Азиф Кападиа.

Taya Zinina
5 min readSep 9, 2016

--

После громкого успеха “Эми”, посвященного жизни певицы Эми Уайнхаус, британо-индийский режиссер Азиф Кападиа взялся за следующий проект и уже выпустил трейлер нового документального фильма, на этот раз о британской рок-группе Oasis: Supersonic (Oasis Documentary).

Я решила воспользоваться моментом, пока про начинающего режиссера даже нет странички в русскоязычной Википедии и рассказать о том, кто такой Азиф Кападиа, какими принципами он руководствуется при съемках своих документальных фильмов, и чего можно ждать от новой работы режиссера.

Джеймс Кемерон, бросив колледж и став водителем грузовика, часто говорил: “Одна из лучших вещей, которые случились со мной, — это то, что я не ходил в киношколу”. Квентин Тарантино, как любят повторять его фанаты, “не ходил в киношколу, а ходил в кино”. Терри Гиллиам считает, что “школы кино — для дурней. Надо просто жить и учиться делать фильмы”.

В отличии от многих знаменитостей, которые предпочитали всему учиться самостоятельно, Кападиа считает, что кинематографии нужно учиться именно в специализированных институтах и как можно дольше. Об этом режиссер знает не по наслышке. Два года в школе кинематографии в Уэльском университете в городе Ньюпорт, затем два года в Вестминстерском университете, откуда он уже выпустился бакалавром киноискусства, и все это показалось начинающему режиссеру недостаточным.

В интервью Вестминстерскому университету Кападиа признается, что вряд ли снял бы хоть что-то без той школы, через которую он прошел, и без учителей, которые его вдохновляли и мотивировали. Три самые важные вещи, которые можно получить, будучи студентом киношколы по мнению Азифа Кападиа: доступ к кинооборудованию, возможность работать в команде и наличие дэдлайнов.

….without studying I would never have had a chance to make movies. For me I didn’t have access to money, I didn’t have access to equipment, I didn’t really know that much about the industry I didn’t know anything about film theory… — интервью с Азифом Кападиа, 2001 г.

Дэдлайны мотивируют заканчивать работу. Даже если ты не готов, даже если ты не доволен собой, тебе все равно нужно сдать работу в определенный срок. Это мотивирует делать хорошо с самого начала. А еще мотивирует вообще заканчивать работу. Студент должен пройти через весь процесс создания фильма от начала до конца хотя бы пару раз, чтобы быть в состоянии работать самостоятельно. Если бы не было дэдлайнов, вспоминает Кападиа, “я бы никогда не заканчивал то, что я начал”.

…the most important thing for me at University it was to learn about…it was to learn about what had been done before and the fact is nothing is new it’s all been done you just need to know where to look — интервью с Азифом Кападиа, 2001 г.

После окончания Вестминстерского университета, режиссер решил попробовать свои силы на телевидении. Но не прошло и года, как он снова оказался студентом. В Королевском Колледже Искусств через два года в качестве дипломного магистерского проекта Кападиа снимет свой первый, получивший признание, фильм — “Воин”.

Премия им. Карла Формана за лучший дебют британского режиссёра; премия имени Александра Корды за выдающийся британский фильм года; номинация на премию “Оскар” как лучший фильм на иностранном языке — неплохо для “необолливудского экшэна в национальных костюмах”, снятого молодым индусом. Большое будущее не заставило себя долго ждать. Через 9 лет Кападиа снял документальный фильм о бразильском автогонщике Айртоне Сенна, завоевавший мировое признание. Дебют режиссера в жанре документалистики, фильм “Сенна” сразу обратил на себя внимание критиков и кинолюбителей:

“ Иногда документальный фильм неожиданно берет за душу: вы смотрите его и не можете перевести дыхания. Именно так было с “Сенной” — газета Los Angeles Times

В “Сенне” Кападиа принципиально отказывается от канонов съемки документального кино, никто в его фильмах не дает интервью, родственники не рассказывают о детстве героя, сидя перед камерой, не вспоминают его любимые шутки и не умиляются тому, какой он был честный и добрый. Режиссер использовал только материал из хранилищ телевизионных каналов и видео из семейного архива гонщика.

