“Призрачная нить” любви, жизни и смерти

Lust for sense
5 min readFeb 4, 2018

--

Один из 10 величайших режиссеров современности Пол Томас Андерсон (“Нефть”,”Мастер”, “Врожденный порок”), 6 раз номинированный на “Оскар” и единственный актер, трижды получивший этот “Оскар”, не будучи даже американцем, Дэниэл Дэй-Льюис (“Невыносимая легкость бытия”, “Нефть”, “Линкольн”), заявивший, что это его последняя роль в кино и что он утомился получать золотую статуэтку, — достаточные поводы, чтобы бежать в кино и смотреть фильм.

А менее очевидных поводов так много, что на пресс-показе в зале не было свободных мест. Начну с того, что это фантастически красивое и эстетское кино о мире высокой моды (оператор — также Пол Томас Андерсон); прототипом главного героя стал первый кутюрье Америки Чарльз Джеймс (“Баленсиага”), который возвел “прикладное искусство в чистую форму искусства”; это фильм о любви и страсти, в реалистичной ткани которого переплетается столько сказочных мотивов и психологических подтекстов, что не устаешь расплетать клубки более двух часов.

Для начала покажу вам фото для Vogue Чарльза Джеймса, чтобы вы прониклись, насколько близко к первоисточнику эстетика прародителя Диора воссоздана в фильме.

А теперь о сюжете. Он на первый взгляд прост: знаменитый кутюрье в расцвете профессиональной карьеры, обожаемый клиентками, среди которых есть и герцогини, и принцесса, и богатые буржуа, выпроводив очередную опостылевшую музу, в загородном кафе видит милую официантку, приглашает ее на ужин, а потом и в дом, где она пытается обосноваться. В доме правит “старая приятельница” Сюрил (то ли сестра, то ли одна из первых муз, которой удалось доказать свою преданность и значимость), она же управляет Модным домом, избавляется от надоевших муз и является главным советчиком Рейнолдса Вудкока. Альма (муза-официантка) прекрасна внешне, но обладает плохими манерами, которые раздражают Рейнолдса, дурным вкусом, за который прочно держится, и, как выяснилось, амбициями — стать главной женщиной в жизни главного героя, потеснив не только высокопоставленных клиенток, но и “всегда правую” Сюрил, умершую мать, и даже работу. Спойлер: ей это удается.

А теперь про все сказочные мотивы, которые мне удалось разглядеть (вы добавляйте свои). На первый взгляд, это история Золушки (и темы камина, очага, кухни ей в помощь) для женских журналов. Примерно в таком ключе она и рассказывает их историю любви доктору, уютно устроившись в кресле: “Он показал мне, как я красива, превратил мою жизнь в сказку, а я дала ему то, о чем он всегда мечтал: отдала ему всю себя”. Правда, не упомянув, что это она забрала всего его у всех, и что для счастливого конца сказки ей пришлось совместить роль принцессы с ведьмой, опаивая Принца зельем. Сказочный мотив переплетается с реальностью в кадре, когда девушка с корзинкой на фоне темнеющего синего леса бесстрашно бредет в поисках колдовских грибочков. Бал у нашей Золушки тоже был — она выступает главной моделью на показах, позирует для журналов (а у ее ног — Принц). Золушка даже победила “злую ведьму” Сюрил и перевела ее в няни.

Можно сказку рассказать иначе: Рейнолдс Вудкок — Синяя борода, он заманивает красавиц в свою пещеру, выпивает их жизненные соки, а как только они переходят границу, нарушают запреты, удаляет их из своей жизни беспощадно. Но отважная героиня не из таких: она нарушает все негласные и гласные запреты, но выходит победительницей, и Синяя борода на ней женится , отдавая в ее нежные и властные ручки свою жизнь.

Можно этот сюжет пересказать как историю Самсона и Далилы. Он — богат и знаменит, но коварная искусительница, притворившаяся кроткой влюбленной, лишает его силы, в результате главный герой добровольно лишается всего, что строил всю жизнь: высокопоставленных заказчиц, имени главного кутюрье, хорошо организованного бизнеса и даже здоровья.

Можно ее рассказать как историю Галатеи и Пигмалиона. Он, утонченный, с аристократичными манерами и изысканным вкусом, создал из скромной официантки из дорожного кафе богиню. Но ее страсть к дурным манерам и простым удовольствиям победила многолетние усилия Пигмалиона. Она сломала стену холода, высокомерия и отчужденности, а вместе с ней и систему ценностей и смыслов, на которых держалась его жизнь.

Но здесь важна еще одна тема. “Призрачная нить” — это не только о нити портного, кутюрье, преданного профессии, своему призванию, это еще и “фантомная нить” ( Phantom Thread), связывающая Рейнолдса Вудкока с матерью. Принц-то заколдован! Это и выяснила Альма. Он не женится, окружил себя стальной броней, защищающей от привязанностей, потому что все еще предан умершей матери. И поэтому в свадебные платья вшивает записочки “ты не проклята”. И Альма расколдовывает Принца, через зелье сделав его слабым, заботясь о нем так, как мать заботится о своем ребенке. И тогда герой становится собой, разбивается кусок льда, за которым оказывается мягкое, любящее и принимающее сердце.

В переплетении призрачных нитей смыслов и подтекстов сложно найти однозначный ответ. Служа своей профессии, своему призванию, Вудкок отгораживается от всего, что может ему помешать, становясь эгоистичным и высокомерным. Защищая свою любовь, Альма противопоставляет свой эгоизм, свои капризы и свои требования. Альма — живая и мертвая вода. Чтобы оживить героя, она делает его слабым. Тема смерти — это не только грибы, это еще и система, структура, это и все то, что эту систему ломает. То Рейнолдс говорит Альме: без тебя дом мертв, но уже через 5 минут жалуется Сюрил, что “тихая смерть бродит по дому”, имея в виду Альму. Смерть и жизнь переплелись: это темная кухня, где Альма зловеще готовит завтрак наблюдающему за ней Рейнолдсу, и белая гостиная с огромными окнами, залитая утренним светом, где он делает ей предложение.

Пол Томас Андерсон раскрывает новые грани старых историй о любви:

  • чтобы стать миссис Вудкок, недостаточно быть прекрасной принцессой и кроткой Золушкой;
  • взаимная любовь, это когда эгоизм женщины побеждает;
  • женское счастье — когда герой слаб.

А заодно дает всем золушкам рекомендации по цене билета в кино — как обуздать принца.

Неизменно притягательному и завораживающему Дэниелу Дэй-Льюису составила достойную компанию в этом фильме неизвестная немецкая актриса Вики Крипс, трогательная и обворожительная.

Трейлер немного дурацкий, но основная интрига передана :”Ты подослана, чтобы испортить мне вечер, а, возможно, и всю жизнь”, — говорят в русском трейлере (кстати, если будет возможность, посмотрите с субтитрами, дубляж сильно портит тонкое очарование фильма).

Не пропустите. Критики уже назвали “Призрачную нить” одним из 10 лучших фильмов 2017 года. По-моему, это шедевр, который захочется пересматривать раз за разом, замерев, наслаждаться как хорошим вином, как шедеврами кулинарного искусства, как восхитительными платьями, достойными принцесс, которые создавал Рейнолдс Вудкок (а с ним гениальные Пол Томас Андерсон и Дэниэл Дэй-Льюис).

5+/ 5

Билеты на “Киноходе”.

--

--