«Свидетелей» не оставлять

ЦУР выяснил, что достанется России от запрещенной религиозной организации

ЦУРреализм
8 min readJun 29, 2017

Если 17 июля «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» не сможет обжаловать свою ликвидацию, то в силу вступит решение Верховного суда, признавшего организацию экстремистской, а ее имущество — подлежащим конфискации. Примерно 175 тысяч вкладчиков, инвестировавших в земное «царство», останутся ни с чем. Центр управления расследованиями оценил размах крупнейшей постсоветской национализации — у иеговистов есть по меньшей мере 211 объектов недвижимости в 57 регионах кадастровой стоимостью 1,9 млрд руб. Государство получит самую дорогую часть, но чтобы забрать все, придется сильно постараться.

20 апреля Верховный суд признал деятельность «Управленческого центра свидетелей Иеговы в России» экстремистской и ликвидировал религиозную организацию вместе с 395 входящими в ее структуру региональными отделениями. Их деятельность была прекращена судом немедленно, а после вступления решения в силу имущество ликвидируемой организации будет конфисковано в пользу государства.

С 1993-го по 2017 год у религиозных организаций свидетелей Иеговы накопилось 438 адресов регистрации в России. Мы проверили всех собственников этих объектов недвижимости, и 211 адресов оказались связаны с иеговистами. Среди схем владения выделились две основные: религиозными организациями напрямую и через аффилированных физических лиц.

Из найденного нами имущества, по данным ЕГРН, российские и зарубежные объединения «свидетелей» владеют 118 объектами, еще 93 находятся в собственности у руководителей и учредителей местных отделений и их родственников. Кадастровая стоимость этой недвижимости, расположенной в 57 регионах страны, составляет 1,9 млрд рублей.

Самые ликвидные активы свидетелей Иеговы находятся в Санкт-Петербурге — 11,4 га земли с несколькими зданиями общей площадью 9 625 кв. м. Так, в поселке Солнечное на берегу Финского залива на 10 га располагался теперь уже пустующий главный штаб иеговистов с жилыми и техническими постройками. Там и был зарегистрирован «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» — головная организация свидетелей Иеговы. По данным «Фонтанки», в Солнечном работали и жили вместе со своими семьями около 300 сотрудников «Управленческого центра», но сразу же после решения суда они начали выезжать из поселка.

Еще один коммерчески привлекательный участок размером в гектар — на Коломяжском проспекте, 21. Там иеговисты построили Зал Конгрессов на 2000 человек, использовавшийся для больших праздников и лекций. Кадастровая стоимость всех объектов религиозной организации в Петербурге — 780 млн рублей, рыночная может оказаться вдвое больше.

У самой богатой общины — петербургской религиозной организации «Свидетелей Иеговы» — и самые квалифицированные учредители. Среди них — бизнесмены, юристы и топ-менеджеры: Сергей Малышев — бывший генеральный директор Тюменской авиакомпании «Сибирьинтеравиа», Сергей Васильев — начальник управления ведомственной охраны по Новгородской области «Связь-Безопасность», Дмитрий Поляков — совладелец коллегии адвокатов Волгоградской области и бывший член совета директоров Бутырского рынка Москвы.

Московское отделение иеговистов держится скромнее — в столице «свидетелям» принадлежит только одно здание. Зато оно находится на территории усадьбы «Михалково» Паниных у Головинских прудов, его площадь — 3194,7 кв. м, кадастровая стоимость — 297 млн рублей. В 2010 году префектура Северного округа заявила, что здание было незаконно приватизировано АОЗТ «Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева» и продано «Управленческому центру свидетелей Иеговы в России». Однако отнять недвижимость у иеговистов не получилось — сегодня домом владеет австрийская община организации.

Московский Зал Царства иеговистов в усадьбе «Михалково» I Фото: Яндекс.Карты

Больше всего недвижимости мы обнаружили на юге страны в Ставропольском и Краснодарском краях — 31 объект кадастровой стоимостью 202 млн рублей. Ставропольские адепты «свидетелей» одними из первых подверглись жесткому прессингу со стороны сотрудников правоохранительных органов. В марте 2016 года во время обысков у иеговистов в здании богослужения нашли литературу, внесенную в Федеральный список экстремистских материалов. Свидетели Иеговы утверждают, что литература была им подброшена. На своем канале в Youtube они опубликовали видеозапись с камер наблюдения, где видно, как люди в масках достают из карманов какие-то бумаги и кладут их в стол. В это же время обыски проходили в Карачаево-Черкесской республике в здании местного отделения иеговистов, где тоже были обнаружены экстремистские материалы. Год спустя за распространение запрещенной литературы суд ликвидировал карачаево-черкесскую организацию и передал ее имущество государству. Согласно ЕГРН, сейчас на принадлежавшие ей здание (298,5 кв. м) и землю (857 кв. м) приставами наложен запрет на отчуждение.

