Выпуск 1: учимся учиться

Study Hard Party Never
6 min readAug 7, 2016

Кажется довольно логичным начать задротский бложик (тм) рассказом про курс для зануд — курсеровский Learning How to Learn. Как будто мало непрерывно чему-то учиться, надо ещё и делать это по науке.

Про этот курс я узнала от Мани Борзенко (Маня, привет и спасибо!), а потом выяснилось, что немало моих знакомых либо слышали о нём, либо сами его прошли. Он очень мне понравился и оказался крайне полезным, далеко не только в учёбе, но и в работе, и просто так. Я, видимо, буду ещё несколько раз про него писать, но сейчас начну с базового конспекта.

Два режима

Одна из главных идей курса в том, что мозг человека может работать в двух режимах: focused (сфокусированном) и diffused (рассеянном). Первый — про решение конкретных задач, про сосредоточенную работу; второй — про творчество, генерацию идей, поток сознания.

Такое разделение помогло мне отрефлексировать собственные паттерны — в основном в работе. Скажем, я давно заметила, что у меня есть режимы «делать дела» и «работать». Если получилось так, что я с утра бегаю по делам, копошусь по хозяйству, решаю какие-то мелкие проблемы, сесть и основательно вкопаться в работу в этот день уже не получится. Разделение, предложенное авторами курса, вполне объясняет, почему. Но и в работе, как я осознала уже в процессе курса, действительно выделяется два режима: «контент-мендежмент» и «писанина». И, опять же, если я вкапываюсь в контент-менеджмент, до писанины я не доберусь, и тексты день за днём остаются ненаписанными. Вообще авторы считают, что можно переключаться из одного режима в другой. Можно, но лично у меня это устроено хитро, я ещё ниже скажу.

Сон и физическая активность

Преподаватели немало говорили о том, что, как кажется, не слишком относится к обучению. На самом деле — очень относится. Во сне нейронные связи укрепляются, позволяя информации уложиться. Очень полезно заниматься перед сном: мозг в бессознательном режиме будет обрабатывать новые сведения, и они усвоятся лучше. Ни в коем, повторяю, ни в коем случае нельзя мало спать перед ответственными экзаменами и тестами и вообще важными мероприятиями, где вам потребуется мозг.

С упражнениями похожая история. Миф про то, что какой мозг у нас при рождении, такой и всю жизнь, опровергли: новые клетки там появляются постоянно. Но если ими не пользоваться, они успешно отомрут. Поэтому таки да, надо пользоваться головой, а ещё — не пренебрегать тренировками, они помогают клеткам выживать и отлично переключают голову. Если вы застряли над задачей, выйдите на пробежку, и она решится сама собой у вас в голове. Ну, примерно так.

Повторение мать этого самого

Ключ к успешному усвоению новой информации — повторение. Повторение должно быть регулярным, но не обязательно длительным. Скажем, час занятий, растянутый на неделю, эффективнее часа занятий подряд. Регулярное размеренное повторение позволяет новому уложиться в аккуратную систему. Преподаватели часто приводили в пример кирпичную стену: если класть кирпичики аккуратно, постепенно, но регулярно, кладка получится ровной и прочной; если накидывать их когда и как попало, получится куча, от которой мало толку.

Метафоры и аналогии

Ещё один способ успешно усвоить новое — пользоваться метафорами и аналогиями, максимально визуальными. Сложные концепции можно визуализировать; метафоры редко получаются идеальными, но если они абсурдные и очень яркие — они успешно запомнятся. Сюда же всякие мнемонические приёмы, анаграммы, аббревиатуры, которые формируют слово, и прочее подобное. Лично я не очень склонна к визуальным метафорам — я не очень про картинки, я про слова; но многим может быть полезно.

