“Последний портрет”: Анекдоты о гении

Lust for sense
3 min readDec 16, 2017

--

Фильм британского режиссера Стэнли Туччи “Последний портрет” о последних годах Альберто Джакометти с оскароносным Джеффри Рашем (“Лучшее предложение”, “Влюбленный Шекспир” и пр.) в главной роли должен был бы стать событием, а стал сборником анекдотов о безумном гении и богемном Париже 60-х годов прошлого века.

Фильм снят на основе книги Джеймса Лорда, американского журналиста и критика, чей портрет по случаю писал Альберто Джакометти в 1965 г. Джеймс Лорд, предприимчивый американец, уже тогда понял, что из этого можно извлечь хорошие дивиденды. Он ежедневно делал заметки о днях, проведенных в студии Джакометти, наблюдал за его экстравагантной жизнью, записывал его высказывания обо всем и фотографировал изменения портрета. Да, благодаря его заметкам мы имеем бесценные материалы о том, как творил Альберто Джакометти, а Джеймс Лорд — книгу и портрет, благодаря которым о нем узнал мир.

Джеймс Лорд, позирующий Джакометти.

Богемный Париж середины прошлого века с его изумляющими американца нравами; художника с вечной сигарой в руке и его запутанную личную жизнь; его мрачную и запущенную мастерскую; его преданного брата мы видим глазами холеного, респектабельного представителя иной культуры, иного мировоззрения, неизменно вежливого, в безупречном костюме. И, возможно, именно этот взгляд из другого мира позволил заострить странности образа жизни, личности, манер и привычек, суждений и поступков художника. И именно этот холодный и спекулятивный взгляд наблюдателя превратил Джакометти в гротескного безумца, комедианта, человека, не справляющегося со своей жизнью, авантюриста, любителя острых ощущений и парадоксальных высказываний, в образ художника из анекдотов, чтобы покачать головой и подумать: “ой, нам такого не нужно”; “нам бы поближе к земле и реальности”; и “не дай бог такую старость”.

Причем, глазами художника именно Джеймс выглядит психопатом… анфас, а в фас — дикарем, и что место ему если не в тюрьме, то в психушке. Это и отражено в портрете, но мало кто поймет, уверен Джакометти.

На мир художника журналист смотрит с другого ракурса, и отнесение этих двух обаятельных людей к разным мирам подчеркнуто драматургически. Мизансцена, которая повторяется в течение фильма несколько раз в чуть измененных вариантах: художник и его модель по разные стороны пустынной и мрачной мастерской, их позы и выражение лица (желание нравиться и желание понять и выразить), их одиночество (осознанное и нет); их разделенность, не столь очевидная, когда они беседуют и гуляют по кладбищу.

Джакометти и его любовь Каролина

За 18 дней позирования для портрета (изначально планировалось, что это займет часа 2, максимум день, но стало продолжительным французским приключением Джеймса Лорда, не зря его поход в мастерскую Джакометти начинается с неизменного французского аккордеона рекламного Парижа) журналист успел разглядеть не только насыщенную личную жизнь немолодого художника, но и зафиксировать отношение мэтра к деньгам, самоубийству, удовольствиям, любви, искусству и смыслу жизни.

Парадоксальные высказывания Джакометти на фоне его экстравагантных выходок выглядят как штрихи к портрету художника, чьи работы будут вскоре продаваться за миллионы долларов, но не как глубокие суждения философа, чьими собеседниками были Сартр и Жене, а работы стали выражением экзистенциального одиночества, хрупкости человеческой психики и жизни.

Тем не менее, фильм интересен не только завораживающей игрой Джеффри Раша, но и красотой операторских решений. Его стоит посмотреть хотя бы потому, что это первый художественный фильм об Альберто Джакометти, и если это способ привлечь интерес к его творчеству, к его личности, к его мировоззрению, чтобы копнуть поглубже, то это достойное времяпровождение.

4/5

Билеты уже на “Киноходе”

--

--