Путевые заметки. Северная Корея. День четвертый.
Гидрокомплекс
Четвертый день начался с поездки в гидрокомплекс. Его построили в 68 км от Пхеньяна, вроде за 4 года. Сооружение умерено огромное, декларируется что потрачено на него было около $4ккк.
Не знаю, зачем дается это сумма, по мне так, чем меньше потратили, тем лучше, а тут даже непонятно много это или мало для такого сооружения. Строили по нескольким причинам. В частности, из-за того, что в Корее очень мало земли для обработки. И, чтобы увеличить площадь земли, которую легко обрабатывать пресной водой, они построили этот комплкес, который не давал затекать в реку соленой воде. Бонусом они получили удобный мост между частями своей страны, До этого, чтобы проехать с одного берега на другой нужно было покрыть более 200 км. Тут, конечно, не обошлось без поддержки великого/верховного правителя/вождя/лидера, я, честно говоря, запутался немного в их титулах. Визуально и по времени отличить уже могу. Помню только, что тот, что похож на Брежнева, был вначале, а умер в год моего рождения — Ким Ир Сен, а тот, что похож немного на хипстера и все время в темных очка — Ким Чен Ир. Ну, с Ыном все понятно. Дак вот, разумеется, упоминается о том, что великий правитель приехал на стройку, внушил оптимизм, веру в людей, показал, что/ как строить, и тотчас же после этого стройка пошла стахановскими темпами (раньше она тоже конечно ими шла, но вот теперь уже точно стахановскими). Был забавный инцидент в комплексе. Я там встретил двух русских, видимо, мужа с женой. Сначала нам показывали фильм про стройку, а потом еще раз примерно то же самое продублировал гид. И сначала я думал, что у меня какие-то глюки, но оказалось, что муж реально после каждой цифры, которую нам говорили, очень забавным голосом произносил “ничесе”. Забавным мне показалось это потому, что вот, допустим, я вам скажу “вес двери, открывающей шлюз — 10000 тонн”. И вот тут он бы сказал вам “ничесе”. Но, вот вы знаете, сколько тонн обычно весит такая дверь? Вот и я не знаю. И не думаю, что он знал. 10000 тонн от балды написал, даже не пробовал запоминать эти числа. В общем не знаю, меня знатно повеселило, но без интонации и вне ситуации, наверно, не то.
Еще был забавный эпизод. На пути из Пхеньяна к плотине есть небольшой город, который называется Нампхо. Ничего особо примечательного о нем сказать не могу, все примерно тоже самое что и в Кэсоне. Но когда мы его проезжали я наблюдал как жители делают ремонт домов. Вот как это выглядело.
Но позабавило меня не это. В центре всего этого действия стояла машина с громкоговорителями. Рядом с которой стояла девушка и уверенно вещала в микрофон.
Я уточнил у гидов и мои предположения подтвердились. Она подбадривала строителей и рассказывала как важно работать на благо страны, трудовой партии и идей чучхе. Кстати, микроавтобус этот их производства и мы тоже ездили на таком.
Экономика и жизнь людей
Тут, вероятно, самое время поговорить про их экономику и о том, как вообще люди живут. В целом все, конечно, максимально скромно. Если говорить про еду, то основные культуры — это рис и кукуруза. Мяса мало. Пшеницы почти нет. Большая часть еды — это овощи и трава. Чай даже мне наливали только ячменный. Вообще у них реально очень мало земли. И вся свободная земля плотно засеяна.
Даже участки непосредственно рядом с достопримечательностями. Карточки на рис пока сохраняются, 700–800 грамм в день на человека. Вообще не так и мало. Плюс к этому можно докупить макорон и другую еду в магазине. Не знаю насколько там разумные цены и насколько полки заполнены. Те магазины, которые видны с проспектов вроде не пустуют. Хотя и видно, что с разнообразием товара там беда. Из риса тут делают все, начиная с собственно обычного риса, до выпечки. Как по мне, такая выпечка не особо вкусная получается, но наверно они уже привыкли. Обычный хлеб у них рассматривается как десерт.
