Как (за что) я получила полный грант на учебу в Англии

[женя] zhenya
7 min readAug 29, 2016

--

31 мая 2016 года мне прислали письмо со скромной темой “Application Update”. Мое 9-месячное начинание подошло к удачному концу, я получила свой грант на учебу в University of East Anglia.

Делюсь тем, как это произошло.

Условно я поделила весь процесс на три основных этапа:

  1. Предварительная подготовка
  2. Подача документов
  3. Интервью

Предварительная подготовка

включает в себя всю мою “сознательную академическую и профессиональную жизнь”: четыре года бакалавриата, внеучебная деятельность, активизм, хобби, стажировки и первая настоящая работа.

На тот момент у меня двадцатитрехлетней было скромное резюме с несколькими красивыми строчками: AUCA Valedictorian, Золотой Сертификат по результатам ОРТ, Британский стартап, GPA 4.0, грамоты… Серьезных достижений у меня пока не было (и до сих пор нет), но комиссии понравилась моя предрасположенность к выдаче хороших результатов.

Среднестатистический финалист — молодой успешный профессионал под 30 лет, имеющий растущую сферу влияния и способный приносить реальные позитивные изменения в своей стране.

Я таким не являлась, пока. Моя задача была убедить комиссию, что это лишь дело времени, поэтому я делала упор на то, что у меня есть потенциал: “Да, я не такая продвинутая как другие кандидаты, но когда я буду в их возрасте, я буду еще круче.”

С одной стороны, это даже выгодно, когда ты моложе других. У тебя еще не было достаточно времени напортачить в своей карьере. Продавай идею себя в будущем.

Подача документов: важные моменты

  • четыре эссе, четыре матьвашу эссе
  • выбор университетов
  • рекомендации по рекомендациям
  • сроки

Эссе

Да, их надо просто взять и написать. А потом переписать. И еще раз. Потом дать почитать своим друзьям, профессорам, коллегам, собрать их отзывы, поплакать и переписать снова.

Айзада Марат кызы на CAYN 2015

Тут я всегда вспоминаю, как на воркшопе CAYN Айзада Марат кызы рассказывала, как готовила свои эссе для Гарварда, как отправляла своим друзьям, как сильно это ей помогло.

Несколько пар незамыленных глаз еще никому не мешали. Не стесняйтесь просить помощи.

Выбор университетов

Замечательный аспект программы Chevening заключался в том, что я могла выбрать любой университет, от Оксфорда до LSE (и зачем пошла в неизвестный University of East Anglia? — об этом ниже).

Разговаривая с бывшими выпускниками, поняла, что существует три основных принципа выбора университетов:

  • по месту: хочу только в Лондоне!
  • по рейтингу университета/программы: хочу только в Кембридж!
  • по программе: хочу именно на эту программу!

Я выбрала непопулярный третий вариант (за что меня потом много ругали). Я могу долго говорить, почему именно Taught MA in Media and International Development — то, что мне нужно. Я готовила целую мини-речь на эту тему для интервью с комиссией. Вкратце: она идеально соединяет мой предыдущий разношерстный опыт с тем, где я вижу себя в будущем.

Знающие люди скажут: “Булщит. Выбирай либо Лондон, либо именитый университет. На международной арене надо иметь магистерские дипломы от университетов на слуху. Если ты думаешь, что вас там будут реально чему-то учить — то зря.” Может, так оно и надо.

Chevening разрешает указывать до трех университетов, а значит можно, нет, нужно подать по крайней мере в один топовый университет, а два остальных можно выбрать попроще, для безопасности.

Важно: стипендия актуальна только в случае, если тебя приняли в университет.

Как показал опыт, поступать в средние (топ-20/30) университеты Великобритании несложно. После предложения от своего универа я успокоилась и просто подавала в другие — ради интереса. Отказов не было. Моя подруга тоже запросто получала предложения от университетов, и мы такие не одни.

Не надо бояться. Возьмите себе самый захудалый университет как третью опцию, если уж совсем страшно никуда не поступить.

Рекомендации по рекомендациям

  1. Преподаватели и работодатели — тоже занятые люди (duh!), 2 недели — это минимум времени, которое вы должны оставить им для подготовки письма, а лучше — месяц. Дольше — не всегда лучше, преподаватели и работодатели — тоже прокрастинаторы (duh!).
  2. Помогите им написать лучше: кратко опишите программу, цель, на что хотите сделать упор, какие достижения/качества вы бы хотели подчеркнуть, напомните, кто вы вообще такой, и почему вас стоит рекомендовать.

Нет ничего бесполезнее, чем безличная шаблонная рекомендация с замусоленными фразами.

Напомните рекомендателю о своих интересных проектах, подходящих случаях — облегчите ему работу.

3. Рекомендаций понадобится много. Если вы не тот редкий счастливчик, которого все обожают, то вам придется просить одних и тех же людей рекомендовать вас несколько раз.

В основном, содержание рекомендаций примерно одинаковое, но некоторые университеты требуют ответов на определенные вопросы.