Теперь государству должно отойти все имущество запрещенной организации. Впрочем, за полгода активы «Управленческого центра свидетелей Иеговы в России» и его подразделений существенно уменьшились — как только угроза ликвидации стала реальной, российские религиозные организации начали дарить или жертвовать имущество иностранным представительствам свидетелей Иеговы. С января по конец апреля 2017 года иностранцам успели передать 74 объекта недвижимости кадастровой стоимостью 402 млн рублей. Главными дарополучателями стали общины иеговистов в Швеции, Австрии, Испании, а также «Общество Сторожевой башни, Библий и трактатов Пенсильвании», которому с 2010 года принадлежит (с обременением права в пользу «Управленческого центра») штаб иеговистов в Санкт-Петербурге.

О том, что у местных организаций было предписание переводить недвижимость в собственность иностранных юрлиц, сообщил «Деловой Петербург» со ссылкой на имеющееся у них в распоряжении письмо от «Управленческого центра» старейшинам. В письме говорилось, что после того, как иностранные отделения «Свидетелей» станут владельцами земель и зданий, общинам следует выбрать одного из местных верующих и по договору безвозмездного пользования передать все ему. Потенциальный новый владелец обязательно должен быть старше 25 лет и «обладать необходимыми духовными качествами». Таким образом, по информации «ДП», община планировала продолжить пользоваться недвижимостью, формально не имеющей больше к ней отношения. Но с поиском подходящего верующего могут возникнуть проблемы. В Тыве, например, бывший руководитель местной организации в Кызыле Сарыг Омак Маа-Хооевич отказался от учения иеговистов, став совладельцем нескольких буддийских религиозных организаций и регионального отделения Общероссийского народного фронта.

Государство уже начало пресекать попытки передачи недвижимости. В Ставропольском крае местная организация иеговистов пыталась подарить землю (2 851 кв. м) и Зал Царства (1 161,6 кв. м) в станице Незлобной «свидетелям» из Дании. Региональное управление Росреестра отказалось регистрировать сделку. Датская община в начале июня попыталась оспорить отказ в Арбитражном суде Ставропольского края, но суд не принял заявление, посчитав спор ему неподсудным. Еще в марте 2017 года в Ставрополье сделки с иностранными организациями «свидетелей» регистрировались, и местные общины успели подарить три объекта недвижимости иеговистам из Австрии.

Пресс-секретарь «Управленческого центра свидетелей Иеговы в России» Иван Беленко во время беседы с ЦУРом не смог назвать точную стоимость недвижимости, которая может отойти государству. По его словам, «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» юридически никак не связан с региональными организациями, не влияет на их внутреннюю жизнь и не имеет данных об их активах.

В итоге по состоянию на июнь 2017 года иностранные общины свидетелей Иеговы владеют большей частью найденной нами недвижимости. Им принадлежит 65% (16,4 га земли и 25 072 кв. м зданий и помещений, всего 78 объектов) кадастровой стоимостью более 500 млн рублей. 93 объекта находятся в собственности у руководителей, учредителей российских отделений и их родственников, но это самые скромные активы — 11,5% российской недвижимости (2,7 га земли и 6 020 кв. м зданий) стоимостью 175 млн рублей. И только 23,5% недвижимости (5,4 га и 13 989 кв. м, всего 40 объектов) принадлежит напрямую российским юридическим лицам “свидетелей”, зато она самая дорогая — не менее 660 млн рублей. Это распределение может позволить иеговистам сохранить большую часть имущества — если сделки по его передаче не будут оспорены.

У государства такая возможность есть, считает старший партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Ирина Адамова: «Так как имущество передавалось по договору дарения, то можно будет доказать, что это притворная сделка для переоформления титульного собственника именно для того, чтобы избежать конфискации этого имущества. Если прокурор докажет, что сделки заключались, чтобы избежать исполнения судебного акта, а не для безвозмездного дарения, то государство сможет присвоить это имущество».

На недвижимость, которая в собственности у руководителей, учредителей местных организаций и их родственников, государство вряд ли сможет претендовать. По словам Ирины Адамовой, прокуратуре придется доказать, что здание было куплено на деньги этой религиозной организации, а не на средства владельца. Сделать это и конфисковать имущество будет гораздо сложнее, чем в случаях с дарением иностранным организациям.

