Учеба в Италии: плюсы и минусы

Tatiana Shcherbakova
5 min readJan 28, 2018

--

Если вам охота учиться за границей, вы скрытый гедонист и не желаете (или не имеете возможности) тратить кучу денег — Италия неплохая страна для получения высшего образования. Чем же она так хороша?

Во-первых, учиться здесь дешево или же вообще бесплатно. Стоимость зависит от доходов вашей семьи и чаще всего зарплаты родителей российских студентов позволяют им получить статус “малообеспеченного”, который даёт возможность платить за учёбу сущие копейки, а иногда и вовсе получать стипендию. Но даже если вы из богатой семьи, год в государственной магистратуре вряд ли обойдётся вам дороже, чем 2000 евро (в моём университете это потолок).

Во-вторых, европейское образование — это престижно. Это, конечно, не Британия и не Германия, но уж попрестижней русских ВУЗов. Особенно классно учить здесь моду и искусство, но и остальные предметы преподаются на высоком уровне, надо только подыскать учебное заведение, которое славится конкретной дисциплиной.

В-третьих,сюда легко поступить, по крайне мере, в магистратуру. Не надо сдавать никаких экзаменов, кроме крайне легкого теста по итальянскому (максимум уровень В1), да и то, только если у вас нет языкового сертификата (а вот он уже нужен уровня В2). Кстати, да, в некоторых универах, как например в моём, этот сертификат не обязателен. А еще здесь много программ на английском.

В-четвертых, в универ можно не ходить. Вообще. Можно даже жить в другой стране, а приезжать только для того, чтобы сдавать экзамены. Посещаемость необязательная, да и обязательных сессий нет — вы можете сдать нужное количество экзаменов когда угодно, хоть все в первый семестр, хоть все в последний. Правда, это всё не относится курсам на английском языке.

Еще можно выбирать предметы самому. Есть, конечно, обязательный костяк, но остальные — дисциплины по выбору, и выбор этот обычно довольно широк. Это классно, — никому не охота учить неведомую фигню. Кстати, выбирать официально, по крайней мере, на первом году обучения никто не попросит. Так что, если учитель вдруг окажется занудой или вы внезапно передумаете учить конкретный предмет — просто начинайте ходить на другой.

К слову, экзамены можно пересдавать хоть пятьсот раз, причем абсолютно бесплатно. Мне это очень нравится, стресса от таких проверок гораздо меньше, ведь, если тебя не устраивает оценка, можно просто сказать преподу “Пожалуй, я приду в другой раз и попытаюсь сдать лучше”. А в году есть целых 8 дат, в который можно сдать один и тот же экзамен. Но это вам вряд ли понадобится, ведь вы иностранец, а значит, скорее всего, к вам будут относиться снисходительней.

Кроме того, из итальянских универов можно без проблем уехать на Эрасмус и на десяток других программ с европейским и местным финансированием. Можно провести семестр в другой стране, можно уехать на стажировку или получить грант на исследовательскую работу. Все это развито куда больше, чем в России, да и стипендии здесь гораздо выше. Записывайте: Erasmus, Torno Subito, Servizio Civile и много чего еще. И, кстати, можно также подработать в библиотеке за 7–10 евро в час.

Ах да, еще в Италии очень вкусно) Смешно, да, но я считаю это весомым фактором, и вкуснейшая пицца через дорогу от факультета очень мотивирует меня хорошо учиться). И вообще, питаться по студенчески здесь дешево, даже дешевле, чем в Испании.

А минусы? Они тоже есть.

Ну, во-первых, бюрократия. Она в Италии даже жестче российской. Никто никогда не знает точно, как именно оформлять какие-то документы. Решение большинства вопросов зависит от настроения чиновников. Ужасный бардак. Кстати, я выбрала университет Рома Тре, а не Сапиенцу, потому что последний, будучи самым большим универом Европы по количеству студентов, славился абсолютным беспорядком. Не раз я слышала, что там теряли документы и забывали оповестить студентов о переносе экзамена. Сейчас, однако, мне весьма сложно представить, что у них там творится, потому что и в Рома Тре нет никакого порядка. При поступлении, например, они позвонили мне с интересным вопросом: “А почему это вы не явилась на вступительный экзамен, который был вчера?”. Я ужаснулась, ибо, даже прочитав три раза инструкцию по поступлению на 50 страницах, не нашла в ней ни единого упоминания об этом экзамене. Поэтому в тот момент я думала, что просто что-то недопоняла. “К сожалению, вы выбываете из гонки на поступление”, — сухо сказала мне дама из администрации и повесила трубку. Только через два часа слез и перечитывания регламента, в котором, хоть убей, ничего не говорилось об экзамене, я решила нанести универу визит. Выяснилось, что они просто все перепутали и по какой-то неведомой причине думали, что я поступаю на бакалавра. И даже не извинились потом, только пожали плечами и бросили: “Ну, у нас много абитуриентов, в такой запаре сложно не ошибиться”.

Во-вторых, магистратура должны быть хоть как-то связана с вашим предыдущим образованием. У нас ведь в России как? Поступай, куда хочешь, только сдай экзамены, ну и плати, если коммерция. Я знаю выпускников моего же журфака, который в магистратуру пошли учиться на политологов, географов и даже биологов! В Италии этот номер не прокатит. Есть официально установленное минимальное количество часов для разного блока предметов. Если вам не хватает чуть-чуть, могут заставить досдать дополнительные экзамены, а если много — просто не возьмут.

Вот я закончила журналистику, но даже у меня были сложности с поступлением на международные отношения (не на физфак, прошу заметить!). Хорошо еще, что итальянский бакалавриат длится три года, а мой специалитет целых пять. За это время мы изучили массу не связанных с профессией предметов, которые в итоге попали под категорию исторических, политических, лингвистических и даже юридических.

В-третьих, в Италии дорогое жилье, да и вообще жизнь не из дешевых. Снять комнату вам обойдется в районе 400 евро, многие студенты из экономии живут по двое. Из еды в Италии недорогая пицца, кофе и мороженое, всё остальное стоит денег. Но, опять-таки, если попадёте под категорию “бедных”, могут и общагу дать (редко, но бывает), и купоны на питание, и транспортную карту.

Еще в Италии довольно непросто остаться после окончания обучения. Найти работу без документов практически нереально, да и с ними сложновато. Моё наблюдение, что большинство русских легализируются через брак или учатся, как можно дольше, а также становятся беженцами.

Ну и не все учителя классные, а уж если попадётся какой-нибудь зануда на обязательном предмете — пиши пропало. Впрочем, этого и в России не избежать.

Всё еще хотите поехать учиться в Италию? Дерзайте, я думаю, хорошая затея, и обращайтесь, если есть вопросы.

Если вам интересна Италия (а также Испания, Таиланд, языки и международные отношения), подписывайтесь на мой канал в телеграм:

А вот этот паблик поможет найти работу, стажировку или волонтерский проект за рубежом:

Также советую подписаться на мой инстаграм)) https://www.instagram.com/tatianashcherbakova/

P.S. Подозреваю, что некоторые пункты теряют свою актуальность при поступлении в определенные универы. Лично я учусь магистратуре университета Рома Тре по специальности “Международное сотрудничество и развитие” и описанное здесь — это мой личный опыт. Обучение проходит на итальянском. Кстати, поступая, выбирайте официальные laurea magistrale, ибо новомодное слово мастер универы иногда пытаются продать по фиксированным ценам, независящим от вашего уровня дохода.

--

--