Монца 2015

Ничего подобного
9 min readJun 1, 2019

Этот текст я начала писать 3 года назад, когда новый сезон гонок только начался, а я писала длинными предложениями. Пусть он останется нетронутым, так даже интереснее. Поправила ссылки и добавила фотографий, и будь что будет.

В честь нового сезона гонок Формулы 1 я решила прервать рассказы о поездке в Исландию и написать о том, как я побывала в Монце (дважды) и какую работу над ошибками собираюсь сделать в следующую поездку.

Монца — небольшой итальянский городок неподалеку от Милана, в котором находится знаменитый одноименный автодром. Про все это можно почитать в Вики, а я расскажу только о том, что волновало меня больше всего, когда я впервые ехала в Монцу.

Меня волновал старый овал. We put овал in волновал, да. В стародавние времена автодром представлял из себя овальную трассу с очень крутыми виражами. Но после нескольких серьезных аварий трасса была перестроена, и с 1961 года гонки на старом овале не проводились. Хотя на лого Монцы сохранились изображения обеих трасс, наложенных одна на другую.

Логотип автодрома Монца

Носок, сунутый в овал, и есть новая трасса Монцы. Но и за старым треком ухаживают, поэтому все желающие могут увидеть все знаменитые виражи, а если повезет — погулять по ним.

Первый раз мне удалось попасть в Монцу осенью 2013 года, когда слабоумие и отвага победили лень, и вместо того, чтобы провести последний день отпуска в Милане, я потащила дорогую подруженьку Пончу на автодром.

Опущу подробности о том, как мы шли сквозь космос ледяной, городок Монца и королевский парк огромных размеров и как натыкались на закрытые ворота и двери, но скажу, что в конце концов отвага победила, а в заборе вокруг автодрома нашлась не до конца закрытая дверь. Через нее-то мы и пробрались к трассе.

Дальше все как в тумане: вираж трехметровой высоты, гора покрышек и пустых баков из-под бензина, по которым я забралась на старую трассу, счастье и радость, которую могут понять только такие же слабоумные и отважные. И, конечно, без открытки на память не обошлось.

Даже в то время, когда гонки не проходят, на территории автодрома работают сувенирные магазины, в которых не говорящие по-английски итальянцы с удовольствием продадут вам футболки, кружки и наклейки с логотипами Монцы и разных гоночных команд.

В тот день я решила, что обязательно вернусь сюда. Но на гонку.

Ты помнишь, как все начиналось

Весной 2015 года я купила непростительно дорогой билет на три дня гонки на трибуну (24) Vedano за 220 евро. В этом году билеты на нее стоят аж 259 евро, поэтому самое время рассказать, что нужно и что совсем не нужно делать, если собираешься на гонку в Монцу.

1. Разумнее купить входной билет вместо билета на трибуну.

За три дня гонки я провела на своей трибуне не больше 20 минут: все остальное время я бегала вдоль трассы и наблюдала за гонкой с десятка мест разной степени приспособленности. А для этого достаточно купить трехдневный входной билет, который обойдется вдвое дешевле — всего в 115 евро.

20 минут на своей трибуне

2. Жить рядом с Монцей гораздо удобнее, чем жить в Милане.

Все три дня я жила в Милане и каждое утро добиралась до Монцы на поезде (15 минут), а вечером обратно. И больше я не успевала ничего. Поезда уходят с вокзала 1 раз в 15–20 минут, но зачастую случаются отмены (что неудивительно для Италии), а с поезда организованная толпа 40 минут едет на специальном автобусе (4 евро в обе стороны), после чего предстоит 20-минутная пешая прогулка до самого автодрома. Так что дорога в один конец может занять полтора часа, а то и больше.

Несмотря на живописный парк вокруг и фанатские перемигивания в поезде, 3 дня подряд в таком режиме жить сложно. К тому же в финале гонки, когда все нежатся на траве королевского парка, очень обидно бежать на поезд до Милана, чтобы приехать домой в 10 вечера и свалиться в постель от усталости. Жилье рядом с Монцей лучше искать заранее, потому что все раскупается моментально, да и цены не радуют. С другой стороны, жить в Милане тоже недёшево.

3. Нужно забыть о стеснительности и брать еду с собой на автодром. И плед.

Потому что нормально и недорого поесть на территории автодрома невозможно. Хот-доги, панини, кока-кола, пицца — это почти полное меню забегаловок. Стоит это чудовищно дорого для такой еды (панини по 7–8 евро, хот-доги по 5), так что проще захватить те же самые сэндвичи из дома. А плед можно носить с собой и организовывать себе мобильную трибуну в любом понравившемся месте.

