за туристами судя по всему немного снижается. Я встретил русского парня, который до этого был в КНДР, правда не Пхеньяне, и он рассказывал, что тогда, 2–3 года назад ему строго запрещали снимать все вокруг, а сейчас пожалуйста, снимай все кроме военных.

Музей победы

В музее победы показали много уничтоженных машин американцев и очень кратко рассказали историю войны. Зато очень много залов, где показывается “позорное поражение американцев”. В них обычно показывают американских солдат и генералов, сдающихся или умерших. Разумеется, показывают корабль, который они захватили у американцев. Снимать внутри музея почему-то нельзя.

Многочисленная захваченная техника империалистов
Захваченный американский корабль-разведчик
Письменные признания всех членов экипажа в том, что они шпионы

Народный дворец учебы

Помимо этого, достаточно интересно было в Народном дворце учебы. Это типа нашей Ленинской библиотеки. Можно брать книги и посидеть в интранете. Я там даже нашел книгу по диплернингу на русском, 2015 года (меня поправили в комментариях, книга 2017 года, а издана судя по википедии в 2018. Видимо я перепутал с какой-то другой книгой из этой библиотеки). Судя по оглавлению, более-менее. Не знаю уж насколько часто такие книги берут, вполне допускаю что они стоят просто для демонстрации.

Книга из северокорейской библиотеки

Кроме того, там проходят лекции на различные темы. Можно даже записаться на 6-ти месячный курс. Тебя даже будут отпускать с работы на 2 часа раньше, если ты туда пойдешь. Но при этом, разумеется, нужно все согласовывать с работодателем. А еще утверждалось, что там можно послушать любую музыку. Я почему-то отказался, но, черт возьми, нужно было попросить поставить их Летова. Как всегда, все хорошие идеи приходят не тогда, когда нужно. Кстати, гид который был в дворце учебы говорил по русски исключительно хорошо. Я прям удивился. Я это обычно пропускаю но как правило на всех крупных достопримечательностях был местный гид. Обычно это были девушки в национальных костюмах, но тут исключение. Девушка была одета в строгий, но весьма неплохой, офисный костюм.

Вид со ступенек народного дворца учебы

Был еще институт вышивки и художественный музей. Ну, я не то что бы фанат такого. В художественном музее еще более-менее было, а вот в музее вышивки совсем как-то уныло. Не знаю, зачем они туда водят людей. Мне предложили посмотреть на девушек-швеи, который работали, но мне как-то неудобно было, честно говоря.

В течение дня мне удалось хотя бы немного поговорить с девушкой-гидом, пока женщина-гид решала какие-то вопросы и мы были одни. Не на особо острые темы, но по крайней мере хоть что-то. Она интересовалась как живет молодежь в России, в каких странах с моей точки зрения лучше всего жить, обсуждали учебу и прочее. Даже обсудили немного политику, ничего острого, например как России живется при санкциях. Она сказала что больше всего хотела бы посмотреть Москву, но реальных шансов выехать из страны нет. После этого она стала чуть больше похожа на живого человека.

Заключение

Собственно на этом мое путешествие закончилось, в последний день меня доставили в аэропорт, я очень быстро прошел все чекины и таможни и ждал с температурой 39 вылета. Кондиционеры в туристических местах работают слишком хорошо. В целом Корея оставила странное впечатление. С одной стороны кажется, что живут там не так плохо, как мне казалось до этого. Хотя это конечно в первую очередь касается Пхеньяна, а это всего 14% населения. С другой стороны то что происходит в головах у людей возможно даже страшнее чем нищета. Корейцы живут мечтой об объединении. Но честно говоря, мне сложно представить как это может произойти. Даже если юг будет готов тянуть за собой сильно отставшего в экономическом плане младшего брата, то куда денутся идеи чучхе, поклонение вождям, ненависть к империалистам и прочее? Как люди будут жить в новой стране? В целом очень жалко этих людей, которые стали жертвами страшной политической игры между сверхдержавами, а потом внезапно оказались никому не нужными. При этом корейцы достаточно трудолюбивы, они могли бы очень хорошо жить если бы не все те но, про которые я уже и так много написал. Мне кажется, что чтобы хоть как-то улучшить жизнь своих людей, корейской элите необходимо начать идти на уступки, искать компромиссы. А не показывать силу, запуская ракеты в надежде выторговать чуть лучшие условия для себя чем сейчас. Я надеюсь, что когда-нибудь, каким-то образом Корея станет более свободной и я смогу, как мы всегда делаем в Европе, взять машину на прокат в какой-нибудь капиталистической прокатной компании и в свое удовольствие посмотреть на свободных людей.

--

--