Израиль. Первые впечатления

Tanya Romanyukha
7 min readJan 19, 2015

--

Евреи — поистине уникальная, смелая и дерзкая нация, которая смогла заново отстроить и развивать удивительную и необычную страну. Израиль впечатлил уровнем жизни, необычной архитектурой, чистотой, но главное — людьми.
Я поехала в Израиль с правильной литературой, книгой «Нация умных людей», которая открыла мне глаза на некотрые особенности сабр и евреев.

Они очень нетерпеливые, все время куда-то спешат и нечасто улыбаются. Иногда, наблюдая как они кричат друг другу через улицу, или просто общаются я видела некоторое сходство по эмоциональности с итальянцами: так же громко и с такой же страстной жестикуляцией.

Легко обсуждают денежные вопросы ( за 10 минутную поездку к дому на такси, мы узнали стоимость жилья самого таксиста, его сына, стоимость ремонта квартир и рентабельность свадьбы сына: «Окупилась, он у меня в элитных войсках служил, так что его друзья хорошо так приходили, приносили, я был рад. Да и папа у нее такой мужик нормальный,- это он о жене своего сына- серьезный, какой-то технологической компанией занимается, короче на квартиру насобирали»), а еще безумно много сигналят по делу и без; сначала ты удивляешься, а потом привыкаешь.

Тель-Авив в некотором роде мне очень напомнил США. Кажется, будто набережные и инфраструктура (качество дорог, иногда архитектура) и в общем все, что выстроено уже в наше время списаны по образу и подобию LA. Особенно загородные «деревушки» — ну уж больно мне напомнили виллы и уровень Калифорнийского Пало-Альто, ну или по крайней мере — Беверли Хилс, только особняки, в отличие от американских, находятся за большими заборами или изгородью.

В Тель-Авиве гармонично уживаются и необычные строения в стиле баухаус, и стеклянные высотки, и старинные каменные дома с голубыми ставнями в Яффо. Самые необычные для меня — дома из иерусалимского камня, ощущение средневековья захватывает.
Редко можно увидеть зашторенные окна, а по вечерам чувствуешь себя случайным подглядывающим, дома — как аквариумы.
Вообще — жилые дома стоят на небольших столбах,

а вход в подъезд усеян растениями и обрамлен аркой из живой изгороди. Впечатляет, как на этой каменной местности людям удалось создать непрекращающийся оазис. Начиная от упомянутого выше входа в подъезд: где пальмы соседствуют с цветами, а почти на каждом балконе обязательные горшки с цветами и деревьями, заканчивая множеством зеленых бульваров. Безумно красивая природа, джунгли среди урбанистического мегаполиса; остается только представить какой же это был трудоемкий процесс высадки и ухаживания в пустыне за всей растительностью.

Также, в Тель-Авиве очень творческие жители — у меня создалось впечатление, что все так и норовят удивить прохожих своими декорациями на балконе:

то тебе перфоманс из разукрашенных манекенов, то под потолком висит парочка китайских драконов, то коллекция странноватых кукол (явно хендмейд), или нарисованная через весь балкон собака.

На стройках красуется надувной медведь, то тут то там творческое волеизъявление.

Израильтяне — тусовщики: в барах, ресторанах и кафе каждый день негде яблоку упасть.

Улицы повсюду освещаются фонарями: парки, укромные улочки, отдаленные от города объездные дороги. По всему городу обустроены спортивные и детские площадки:

аккуратные, разнообразные и увлекательные, поставленные будто вчера — настолько в идеальным состоянии; под навесом и с прорезиненным покрытием обязательно.
Вообще народ очень спортивный: то тут, то там бегуны (разных возрастов), велосипедисты (велосипедным дорожкам отведена отдельная территория на тротуарах — очень удобно).

На улицах не встретить бездомных собак, зато кошки чувствуют себя главными героями городских фотохроник.

По дороге в Эйлат мы видели убитые трущобы, на которых верблюды поедают мусор; я так и не поняла что это — лагерь беженцев, фермерские или сельские будни, или отшельники. На обочине знаки: “осторожно: верблюды» или “осторожно: танки” , а вокруг песчаные пустыни и квадроциклы. Ощущение — будто это декорации Star Wars.