Не нужно пытаться снимать кино по мотивам собственной жизни, перекладывая для камеры истории, которые случились с тобой —

рассказывает Кападиа в одном из интервью. Фильм — это не обязательно история твоей семьи или улицы, по которой ты ходил в детстве. Снимать нужно идеи. И идея, которая легла в основу фильма “Сенна” — это смешать строгий сухой документальный фильм с драмой, то есть создать что-то вроде документальной драмы, где не будет “говорящих голов” свидетелей, а будет лишь то, что было отснято и написано при жизни автогонщика. Но как при этом сохранить голос автора, создателя фильма, и как, используя только телевизионный материал, создать такое документальное художественное кино, которое при этом осталось бы кино, а не набором вырезок из тв-программ? Такая задача была в голове у художника документалистики Азифа Кападиа в 2001м году.

В основе фильма “Эми”, выпущенного в 2015 году, лежала уже другая идея: а возможно ли создать картину, где певица сама рассказала бы свою историю? И снова Азиф Кападиа не ошибся. Это не только возможно, но и, как оказалось, один из самых лучших способов создать биографический фильм.

Эми, которая сама написала большинство своих песен, в фильме не только рассказывает историю своей жизни, она еще и говорит о своих мечтах, планах, неудачах, надеждах. Создается впечатление, что свидетели не нужны, все, что могла и хотела, певица сказала сама.

Те же редкие интервью с друзьями и родственниками Эми, которые вошли в фильм, записаны в принципиально новой манере. Режиссер категорически не хотел наводить камеру на людей и заставлять их говорить то, что ему нужно для фильма. Никогда ничего не получится, если при ярком свете, окруженный съемочной командой, с наведенным на него объективом, стеснительный и робкий человек начнет пытаться говорить что-то о своем друге, ушедшем из жизни. За три года работы над фильмом Кападиа записал воспоминания двадцати трех свидетелей, но записал их на диктофон, беседуя с ними один на один вечерами, в уютной полутьме их квартир и домов, там, где люди могли раскрыться и сказать то, что они на самом деле думают, сказать правду.

Фильм получился действительно настоящим и многочисленные награды, премия “Оскар” за лучший полнометражный документальный фильм, премия BAFTA за лучший документальный фильм, восторженные отзывы кинокритиков и кинолюбителей лишь подтверждают это:

“Amy Winehouse film to become highest grossing British documentary ever”. Daily Mail.

“Amy review: Asif Kapadia’s Amy Winehouse film is a tragic masterpiece”. The Guardian.

“Amy, Cannes film review: Brilliant, unutterably sad film depicts the descent of Amy Winehouse”. The Independent.

Еще один из секретов Азифа Кападиа — это то, что он всегда старается работать с одной и той же командой. Доверие — это значительная часть успеха фильма. Люди, с которыми работает режиссер, участвовали в работе над большинством его проектов с 1996 года, со времен Королевского Колледжа Искусств. И многие остаются с ним и для съемок его нового фильма—Supersonic (Oasis Documentary).

На этот раз в центре внимания Кападиа история культовой британской рок-группы 90х “Oasis”. Два брата Ноэл и Лиам Галлахеры, собрав в 1991 году в Манчестере свою группу, уже с выходом первого альбома заняли все верхние строчки хит-парадов, а через шесть лет приобрели международную славу и стали одной из самых влиятельных групп Великобритании. Журналисты называли их современными “Битлз”, фанаты сходили с ума, а третий альбом Be Here Now достиг первой позиции в чартах более чем 12 стран и стал самым быстропродаваемым альбомом в истории мировой звукозаписи. С началом двухтысячных в группе наступил кризис, и лишь ненадолго собрав силы и выпустив в 2008ом свой последний успешный альбом Dig Out Your Soul, легендарная группа окончательно распалась в 2009м.

Официальная планируемая дата выхода фильма — 2 октября. А пока что смотрим свежий трейлер и загадываем на грандиозный успех. По другому у Азифа Кападиа не бывает:

--

--