Хроника событий после публикации расследования о казанском тренере по ЧГК Айрате Мухарлямове (обновляется)
Мухарлямов писал пострадавшим после звонка журналиста 4 февраля: последние новости.
7 февраля:
— Мы позвонили Ниязу Гафиятуллину, который в 2012 году был директором 19 гимназии, и попросили прокомментировать ситуацию с Алией Бабий.
Нияз Мансурович подтвердил, что встреча с мамой девочки действительно была, как и жалоба: «Но я не помню содержания разговора, не помню части о гениталиях, я помню, что речь была о неподобающем поведении». По его словам, они провели внутреннюю проверку, другие дети ничего не сказали, так что они ограничились беседой с Мухарлямовым, так как он тогда был начинающим, молодым педагогом, который мог не уметь выстраивать границы с детьми.
Гафиятуллин добавил, что его глубоко задела статья о Мухарлямове, и он готов предоставить пострадавшим девочкам поддержку, в том числе юридическую. Также отметил, что девочки из 19 гимназии, независимо от того, случилось это, когда он был директором или нет, если доверяют ему, могут прийти и рассказать о случившемся. Он обещает сделать все, что в его силах, включая предоставление адвокатов.
— Также нам стало известно, что после звонка журналиста 4 февраля Айрат Мухарлямов звонил и писал одной из совершеннолетних героинь материала. Спрашивал, из-за нее ли его посадят и уволят. Она подтвердила ему, что давала комментарий для статьи.
Позже другие девушки начали присылать нам скриншоты, подтверждающие, что он пытался связаться со многими пострадавшими. В том числе с теми, которые не являются героинями материала. Мы публикуем несколько скриншотов с разрешения девушек.
Здесь девушка попросила закрыть время отправки сообщений, т.к. боится, что Мухарлямов вычислит ее и снова будет писать.
Что известно к вечеру 6 февраля:
— Вчера мы сообщали, что учителя лицея им. Лобачевского пишут положительные характеристики на Айрата Мухарлямова. Сегодня мы получили еще одно подтверждение этому и публикуем его.
Фото незначительно обработано, чтобы скрыть ракурс съемки и обезопасить автора.
— Также со слов учеников стало известно о собрании в 19 гимназии 5 февраля: «Прямо сейчас на тренировке ЧГК в гимназии 19 директор принимает решения о действиях на время, которое нужно для «восстановления доброго имени Айрата Ринатовича в СМИ». Эту информацию подтвердило нам двое не знакомых друг с другом человек.
— В редакцию позвонила Алия Бабий — мама одной из выпускниц 19 гимназии и рассказала о том, что случилось с ее дочерью, когда она училась в старших классах (речь идет о 2011–2013 гг., девушка закончила школу в 2013 году, — прим.ред.) в поездке команды по ЧГК в Уфу.
По ее словам, тогда в поездку Мухарлямов купил алкоголь и покупал его на протяжении всего времени: «И в поезде, и при дальнейшем проживании детей на этих играх Мухарлямов покупал алкоголь и спаивал детей. И вел постоянно какие-то сальные разговоры про гениталии мужские и женские. Вел себя совершенно недостойно. Панибратствовал с ними и склонял к таким сексуальным разговорам, — рассказала женщина. — Я соблюдающая мусульманка, для нашей семьи это неприемлемо».
Как только они вернулись в Казань, девушка рассказала все матери: «С моей дочерью ничего не произошло, он ее не домогался, но она человек принципиальный, она выразилась, что для нее эта вся ситуация неприемлема, и она не будет ее скрывать». Дочь Алии Бабий вместе с мамой и подругой решили пойти к директору гимназии — Ниязу Гафиятуллину (был директором с 2011 по 2016 год, — прим. ред.).
Госпожа Бабий рассказывает, что сначала она пошла к директору одна:
«Я была знакома с Гафиятуллиным. Мы были близко знакомы как родительница и директор, он еще с самого начала после института пришел к нам в класс преподавателем физики. Я была уверена, что Нияз Мансурович должным образом среагирует на всю эту ситуацию. И думала, что все это безобразие должным образом оценится и пресечется, — рассказывает Алия Минхарисовна. — Он мне не поверил и сказал, что быть такого не может, сказал, что я клевещу и так далее, — это зная, что я мусульманка и что я априори не буду врать — он сделал меня врушкой. Я тогда сказала, что я не одна. И что есть другая девочка, которая может это подтвердить». Но вторая девочка в последний момент отказалась идти к директору.