О местах

Карту аэродрома я начала изучать в 4 утра, сидя в московском аэропорту. Она прикладывается к билету, который я разрисовала, следуя ценным указаниям дорогого друга Бори: здесь стоять, здесь не стоять, здесь продают вкусные сосиски. В 5 утра я чувствовала себя гуру, я знала карту как свои пять пальцев и перекатывала на языке названия: Лесмо, Параболика, Ведано.

После 3 дней, проведенных в перебежках вдоль трассы, могу сказать одно: не стойте на месте. Гонок будет достаточно для того, чтобы смотреть на них с самых разных позиций. В повороте Лесмо машины едут медленно и очень близко — кажется, стоит протянуть руку, и вот она, заветная. На прямом выезде к параболике набирается самая большая скорость, поэтому гонки здесь самые шумные, у любой из шикан — самые интересные, на поворотах параболики — самые, наверное, непредсказуемые. Спасибо дорогому другу Боре за подсказки, но у меня особый путь, поэтому я нарисовала свою карту лучших бесплатных мест Монцы.

Вот как выглядят гонки с точки 2 на моей карте.

Одно правило при выборе места неизменно: стойте там, где будет видно не только кусок трассы, но и экран, иначе рискуете остаться в неведении о гонке в целом.

Одним из сюрпризов (для меня) после покупки билета на гонку стало то, что помимо гонки F1 в стоимость билета входит еще 3 соревнования: гонки класса GP2, класса GP3 и кубок Порше. GP3 — самая шумная из перечисленных, а поэтому мне понравилась больше всех.

Зато на Порше можно посмотреть на расстоянии вытянутой руки: у них нет своего паддока, так что машины выезжают на трассу через задний вход. Первый раз я наткнулась на выезд Порше, случайно проходя мимо. Второй раз — пришла нарочно, чтобы посмотреть на парад красивущих машин.

История о медленной фокусировке

О болельщиках

Это вторая причина, по которой я снова поеду смотреть Формулу именно в Италию. Таких эмоциональных болельщиков, как в Италии, кажется, нет больше нигде. Особенно рьяно итальянцы болели за Феррари, еще более рьяно — за Кими, выступающего в команде Феррари.

На трибунах красным-красно от флагов и футболок Феррари.

Но и на другие команды и другие страны хватает поклонников.

Для просмотра гонок все устраиваются кто во что горазд: кто-то занимает дорогущие трибуны, кто-то валяется на пледе около трассы, кто-то залезает на велосипеды, а кто-то — на шею родителей.

Кто как смог

Трибуны снимать много проще, чем летящие на огромной скорости машины, поэтому вот еще фотографии болельщиков.

Помимо счастья боления за своих у фанатов есть еще один источник радости — в конце гонок Порше отдают использованные покрышки страждущим.

После этого из Монцы уезжают десятки счастливых людей с драными покрышками: кто везет улов на велике, кто — на мотоцикле, а большинство и вовсе катит свою добычу прямо до поезда.

В поезде все сразу выцепляют взглядом своих и заговорщически улыбаются друг другу. И так каждое утро и каждый вечер, и это, пожалуй, единственное, ради чего можно стерпеть ежедневные поездки туда и обратно.

О гонках

Фотографировать гонки на пленку — это еще одна разновидность слабоумия и отваги, поэтому половина портретов Кими и Льюиса выглядит так:

В третий, самый главный, день гонок я решила занять неопробованную, но нахваленную дорогим другом Борей позицию, и со всех ног бежала вдоль всего автодрома. Бежала, чтобы узнать, что прохода к этому месту нет; поэтому пришлось развернуться и со всех ног нестись обратно к главному входу. В это время за забором и отбойником проходили гонки серии GP3, и это мое любимое видео из Монцы.

Рассказывать про саму гонку все равно что описывать вкус желато: мучительно и бесполезно. Надо смотреть на это своими глазами, и никакие слова не передадут радостные вопли болельщиков и по-итальянски темпераментные речи комментатора.

А вот что я смогла подсмотреть за забором и около:

В конце гонок, когда чемпион определен, трасса открывается для всех. Чтобы попасть поближе к пьедесталу, к концу гонки нужно постепенно двигаться в сторону паддока: тогда шансы попасть под брызги шампанского увеличиваются.

По дороге к пьедесталу

После гонки можно разгуливать не только по современной трассе, но и забираться на старый овал.

Хотя, признаться, делать это вместе с сотнями таких же зрителей не так интересно, как перелезать через запретный забор и бегать в одиночку.

А это бонусные фотографии с телефона (извините за неровный почерк и качество):

А вот и старый овал:

А так он выглядит снизу:

--

--