Каменный остров

stpetersbirds app
7 min readSep 14, 2017

--

Пока погода еще позволяет ненадолго выйти из дома, самое время поговорить об островах.

Территорию, на которой расположены Каменный, Крестовский и Елагин остров, когда-то давно занимали глухие чухонские деревеньки. В первые годы после основания Санкт-Петербурга у островов сложилась странная репутация: ими было престижно владеть, но жить там было очень неудобно. Среди почётных владельцев числились, например, канцлеры Головкин и Бестужев-Рюмин. Последний, кстати, неплохо благоустроил Каменный остров, осушив болота и разбив там удобный для проведения вечеринок сад.

Несмотря на все старания, формально острова считались диким закадьем до тех пор, пока сама Екатерина II не решила, что Каменный — подходящее место для резиденции её единственного (или единственного законного, но мы не любим спекулировать), но не очень любимого сына Павла. Ведь остров находится далеко и от Зимнего дворца, и от Царского села, летней резиденции высокопоставленных особ.

Во время правления Павла I земли близ его дворца на Каменном стали покупать желавшие быть поближе к императору чиновники. Более полувека спустя, уже при Александре II, за островами закрепился статус неплохого такого дачного места — зелень, водоемы, свежий воздух, близость к городу — что еще надо скромному дворянину?

Элитный жилой комплекс на Каменном, 2-я Березовая аллея, 17

После революции большинство дачных особняков были переоборудованы под санатории для рабочих, а с начала 30-х годов была четко определена специализация и концепция развития каждого острова: Каменный — здравницы, а позже — правительственные дачи, Крестовский — место проведения спортивных мероприятий, Елагин — “Парк культуры и отдыха”.

А мы сегодня предлагаем вам прогуляться с нами по Каменному острову. В качестве отправной точки мы выбрали прекрасный дом с башенкой — Особняк графини Клейнмихель.

Особняк графини Клейнмихель, Крестовки наб., 12

Мария Эдуардовна Клейнмихель была хозяйкой великосветского салона, который посещали государственные деятели, дипломаты и вообще вся элита Петербурга. Принимала она их как раз в этом прекрасном доме, который арендовала в конце XIX века аж на 90 лет. Популярность этого салона была очень велика. Завистники (те, кто не проходил фейс-контроль на вечеринки) говорили, что салон является политическим и прогерманским. Мария Эдуардовна эти утверждения, разумеется, отрицала. С начала Первой мировой войны графиня на свои средства организовала в доме госпиталь для раненых. В 1918 году дачу национализировали, устроили в ней сначала объединенный клуб домов отдыха для рабочих. А после войны в доме находилось общежитие завода “Электрик”.

В особняке Клейнмихель снимался эпизод фильма «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона». В серии «Сокровища Агры» Доктор Ватсон был прислан во дворец за псом по кличке Тори.

Особняк графини Клейнмихель, фото 1920 года. Источник: http://www.citywalls.ru/

Если пойти по набережной реки Крестовки, а потом свернуть на 2-ю Березовую аллею, можно увидеть Особняк архитектора Мельцера.

Особняк архитектора Р. Ф. Мельцера, Полевая аллея, 8

Архитектор Р. Ф. Мельцер в 1901 году принял решение построить собственный дом на Каменном острове. При постройке своего особняка архитектор использовал мотивы древнерусского зодчества. Из-за внешнего вида дом прозвали “Домом Бабы-Яги” или “Домом-сказкой”. Сейчас из-за забора сложно понять причины такого названия, поэтому прикладываем фотографию из “Ежегодника Общества архитекторов-художников” 1906 года:

Дом Бабы-Яги (всё тот же Особняк Мельцера), 1960 год

Рядом со своим особняком Мельцер построил Флигель, который использовался как гараж и дворницкая:

Флигель при Особняке Мельцера, Полевая аллея, 6

А мы идем дальше по 2-й Березовой аллее и встречаем здание, которое знаем как дом Ирэн Адлер из фильма “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона” — Дачу Гаусвальд. Особняк является первой постройкой в стиле модерн в России. Здание строилось по типу английских коттеджей для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд. В советское время в особняке расположился санаторий-профилакторий Ленинградского металлического завода. Впоследствии (и долгое время) здание было заброшено. Еще позже выяснилось, что над дачей Гаусвальд нависла угроза исчезновения — 85% конструкций были разрушены белым домовым грибом. Но буквально до недавнего времени не предпринималось никаких мер, чтобы исправить ситуацию. Летом 2017 года, ко всеобщему удивлению, особняк начали ремонтировать. Как оказалось, три четверти конструкций спасти все-таки можно, что и планирует сделать текущий владелец (частная компания) к 1 июню 2018 г.

Дача Гаусвальд, 2-я Березовая аллея, 32

Если пройти еще немного по 2-й Березовой аллее, нашему взору предстанет невероятной красоты дом, который принадлежал швейцарскому портному, поставщику императорского двора, Э. Г. Фолленвейдеру.