Эйлат: пустыня, дорогие отели, торговые центры и красное море с множеством разноцветных рыб.
Он показался мне больше арабским, нежели израильским: по радио типичные мусульманские мотивы по всем каналам и только 1 — еврейский.

Эйлат более грязный чем Тель-Авив и очень странно построен: есть эдакая отдельная зона с супер дорогими и фешенебельными отелями и яхтами. Впервые в жизни я видела аэропорт прямо в центре города, рядом с пляжем. Т.е лежишь ты на шезлонге, а над тобой каждые 15 минут заходит на посадку самолет: впечатляет и устрашает одновременно: гул турбин и рассекающегося воздуха, невооруженным взглядом можно прочесть надписи на физюляже. Кстати, каждый перекресток в Эйлате круговой и украшает его какая-нибудь инсталляция/памятник. Здесь не хочется оставаться больше, чем на пару дней.

Зато Мертвое море, как по мне, лучший курорт для родителей. И да, не ложитесь на живот — будет непросто перевернуться.

Очень интересно наблюдать за людьми их привычной повседневной жизнью: пожилые женщины в Израиле явно неравнодушны к яркому макияжу и большому количеству золотых украшений; человек с газетой за завтраком — привычное дело, сложно вспомнить когда в последний раз я видела такое; они с особым кайфом курят, не спеша смакуют каждый вдох, прикрывая веки и выдыхая дым вверх; в хипстерских заведениях иногда не отличить официанта от посетителя — это нормально, когда персонал обслуживает клиентов в повседневной одежде.

История Израиля тесно связана с войнами за свою землю, а жизнь израильтян плотно переплетается с армией. Армейская служба пронизана через всю жизнь каждого гражданина красной нитью. В самом элитном подразделении им приходится служить 9 лет, а в общем и в целом в резерве армии в среднем они остаются до 40 лет.
Это уникальная нация еще и потому, что у них культивируется система споров и сомнений, а иерархия ранга в армии важна очень в малой степени, они ориентированы в первую очередь на результат. И там только приветствуется, если солдаты ставят под сомнение компетенции и результаты высшего по рангу офицера, либо студент — профессионализм профессора. Они очень склонны к спорам и открытым вопросам. Незначимость иерархии армии пронизывает гражданскую жизнь.

От Иерусалима я ожидала большего: большей духовности и уединения; показался мне более туристическим, а за счет торгашей даже более материальным. Очень странно торговаться за иконы, как за овощи на рынке и в Храме Гроба Господня, в святыне святынь, прямо возле места схождения благодатного огня слышать «Покупаем свечи, свечи по 3$ прямо с гроба господнего». Я не религиозна, но даже мне это было дико.

Другое дело — Масада — вот что стало открытием для меня в истории Израиля. Мы нашли это место совершенно случайно по хештегу #deadsea в instagram, но побывав там, прочувствовав всю мощь прошлого этого места оно не оставило меня равнодушной.

Масада — это зимняя экс-резиденция царя Ирода на вершине одной из скал недалеко от мертвого моря. Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Лишь со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. Вершину скалы венчает почти плоское плато, где были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки.
Но впечатляет не это, трогает до глубины души история взятия римскими легионами Иерусалима, когда Масада оказалась последним оплотом восставших.

Защитников крепости едва насчитывалось около 1 тыс. человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду еще 3 года. Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена. Не желая сдаваться римлянам, сикарии решили покончить жизнь самоубийством. Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли, которые закололи всех защитников крепости, женщин и детей, а затем один из них, выбранный посредством жребия, убил остальных и покончил с собой. Причем они специально оставили не тронутыми съестные припасы, чтобы они свидетельствовали после смерти, что они не страдали ни от голода, ни от недостатка воды, но сами предпочли смерть рабству.

Так что дух свободы, авантюризм, предприимчивость, храбрость и единение нации у евреев в крови, и не уважать их не возможно.

PS: must taste — финиковый мед — нереальная вкуснотища! #israel #startupnation

--

--