Николай Степанович Гумилёв
"Oglušennaâ Рева и стук,
Облаченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы ... "(Н. Гумилёв)

Гумилёв рано почувствовал тягу к дальним странствиям. Африка влекла его особенно сильно. Романтически настроенный поэт впервые отправился туда в студенческие годы из Парижа (так утверждают исследователи М.Л. Вольпе и В.В. Бронгулеев, опирающиеся на воспоминания А.А. Гумилевой, жены старшего брата поэта).
В жизни Н.Гумилева бывали периоды, когда интерес к Африке вдруг выдвигался на первый план, заслоняя собой все остальное, заставляя прерывать литературные дела, уезжать от любимой женщины, расставаться с друзьями. Очевидно, если бы Гумилев не совершил путешествий в Африку, не было бы многих его поэтических сборников, да и все творчество развивалось бы по-иному.

Изысканный жираф песня на стихи Н.Гумилёва в видеоряде жирафы Африка... - Фильмы, клипы и видео. Смотреть бесплатно ви…my.mail.ru
В стихотворениях опоэтизированы картины африканской природы, даны художественные описания местных деревень, быта крестьян.

Второе путешествие состоялось осенью +1908 года. 19 октября он отправляет из Каира открытку с изображением пирамид В.Я. Брюсову: «Дорогой Валерий Яковлевич, я не мог не вспомнить Вас, находясь« близ медлительного Нила, там, где озеро Мюрида в царстве пламенного Ра ». Но увы! Мне не удается поехать в глубь страны, как я мечтал. Посмотрю Сфинкса, полежу на камнях Мемфиса, а потом поеду не знаю куда ... »

На долгие годы воображением и сердцем поэта завладела Эфиопия.
Вступление к сборнику «Шатер».
Oglušennaâ Рева и стук,
Облаченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы.
И твое открывая Евангелье,
Повесть жизни ужасной и чудной,
О неопытном думают ангеле,
Что приставлен к тебе, безрассудной…
…Обреченный тебе, я поведаю
О вождях в леопардовых шкурах,
Что во мраке лесов за победою
Водят полчища воинов хмурых.
О деревнях с кумирами древними,
Что смеются улыбкой недоброй,
И о львах, что стоят над деревнями
И хвостом ударяют о ребра.
Дай за это дорогу мне торную
Там, где нету пути человеку,
Дай назвать моим именем черную,
До сих пор не открытую реку.
И последняя милость, с которою
Отойду я в селенья святые,-
Дай скончаться под той сикоморою,
Где с Христом отдыхала Мария.

В 1912г. Гумилев задумал экспедицию: «пройти с юга на север Данакильскую пустыню, лежащую между Абиссинией и Красным морем, исследовать нижнее течение реки Гаваш, узнать рассеянные там неизвестные племена…»

Поэт Николай Гумилев внес большой вклад в отечественную науку. Трофеи, привезенные им из Африки, пополнили коллекцию Музея антропологии и этнографии . Стихи, созданные Гумилевым после путешествий, резко выделили поэта из ряда других русских мастеров слова.
…Но проходили месяцы, обратно
Я плыл и увозил клыки слонов,
Картины абиссинских мастеров,
Меха пантер — мне нравились их пятна –
И то, что прежде было непонятно,
Презренье к миру и усталость снов.