Особняк Фолленвейдера. Большая аллея, 13

Особняк Фолленвейдера похож на старинный замок. Дом считается ярчайшим представителем “северного модерна” в Петербурге — стиля, сложившегося под воздействием национального романтизма Финляндии и Скандинавии. Построил дом уже известный нам архитектор Р.Ф. Мельцер. В первые годы советского периода особняк приспособили под санаторий по болезням желудочно-кишечного тракта. В 1992 году дом был передан Генеральному Консульству Дании. Но не спешите искать вакансии в Консульстве Дании, потому что в 2009 году оно из здания съехало. Дом купила девелоперская фирма, чтобы открыть в нем дорогой отель. Отель пока не открыли, но и дом, судя по его состоянию, не пустует.

Если пройти чуть дальше по 2-й Березовой аллее, а потом свернуть к набережной реки Большой Невки, мы увидим Комплексную школу высшего спортивного мастерства, построенную на месте бывшего Инвалидного дома. Инвалидный дом был основан Павлом I для военных моряков. Первыми посетителями заведения стали участники Чесменского сражения по время русско-турецкой войны.

Большой Невки наб., 10. Скульптуры олимпийских чемпионов: Рощин, Карелин, Соловьев.

Чтобы дойти от Дома инвалидов до главного дворца на острове, вам необходимо перейти Каменноостровский проспект. И вы уже наверняка догадались, что наша речь пойдет о Каменноостровском дворце.

Каменноостровский дворец. Малой Невки наб., д. 1.

Как вы помните, дворец строился по указу Екатерины II для её всё ещё законного, но не очень любимого сына Павла. А позже здание стало одной из любимых резиденций сына Павла I, императора Александра I. Здесь в августе 1812 года он поручил командование русской армией М.И. Кутузову.

После смерти императора дворец перешёл его младшему брату — бравому вояке, любителю анекдотов, собеседнику солнца русской поэзии и просто интересной личности — великому князю Михаилу Павловичу.

А в советское время дворец стал… Угадайте: чем? Правильно, санаторием. Потом здание долго находилось на реставрации и искало своё предназначение. А в декабре 2015 года в Каменноостровском дворце расположилась “Академия талантов” — бюджетное заведение для юных дарований.

А мы снова переходим Каменноостровский проспект и идем вдоль набережной Малой Невки. В доме № 25 жил Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся русский ученый, медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии в России. Владимир Михайлович сам принимал участие в проектировании дома и прожил в нем с 1914 по 1927 год. Правда, изначально дом был фахверковым (то есть основой его конструкции служили наклонные деревянные балки) но в 1950-е годы его реконструировали: воссоздали в камне и оштукатурили.

Дом Бехтерева. Малой Невки наб., 25.

Дом 1 по Боковой аллее (он же — дом княгини М. К. Кугушевой) ценен, в первую очередь, тем, что хорошо сохранился, несмотря на то, что в советское время был поделен на коммунальные квартиры. Во-вторых, в 70-е годы был передан художественной школе Кустодиева, коей принадлежит и сейчас. И в-третьих, он не огорожен забором, что, согласитесь, едва ли не самый главный плюс.

Дом княгини М. К. Кугушевой. Боковая аллея, 1.

Особняк на набережной Малой Невки, 16 впечатляет своими колоннами, мощным фронтоном и прекрасной ротондой, над которой изначально предполагалось установить купол. В доме жил известный инженер, строитель Сибирской железной дороги С.Н. Чаев. Это не единственный его особняк в Санкт-Петербурге, но точно стоящий внимания. В 1960-е годы тут был Клуб дома отдыха им. С. М. Кирова, а в 80-е годы — арт-площадка декадентской группы «Оберманекен». Основатели группы и их друзья, в частности, группа “Аквариум”, устраивали тут перфомансы. Но после новогоднего спектакля на некрофилические темы группу «Оберманекен» почему-то попросили покинуть особняк.

Дом Чаева. Малой Невки наб., 16

Знакомьтесь, “Голубая дача”. Она была построена для жены статского советника Вургафта в начале 20 века. Фронтон и колонны очень похожи на те, что мы видели на доме Чаева. В предреволюционные годы в особняке по инициативе арендатора устраивались праздники для маленьких каменноостровцев. А 1918 году дом был предсказуемо национализирован и передан детской колонии. Сейчас здание находится под охраной и выглядит довольно ухоженным, но кому он принадлежит, сложно сказать.

Голубая дача. Крестовки наб., 2.

Если вы догуляли с нами до этого момента, то приглашаем вас пройти на Мало-Крестовский мост и полюбоваться слиянием рек Крестовки и Малой Невки.

Кстати, о мостах: формально Каменный остров долгое время был пятью маленькими островами. В 1740–1820-е годы были прорыты Большой, Малый и несколько ещё более мелких каналов. В 1960-е годы большую часть каналов засыпали, и остались только Малый канал, участок Большого канала от Малого канала до Крестовки и канал вдоль Большой Невки, а пять островов превратились в три. Чтобы Каменный остров был единым, существовали 19 мостов, получивших в 1950-е годы названия 2–20-й Каменноостровские (1-м Каменноостровским считался Каменноостровский мост через Малую Невку). После того, как часть каналов была засыпана, мостов осталось семь, и порядок их был очень логичен: 2-й, 3-й, 9-й, 11-й, 19-й и 20-й.

Вы, конечно, встретили некоторые из них по дороге, а мы надеемся, что вам эта дорога понравилась.

Originally published at telegra.ph on September 14, 2017.

--

--