19. Путь духовно-нравственного становления Аркадия Долгорукого и жанровые особенности «Подростка» Достоевского
Центральной проблемой напряженных духовных исканий главного действующего лица романа “Подросток”, как и героя из “подполья”, остается проблема осознания и реализации нравственной свободы. В поисках этой свободы Аркадий Долгорукий выдвигает “идею Ротшильда”: стать богатым, но “не просто богатым, а именно как Ротшильд” (13, 66), чтобы таким образом возвеличить себя до Человекобога. При этом в его характере в полной мере проявляются “подпольные” черты, раскрывшиеся еще во время его пребывания в пансионате у Тушара и в гимназии.
Логические выводы, превратившиеся у Подростка в чувство жажды уединения, приводят его к глубоко “подпольному” состоянию сознания, что свидетельствует об очень высокой степени выраженности в этом образе архетипическах свойств “подпольного” героя, то есть — вплоть до собственно “подполья”.
Исследование личности отца, приближение ряда первоначальных отвлеченных идеалов к реальной действительности образуют непрямолинейный путь и выстраиваются в спиралевидную композицию романа-воспитания. Звенья этой композиции должны привести героя к постижению главной мысли романа — идеи благообразия, гармонии мироздания, выраженной образом Макара Ивановича.
Наиболее близкими Аркадию автор считает идеи Макара Ивановича, заключающие в себе искреннюю заботу о своем ближнем, чувство ответственности за судьбу другого.
Автор отмечает особенности движения сюжета — непосредственную связь развития сюжета и истории духовного становления Подростка. Выделяются основные пути развития главного героя — через духовное общение с отцом и обращение к народной правде.
Жанровые особенности
Главная тема романа воспитания — постепенное развитие, воспитание, поэтому в повествовании нет единого толчка, вызывающего стремительное, интенсивное движение. Центральный предмет изображения — постоянство движения жизни, ее непрерывность, поэтому темпоритм движения сюжета романа воспитания не стремительный, но сдержанный, передающий постепенный характер развития растущего человека. Мир романного целого не имеет центрированной модели, которая отражала бы решение одного главного вопроса, разрешение одного конфликта. Роман воспитания не имеет в достаточной степени определенного драматического построения. Для романа воспитания характерны следующие сюжетные ситуации, проявляющие переход героя в иное «качество», поворотные моменты в развитии его душевной жизни: ситуация выбора, испытания героя; совпадения, которые носят символический характер, концентрируют определенную волю автора в описании развитии героя, а также «судьбоносные» сюжетные встречи, мотив пути-дороги, символический образ дома. Развитие героя изображается последовательно, в относительно равномерном линейном порядке. В «Подростке» нет диалектического становления духа. Герой Достоевского изменяется, приобретает .новые черты, усваивает новое знание, но эти преобразования совершаются не диалектически, но мгновенно, через внезапные «прозрения»: в один драматический момент фокусируются все переживания, накопившиеся впечатления накладываются друг на друга, происходит рождение нового в герое — таким образом, изменение проходит через кризис, скачок, перелом, преобразование совершается через катастрофу.
У Достоевского нет последовательного, плавного описания становления, нет постепенного перехода от одного явления душевной жизни к другому, нет изображения закономерной очередности процессов, сменяющих друг друга как причина следствие.
Концепция катастрофического, скачкообразного изменения личности объясняет особенности сюжетных элементов: интенсивность, динамичность, сжатость, напряженность ситуаций, в которых максимально накаляются страсти, чувства, в одно мгновенье способны проявиться самые тайные побуждения человека.