Что касается машин, покупать их нельзя. Почти все машины — служебные. Машину может подарить партия за особые заслуги, но таких машин очень мало. У них даже особые желтые номера. За пределами Пхеньяна дома — в основном 3–5 этажные, в довольно плохом состояние. Есть территории, в которых на каждом окне стоит солнечная батарея. Ток, насколько я понял, тут можно получить только так. Причем батареи местного производства. Я видел некоторое колличество ветряков. И не в одном месте.
Они существенно меньше чем те, что вы можете увидеть в Европе, но они есть. Дороги убитые в хлам. Но, честно говоря, я бы не сказал, что они хуже, чем в Ярославле. Иногда в Ярославле даже хуже на самом деле, тут по крайней мере нет ям размером с пол машины, просто ушатаные с небольшими ямками. Так что их правительство в случие чего может показывать ярославские дороги и говорить, “Вы что, хотите, как в России!?”. Хотя понятно, что когда у тебя по дороге проезжает максимум 100 машин в день поддерживать их не особо сложно.
Вы, наверно, ожидаете очередной мой выпад против плановой экономики. Но знаете, я решил, что тут его не будет. Да, понятно, плановая экономика — путь в тупик и так далее, но тут, конечно, главная проблема не в этом, а поэтому приплетать ее сюда было бы нечестно. Главная проблема в санкциях. Насколько я понял, Серверная Корея вообще не может торговать с другимим странами. Даже с нами и Китаем. Я слышал, что даже рабочих, которые работали в России выслали в 2018 году от греха подальше. В итоге корейцы вынуждены делать все свое. Вообще все, целиком. Начиная от запчастей для энергетики и тяжелой промышленности, заканчивая колой и мороженым.
Во времена СССР у нас был целый соц. лагерь и невероятно богатая земля, из которой можно получить все, ну или почти все, что нужно + изначально существовала какая-то промышленность и все равно населению приходилось стоять в очередях за машинами и ездить в Москву за колбасой. Здесь нет ни богатой земли, ни территории для ведения сельского хозяйства, и население всего 21 миллион человек. Я не думаю, что в таких условиях стоит вообще разводить дискуссию о том, плановая там экономика или не плановая должна быть. В целом мне показалось, что для таких условий все не так плохо. Люди не голодают, строится огромное количество новых зданий. В Пхеньяне действительно ОЧЕНЬ много новых многоэтажек.
Они все построены недавно. Гиды очень часто обращали внимание на комплекс зданий и гордо говорили, что все они построены в 201х году за 1–2 года. Относительно их качества, конечно, сказать ничего не могу, но, по крайней мере не думаю, что они хуже, чем среднестатистические дома у нас или в Китае, а выглядят они иногда даже интересно.
Телефоны есть почти у всех. На улице реального много людей, которые залипают в смартфоны. Естественно позвонить заграницу никуда нельзя. И их местного интранета в телефонах тоже нет. Компьютеры же продаются более менее свободно, но поскольку санкции не дают возможности свободно закупать комплектующие, купить их тяжело. Все б/у, но у обоих моих гидов дома был компьютер с интранетом. В интранете разумеется жесткая цензура, есть чаты и всякая “полезная” информация. Есть полноценные симки для иностранцев, но стоят они супер дорого. Вообще по части срубания бабла на интуристах Корейцы неплохо продвинулась.
Разумеется, во всех санкциях винят американцев. Гид рассказывала, что еще давно они несколько раз пускали комиссию МАгАтЭ, и они ничего не находили. Но при этом они не пустили их на какие-то отдельные военные базы. Мол нечего показывать все подряд этой комиссии, а базы эти с ядерными исследованиями якобы никак не связаны. Ну и дальше под предлогом недопоказонности проклятые янки начали вводить санцкии. Кроме того, они договорились с американцами, что Корея не будет обогащать уран, а они, Америка, построит для них АЭС. Но американцы так ничего и не построили. Но понятно, что все не так просто, если ты каждую неделю запускаешь по ракете, а потом ждешь что тебе будут строить АЭС… Возможно ты что-то делаешь не так.
Продолжение, день пятый.