Прокрастинация

Прокрастинация возникает, когда мы не хотим браться за какую-то задачу. Мозг натурально регистрирует болевые импульсы и стремится всеми силами от них отвлечься. Так мы переключаемся на очень простые действия, которые несут быстрый и приятный результат. Фокус здесь в том, чтобы заставить себя начать: часто оказывается, что задача совсем не такая страшная. Ещё полезно разбивать большие задачи на маленькие кусочки. Скажем, задача написать книгу выглядит жутковато, а вот задача написать за сегодня страницу текста — гораздо более подъёмная. И здесь тоже полезна регулярность: не хвататься за страшную задачу накануне дедлайна, а есть её маленькими кусочками постепенно, начав заранее.

Связанная с этим история — про «жаб». Многие начинают день с простых задач, надеясь раскачаться и дойти до сложных. Так не работает: мы тратим время и мозг на простые задачи, к концу дня его не остаётся, и до сложной задачи мы не добираемся. А уж тем более, если она неприятная. Поэтому многие (не только в этом курсе, это распространённый совет) советуют есть жаб первым делом с утра, а потом переключаться на простое, приятное, понятное.

Здесь продолжу про личный опыт. Я решила объединить советы есть жаб с утра и писать с утра и в один из дней взялась за тексты первым делом. Да, это работает. Следующий шаг — во время писанины не отвлекаться ни на какую переписку, даже рабочую, она здорово сбивает. Интересный вывод здесь заключается в том, что переключиться с писанины на контент-менджмент в рамках одного дня получается и даёт хороший результат, а наоборот — не получается. То есть идея про переключение режимов в моём индивидуальном случае работает ммм частично.

Ещё

  1. Идея «кусочков информации» — chunks. Чанки — мельчайшие биты информации. Они сцепляются и формируют чанки побольше. Сформированный чанк позволяет выполнять задачу быстро и не задумываясь. Скажем, сначала ты учишь слово, потом второе, потом пятое, потом объединяешь их в предложение, а потом способен без запинки произнести Извинявайте, само малко разбирам български. Точно так же спортивный скилл: ты учишься ставить одну ногу, другую, держать биту, замахиваться, не падать, попадать по мячу — а потом спокойно одним движением отбиваешь мяч.
  2. Идея переключения с задачи на задачу. Сделал одну задачу — переключись на что-то совсем другое. Застрял, завис — переключись. Это одна из многих причин, по которым я люблю фриланс, свободный график и работу из дома. Закончила задачу — пошла загрузила стиралку. Закончила другую — позанималась и побесилась с собакой. Задолбалась окончательно — вывалилась в магазин или ещё куда. И мозг переключается, и что-то полезное сделала, и не теряешь время на бессмысленную тупку в интернет.
  3. Кратковременная память и многозадачность. Working memory держит 4 вещи одновременно, не больше. Multitasking — миф. Переключаясь между несколькими задачами, ты в итоге ни одну не делаешь качественно. Сорри, но лучшего способа выполнить задачу, чем сосредоточиться только на ней — нет.
  4. Помодоро. Тоже много где советуют. Ставишь таймер на 25 минут (или 30, или 40, или час) и эти 25 минут работаешь над задачей. Важно! Не ставить себе цель «закончить задачу», а говорить: «следующие 25 минут я работаю над этой задачей». То, что инструкторы называют концентрацией на процессе, а не результате. Ещё важно! После звонка таймера переключиться и вознаградить себя.

Пожалуй, базово примерно так. Как я сказала, я ещё не раз вернусь к этому курсу — к рекомендованным статьям, отдельным интервью и конкретным идеям. В конце концов, как советуют сами преподаватели, пересказывать изученное другим — один из прекрасных способов лучше понять и запомнить самому.

А, одна деталь. Я так и не поняла, зачем преподаватели в конце каждого, каждого, даже минутного видео повторяли своё имя и какую-то дежурную фразу. Предполагаю, чтобы мощно подкрепить свой тезис о пользе регулярных повторений. Фраза Thakns for learning about learning теперь со мной навсегда.

Хотите больше читать про учёбу, языки и разное познавательное? У этого блога есть Telegram-канал, в который я стараюсь почти каждый день писать что-нибудь занятное.

Если вам нравится мой блог, поддержите меня любой суммой.

--

--