Trash and Travel
7 min readJul 12, 2015

Неделя в Сабахе. Большой пост о Малазийском Борнео

Из предыстории

Осенью 2013 года мы с Лехой совершили первое большое путешествие — пять месяцев в Азии. Главной страной нашего пребывания стали Филиппины — страна, которая вызвала такую бурю эмоций, что не проходит и недели, чтобы мы не вспомнили о ее дух-захватывающих-пляжах, вкуснючих манго по утрам и кокосах по вечерам, пансите, колоритных лодочках-банках и душевных местных жителях.

Сан Висенте, Палаван, Филиппины

Визовый режим на Филиппинах облегченный: на первый месяц пребывания виза не требуется, за второй нужно оплатить налог в размере около 100$, а за третий и четвертый сумма повышается до 200$ включая оформление ID (главный документ, который будет удостоверять личность всех тех, кто решил переехать на Филы пожить).

Когда мы с Лехой поняли, что не хотим платить за повторное продление визы, перед нами стал вопрос: куда уехать на недельку, чтобы намутить визаран (весьма популярное явление среди туристов, практикующих longstay).

Основным критерием стала цена билета. Выбор пал на г. Кота-Кинабалу, штат Сабах, Малазийское Борнео. Об этом острове мы что-то хоть и могли выкопать на задворках сознания, но в душе не чаяли, чем там себя занять, а о Кота-Кинабалу вообще слышали впервые.
Потому где-то за неделю до поездки я начала активно читать статьи и блоги тех, кто там уже побывал.

Остров Борнео делят между собой три государства: Малайзия, Индонезия и Бруней. Мы собирались посетить только Малайзию, а точнее штат Сабах, то бишь северо-восточную часть острова.
Чем больше я читала о Борнео, тем яснее понимала, что недели в таком месте совсем не достаточно, по-хорошему, туда нужно отправляться на месяц, если не больше. Благо съездить в соседний Бруней и обратно для тех, кто не хочет платить за визу, проблемы не составит, а значит и там можно при желании остаться на пожить.

Итак, Борнео.
Штат Сабах предлагает путешественникам массу разносортных развлечений.

Он может похвастаться

• райскими пляжами с пальмами/кокосами/снорклингом;
  • невероятной природой (многочисленными реками, сотнями гектаров тропического леса и высоченными горными вершинами);
  • активными видами спорта, начиная от классического дайвинга/рафтинга и заканчивая велотрипами, восхождениями и спелеопоходами;
  • чайными плантациями, храмами, отличной кухней и воскресными ярмарками для настоящих ценителей Азии и многим другим.

Ко всему этому прибавьте развитую инфраструктуру, большой выбор отелей на любой кошелек, ресторанов на любой вкус, хорошие асфальтированные дороги и дружелюбных англоговорящих (что немаловажно) местных жителей.

Немного о ценах

Денежная монета — ринггит и малазийский цент.
1 ринггит равен сейчас примерно 15 рублям. Считать легко, что тоже плюс =)

По ценам здесь не сказать, чтобы сильно дороже чем на Филах, но разница все же чувствуется. Если заранее не знать, где и как искать подешевле, может показаться, что тут дороговато. Хотя на мой транжирский взгляд с ценами тут все в порядке: есть и гестхаусы за 30–50 ринггит (один в один как на Палаване), и общественный транспорт за 1–2 ринггита, цена на еду колеблется от 2 ринггит (в студенческих столовых) до бесконечности (в элитных европейских ресторанах). В среднем же мы наедали где-то на 10–20 ринггит за двоих.

Значительную сумму от наших трат составляла аренда байка, 50–60 ринггит в день за байк. На тот момент прав у меня еще не было и мы обходились одним мотоциклом на двоих.

В подобных поездках мы стараемся не сильно увлекаться европейскими кафешками, отдавая предпочтение местной кухне. Но в Кота-Кинабалу нашлась целая подборка отличных кофеен, которые покорили меня своими атмосферой и меню, да и цены не кусались. Так что можно выбирать между европейской и азиатской кухней, не особо беспокоясь о наполненности кошелька.

Отелей в Кота-Кинабалу полным полно, весь центр города усыпан бекпекерскими гестхаусами. Мы с Лехой не очень-то разборчивы в том, где ночевать. Опыт подсказывает, что в отеле мы только спим, на весь день убегая куда-нибудь гулять.