После этого, по словам матери, ее дочь в классе начали травить: «Ее не включали в команду, не давали играть. А я прекрасно знаю, что Нияз Мансурович имеет очень сильные связи, и знаю, откуда они растут. Говорю, дальше я не пойду. У меня больше не было сил».
Бабий рассказывает, что ее дочь пытались лишить золотой медали. После этого женщина заявила педагогам, что если это продолжится, если ее дочери не дадут закончить гимназию, она с информацией о Мухарлямове «пойдет до конца». Девочка закончила школу с золотой медалью, но «принципиально не пошла на выпускной». Алия Минхарисовна говорит, что им тогда пришлось просто смириться с ситуацией.
5 февраля, после 20:00
Вечером 5 февраля в редакцию обратилась еще одна ученица Лицея им. Лобачевского. По ее словам, сегодня весь день учителя пишут положительные характеристики на Айрата Мухарлямова.
Также Света (имя изменено. Прим.ред) добавила, что «слухи между учениками давно ходили, но почему-то ничего не предпринимали». Она подтвердила, что уже слышала истории, описанные в материале, они «были рассказаны точно так же несколькими разными людьми, с разных сторон».
В нашей статье были указаны слова директрисы Елены Скобельцыной о том, что ключи от кабинетов выдаются только завучем заранее и чаще всего Мухарлямов занимается в кабинете с прозрачными стеклами. Света рассказала, что это не так. По ее словам, в лицее есть кабинет, который находится дальше остальных, на третьем этаже. В этом кабинете часто проходят тренировки по ЧГК. Света рассказывает, что регулярно видела, как в том кабинете горит свет, хотя сам он закрыт, и происходило это уже после окончания занятий: «И вообще получить ключ от любого кабинета в лицее — не проблема, если ты учитель или заведующий кружком. Просто говоришь, какой тебе нужен, и его выдают».
5 февраля, до 18:10
Что мы знаем про встречу в лицее
Она началась уже после публикации материала, примерно в 8:15, и продлилась до 8:25. На встрече было примерно 30–40 детей. Не все они связаны со школьным ЧГК. По информации нашего источника, попросившего сохранить анонимность, некоторые просили прийти своих друзей, чтобы поддержать Мухарлямова.
У детей спросили, «хороший ли он педагог», «было ли что-то, чего не должно было быть» и знают ли они, «что в случае чего нужно идти ко взрослым». После этого им предложили проголосовать, оставлять ли Мухарлямова в лицее. Большинство решило его оставить.
Что известно о других пострадавших
После публикации к нам стали обращаться новые пострадавшие. Некоторые готовы анонимно подтвердить, что либо тоже сталкивались с домогательствами, либо знают тех, кто сталкивался.
Одна из них позвонила после встречи в лицее, попросила не называть ее имя и возраст (мы можем только сказать, что ей меньше 16, — прим. ред). Сказала, что может подтвердить информацию о спаивании: «постоянно предлагает и покупает алкоголь, иногда пьет сам», «регулярно после тренировок и встреч предлагает всем задержаться, заказать пиццу и купить алкоголь», «предлагал задержаться и выпить и мне».
Рассказала, что к ее подруге, когда и подруга, и Айрат были пьяны, он приставал, целовал и засовывал руки под одежду. По ее словам, временной промежуток происходящего — последние два года. Более точную дату говорить девушка отказалась, чтобы не подставить под подозрения подругу.
Что собирается делать Айрат Мухарлямов
С утра он ходит по соцсетям и оставляет комментарии о том, что его скоро посадят, что он не мог этого сделать. На своей странице написал, что будет подавать в суд, удалил с нее всю информацию, фотографии и закрыл профиль. На кого и по какой статье Айрат Ринатович подаст в суд — не уточняется.
Другие реакции
Пресс-служба прокуратуры Республики Татарстан сообщила, что наша статья передана в профильный отдел по надзору за соблюдением законодательства в отношении несовершеннолетних. И будет передана в СК РФ.
Пресс-служба мэрии прислала официальный комментарий: «В настоящее время Айрат Мухарлямов работает в МАОУ «Гимназия №19» по совместительству с 2010 года (ведет кружок «Что? Где? Когда?»). За время его работы заявлений от учеников и родителей в отношении педагога не поступало. Изложенная в СМИ информация вызвала большую обеспокоенность Управления образования. В данный момент мы ждем результатов проверки данной информации правоохранительными органами, а также специально созданной комиссией при Управлении образования Казани. О его работе в лицее-интернате имени Лобачевского при КФУ просим обращаться в вуз».
Из казанских масс-медиа отреагировали «Казанский репортер», Инде, ProKazan, Коммерсантъ Волга-Урал.