demitau
4 min readAug 8, 2018

--

По моим впечатлениям (и отзывам других знакомых), для того, чтобы начали появляться “свои”, нужен минимум год на новом месте. Меня мотает слишком быстро из страны в страну, чтобы впитать какие-то способы поиска “своих”.

Культура это гораздо более всеобъемлющая штука, чем кино, литература, общие шутки или особенности воспитания. При переезде больше всего не хватает “тёмной материи” культуры. Мне приходит в голову притча про запихивание камней, песка и воды в банку — то, про что я говорю, как раз эта вода. Её трудно заметить, пока живёшь в своей стране, но сразу начинает не хватать, как только уезжаешь.

Я говорю про устройство общества в целом, для которого культура является цементом. Это устройство определяет, в каком направлении средний представитель данной страны будет жить. В смысле, в каждой стране есть довольно небольшой набор стратегий (~систем ценностей), следуя которым, человек чувствует себя ок. Набор тактических приёмов мало отличается от страны к стране, но стратегии — весьма. Так вот я это всё к тому, что, приезжая со своей стратегией в другую страну жить, несоответствие довольно больно бьёт по голове. Например, всю свою жизнь я испытывал сильнейшее отвращение к личному автотранспорту и делал всё возможное, чтобы им не пользоваться. Но в Америке жить без него практически невозможно и мне пришлось пойти поперёк себя.

В большинстве западных стран люди, в среднем, стараются планировать свою жизнь чуть ли не сразу до пенсии, поэтому человек, который приезжает туда на короткий контракт оказывается в вакууме. Я хочу снять квартиру, а почти все доступные варианты — без мебели. Я хочу найти людей, с которыми пообщаться — большинство людей не заводит друзей после университета в принципе. Я хочу найти людей, которые бы собирались и пели песни под гитару — такой феномен не существует в данном месте, есть только помпезные хоры и оркестры. Я хочу погулять по красивой набережной — пожалуйста, только там пусто как после ядерной войны в любое время года и суток, исключая праздники.

Другой момент — в России я, как и многие другие (мне так кажется, по-крайней мере) привык относится к деньгам, как чему-то низкому, этакому необходимому злу, в котором чем меньше пачкаешься, тем лучше. А к кухонной философии/посиделкам с друзьями/танцам, как к чему-то настоящему и важному. В “развитых” странах это абсолютно не так, всё с точностью до наоборот.

Про предназначение женщины/мужчины и т.п. я совсем не уверен, что в России ситуация с этим значительно хуже, чем в других странах. На Западе общество более вежливое, но и более жёсткое (негибкое) тоже. Поэтому, например, многие вещи, которые коммунисты жестоко поменяли в СССР, здесь ещё даже не валялись. Не здесь, конечно, трудно понять — везде есть люди и очень продвинутые и очень примитивные и их пропорции трудно оценивать и сравнивать.

В целом, я начал понимать, что “Россия — страна возможностей” это не только про то, что где угодно может упасть на голову кирпич. Но и про то, что при желании и некотором упорстве можно пойти в любом направлении и там преуспеть. Отчасти потому что общество в среднем мало заботится о том, чтобы сделать отдельного индивида конформистом; отчасти потому что в среднем люди довольно некомпетентны и обогнать их не так уж сложно. На Западе и то и другое неверно. Мне пришла в голову такая метафора — в России человек стоит посередине поля, а рядом стоит злой гопник (социум). Если человек идёт туда, куда гопнику не нравится, он может побить человека — больно, но не до смерти. Опасных направлений много, но безопасных почти бесконечно. На Западе человек стоит на пересечении нескольких коридоров, пробитых в скале. Какой бы он ни взял, скорее всего, ничего плохого не случится, но шагнуть вбок — невозможно.

Мне кажется, что самая частая когнитивная ошибка, которую люди совершают, думая о переезде — они думают о том, как бы они там жили, предполагая, что их личность останется такой же, как в момент раздумий. Так вот это невозможно. Любой переезд это попытка вставить треугольник (личность переезжающего) в круглое отверстие (местная культура) в детской игрушке. Если личность способно мутировать достаточно сильно, чтобы сгладить острые углы в нужных местах — можно научиться жить в новом месте. Но жить там будет уже другой человек (и, вполне возможно, этот новый не понравился бы старому). Если изменчивость недостаточна, жизнь превращается в агонию.

Если обобщить, я чувствую, что потерял свободу и людей, уехав из России. Свободу — и экзистенциальную, потому что сменить вектор движения (или хотя бы остановиться) здесь гораздо сложнее, и практическую, потому что я закован международной бюрократией в цепи и устойчивость положения моего кардинально не отличается от устойчивости положения таджика на заработках в России.

Если обобщить, что приобрёл — расширился кругозор, и вообще я стал взрослее, и, очень важно, я имею возможность не чувствовать себя ответственным ни за те гадости, которые происходят в России (потому что я ведь не там), ни за то лицемерие местных (потому что меня никто своим тут не считает, и мне незачем). Ещё приобрёл хорошую погоду и экологию (включая отсутствие пыли) и более уважительное (хотя и более равнодушное тоже) отношение к себе. Кроме того, вкусную еду и возможность продуктивно работать.

Получилось как-то ну совсем сумбурно, сорри…

Дима Т

--

--

demitau

Science outreach for mathematical brain modelling