Поэтому от комнат с кондером всегда отказываемся, обходясь вентилятором. Но в дормиториях, где снимаешь не всю комнату, а только койкоместо, спали всего раза четыре за все пять месяцев путешествия — не охота каждый раз искать, куда бы деть ценные вещи на время нашего ухода да и цены позволяли подобную “роскошь” =).

Маршрут поездки

На Борнео мы должны были провести неделю. Маршрут был составлен еще в филиппинском Думагете, нас ждало путешествие на байках к чайной плантации, ферме самых больших цветов Раффлезий и заповеднику Кинабалу, а так же плаванье к райским островкам неподалеку от столицы штата.

Первым делом мы поехали в парк Кинабалу, ведь там нас ждало довольно серьезное испытание — восхождение на четырехтысячник, самую высокую гору в Юго-Восточной Азии.
Дорога в парк сама по себе достопримечательность, на всем пути в 80 км не найти ни одного места, которое не было бы достойно взгляда или кадра.

Мы решили остановиться в отеле прямо напротив входа в парк Кинабалу. Цены невысокие: 80 ринггит за отдельный номер с двуспальной кроватью и 30 — за койкоместо в общей комнате.
В нашем отеле инет не работал оба дня, но мы нашли в парке и на автобусной остановке пару точек с хорошим сигналом, хотя так до конца и не поняли, откуда раздавался вай фай =)).

Помимо восхождения как такового, парк Кинабалу предлагает множество оборудованных троп для прогулок, ботанический сад с местными растениями, в том числе хищными, кафехи и крутейший вид на ущелье.

Стартовые точки троп внутри парка достойны оды. Да и вообще вся инфографика парка — бальзам на израненное азиатскими трипами дизайнерское сердце)).

Сами по себе тропы это обычные дорожки с ненавязчивыми стрелками маршрутов, деревянными настилами и мостами в часто размывающихся дождями местах и непрерывным гомоном непуганных птиц.

Пару слов о ботаническом саду — тропа к нему прекрасна! А внутри собраны все самые интересные растения этого региона, которые может и не посчастливиться встретить на воле.

После прогулки по туманным, вечно моросящим дожем дорожкам можно отогреться горячим чаем с Сабахской плантации в одной из кафешек парка.

Само восхождение заслуживает, пожалуй, отдельной статьи, скажу только, что на самую вершину мы так и не залезли.

После похода на гору наш путь лежал к чайной плантации и ферме с раффлезиями, которые очень тяжело застать в цветении, зато плату за вход умеренной не назовешь.

На плантации производят три сорта чая: зеленый, черный и коричневый. Черный и коричневый отличаются степенью ферментирования, зеленый не ферментируют вовсе. Сборщики чая практикуют три способа: механический комбайновый, полуручной со специальным устройством в руках и самый сложный ручной, когда сборщик отщипывает лишь пару верхних листиков.

За небольшую плату можно пройти весьма занимательную экрскурсию по фабрике, где к сожалению нельзя фотографировать. Единственным минусом оказалось то, что марки чая, которые гид называл в качестве примеров экспорта во время своего рассказа были нам не знакомы. Европейцы и австралийцы все время кивали вслед его рассказу, а единственный чай, который узнала я, это Липтон =))).

После экскурсии всех приглашают в кафе, где можно попробовать как обычные чаи, отправляемые на экрспорт, так и элитные, верхнелистовые, собираемые вручную.

После нескольких дней в горах, мы вернулись в город, где и провели оставшуюся пару-тройку дней за осмотром достопримечательностей: зоопарк, главная Мечеть Штата, смотровая площадка, с которой открывается вид на весь город и море, воскресная ярмарка “таму” на главной улице города, пляжи, набережная и здание университета.

В последний день перед возвращением в Думагете, мы взяли тур на ближайшие к городу острова.
Цены на такие туры весьма демократичны, пляжи белы, вода лазурна, в море куча класных рыбешек, на островках работают кафешки со шведским столом. А запахи шашлыка и рыбы на гриле выманивают из леса комодских варанов и диких кабанов, которые позволяют себя фоткать, но держатся обособленно и не представляют опасности разумным туристам.

В заключение скажу, что после этой недельной поездки визаран стал одним из моих самых излюбленных способов “продлевать визу”, куда лучше потратить средства на путешествие, чем просто заплатить их в качестве налогов.

Но некоторые азиатские страны оговаривают количество раз, которое можно визаранить, обычно лишь 2–4 раза в год. Так что будьте внимательны и читайте подробности об интересующей вас стране и ее визовом режиме на соответствующих сайтах их посольств.