Если требуется такое новое особое письмо, я сначала перечитывала старое письмо и сканировала его содержание. Очень вероятно, в нем уже содержались ответы на похожие вопросы. Я выделяла параграф или строчку и писала комментарий для рекомендателя: “Так и так, не могли бы вы добавить сюда пару предложений об А и Б?” Снизу дописывала все оставшиеся вопросы, на которые еще не было отвечено в предыдущем письме, высылала рекомендателю.

Таким образом, я экономила время рекомендателя, которому оставалось просто пройтись по комментариям и добавить недостающую информацию.

Сроки

Когда злосчастные эссе написаны, рекомендации собраны, и документы отправлены, наступает момент истины. Или, скорее, месяцы истины.

Самое глупое, что можно сделать — это не делать ничего и ждать ответа.

Самое умное — это поступать в университеты, получать от них предложения и загружать их на свой профиль (на вашем аккаунте будет возможность обновлять статус ваших заявок в университет).

Почему?

Представьте ситуацию. Два одинаковых по квалификациям кандидата претендуют на одно место. У одного уже есть предложения от университета, у другого — нет. Вопрос: кого скорее всего выберут?

Вот почему.

И, наконец,

Интервью

Ура! Вам пришел заветный имейл, оповещающий об успешном прохождении первого тура. Что дальше?

Дальше я радовалась, отдыхала, плевала в потолок, потому что оповещают в феврале, а интервью проводят аж в апреле. На руках у меня были предложения от университетов, прошлогодний IELTS 8.5, да и вообще болтать на интервью — это я люблю.

Потом я получила два отказа по двум другим стипендиальным программам (Erasmus и DAAD) и задумалась: “А может зря я такая уверенная?”

Активная подготовка началась.

  1. Нашла замечательную базу данных Чивнинг аламников и поискала среди них знакомые имена.
  2. Связалась с теми, кого знала лично, потом напросилась познакомиться с остальными через своих знакомых.
  3. Встретилась/созвонилась с теми, с кем получилось, яростно записывая каждый совет. Некоторые даже устраивали мне mock interviews, было дискомфортно, но невероятно полезно (очень советую).
  4. Собрала список вопросов, которые задавали кандидатам в предыдущие года, а потом на каждый написала по длинному ответу. В течение месяца возвращалась к ответам, перечитывала, запоминала получше, дополняла. Итак, в Астану на интервью я летела с 16-страничным документом в руках, который знала практически наизусть.

Обычно в комиссии три человека — один обязательно из Британского представительства, один аламник.

Элемента неожиданности на интервью не было, вопросы стандартные. До того стандартные, что их мне зачитывали с листочка (чтобы соблюсти объективность и равное отношение ко всем кандидатам, как мне пояснили).

Вопросы можно разделить на несколько групп:

  • Why Chevening?
  • Why you?
  • Networking (Do you have a good network? How are you going to use it? How do you build and expand your network?)
  • Leadership (Give some examples of your leadership. Who is an inspiring leader for you? How do you understand leadership? Are you a leader?)
  • Outcome (How will your country benefit from your education? What is your plan upon arrival — for the next 5, 10 years? How will Chevening benefit from you?)
  • Education (Why this university? Why this program?)

Мне очень помогли советы Бактыгуль Кубанычбековой, которая описала для меня весь процесс, подсказала примерные вопросы, напомнила о таких с виду незначительных, но очень важных деталях, как жестикуляция, поза, выбор слов (например, использование active voice вместо passive voice, утверждений I know that, I am confident that, I will вместо неуверенных предположений I think, maybe, probably), открытая уверенная улыбка, зрительный контакт со всеми членами комиссии. Все мы люди :)

Как и в любом другом интервью, у вас в конце спросят, есть ли у вас вопросы к коммиссии. Можно, конечно, радостно раскланяться и уйти, но лучше заранее подготовить несколько интересных вопросов и отличиться от массы, которая игнорирует эту возможность произвести впечатление.

Я спросила, what are some qualities that make a good Chevener? Do you see any pattern among finalists? Should I be chosen, what is the best way to connect with the local network of alumni?

Они удивленно переглянулись, что я вообще что-то спросила, похвалили за вопрос, оживились. Наше интервью затянулось еще на несколько минут, после чего я поблагодарила комиссию за время и внимание и ушла.

Конец.

А потом я долго ждала, нервничала, старалась сильно не надеяться, но если совсем на чистоту, то надеялась отчаянно.

Потом пришло письмо, которое я лихорадочно просканировала на положительные слова-маркеры: Congratulations, happy, impressed, selected, 2016–2017. Виу-виу! #ChosenForChevening! Вот.

UPDATE

Немного статистики:

Chevening Worldwide

Всего заявок: 43,000+ из 110+ стран
Прошли первый раунд: 4,500
Получили грант: 1,856

Конкуренция — 1:23.

Chevening Казахстан

Всего заявок: 430
Прошли первый раунд: 26
Получили грант: 8

Конкуренция — 1:54.

Есть вопросы?

Пишите. Мне так много людей помогало, что я чувствую ответсвенность передать их доброе дело.

Правда, я не верю, что не бывает глупых вопросов (А когда дедлайн? А какие документы надо подготовить? А на какие темы эссе?) На такие вопросы отвечает Google и официальный сайт chevening.org.

А в остальном — пожалуйста.

Можно в Facebook или в Twitter.

--

--