Свидетели последних дней

Свидетели Иеговы — конфессия, ранее известная как «Исследователи Библии», одно из ответвлений христианства, но ее последователи отрицают большинство догматов. Иеговисты не верят в бессмертие души, поэтому высшим даром для них является вечная жизнь. Они ждут Армагеддон, священную битву добра со злом, после которой не останется злых людей, на Земле наступит рай, сатана будет окончательно уничтожен, а праведники воскреснут, чтобы жить вечно. Критики иеговистов обвиняют их в разжигании религиозной розни. «Получилось, что более 100 тысяч человек не могут исповедовать свою веру. Хотя единственная причина, почему их книги были признаны экстремистскими — это то, что они проповедуют превосходство одной религии над другими, — считает эксперт информационно-аналитического центра «Сова» Ксения Сергазина. — Но это вы встретите в каждой религии. Это есть и в христианстве, и в исламе, и в других». Свидетелей Иеговы также называют сектой — из-за их активной миссионерской деятельности и запрета на добровольный уход из общины. Кроме того, для свидетелей Иеговы неприемлемо участие в политических партиях, они отказываются служить в армии, не празднуют государственные праздники и не участвуют в выборах.

История преследования «свидетелей» в современной России началась в 2009 году. Литературу иеговистов признавали экстремистской, так как суд находил в ней информацию, «возбуждающую религиозную рознь, пропагандирующую исключительность, превосходство и неполноценность граждан по признаку их отношения к религии». За семь лет в список запрещенных материалов попали 95 печатных материалов, и восемь региональных организаций иеговистов были признаны экстремистскими за массовое распространение и хранение этих материалов. В марте 2017 года министерство юстиции подало иск в Верховный суд о ликвидации головного «Управленческого центра свидетелей Иеговы в России» и всех региональных организаций из-за нарушения закона о противодействии экстремизму. Под нарушениями имелись в виду ввоз на территорию страны и снабжение местных организаций литературой «как уже признанной экстремистской, так и впоследствии признаваемой экстремистской» и финансирование региональных отделений, которые «в последующем признаются экстремистскими». Суд согласился с доводами Минюста, подчеркнув, что за семь лет головная организация не попыталась устранить причины, из-за которых ее региональные отделения признавали экстремистскими. С отдельным возмущением суд отметил, что организация «фактически оправдывает» действия ликвидированных региональных структур, «считая, что они не являются экстремистскими».

Корреспонденты ЦУРа полистали одну из упоминаемых в решении суда брошюр, включенную в список экстремистских материалов. Это небольшая книжка с картинками «Слушайся Бога и живи вечно», весь текст которой состоит из коротких цитат из Библии в переводе иеговистов. Серовский районный суд Свердловской области, 19 февраля 2016 года признавший эту книжку экстремистской, не пояснил, что именно он счел возбуждающим религиозную рознь и пропагандой превосходства по признаку религиозных убеждений.

Страница из брошюры иеговистов «Слушайся Бога и живи вечно»

Наиболее экстремистской цитатой из книги является призыв «Не участвуй в политических делах народов». Возможно, суд решил интерпретировать его как призыв бойкотировать выборы (согласно закону «О противодействии экстремистской деятельности» экстремизмом считается в том числе воспрепятствование осуществлению гражданами избирательных прав). Уточнить невозможно — признавая литературу иеговистов экстремистской, суды часто не приводили конкретных цитат.

Последовательница Свидетелей Иеговы Дарья Аверочкина уверена, что несмотря на потенциальную угрозу уголовного преследования, свидетели не откажутся от своих убеждений: «Сейчас нарушаются права свидетелей Иеговы как граждан. Статья Конституции (речь идет о ст. 28 о свободе вероисповедания. — ЦУР) еще пока гарантирует мне право исповедовать те религиозные убеждения, которые я считаю правильным. История показывает, что свидетели Иеговы и в период нацисткой Германии, и в советский период испытывали противодействие со стороны действующей власти. Тем не менее они находили возможность собираться и совершать совместные служения. Сейчас массовые богослужения стали невозможны, потому что сразу после решения Верховного суда на все здания был наложен арест и собираться нам негде. Но в любом случае встречи, я считаю, проводиться будут. Лишить человека свободы верить и выражать свои религиозные убеждения не может никто».

Заместитель руководителя Союза православных Хоругвиеносцев Игорь Мирошниченко не согласен с тем, что обвинение иеговистов в экстремизме несправедливо: «Можно только радоваться и приветствовать. И, более того, надо и с остальными подобными сектами подобным образом поступить. Говорят, что они не агрессивные. Но Господь сказал: «Не бойтесь убивающих тело. Бойтесь убивающих душу». Это страшнее, чем если бы они уничтожали физически». После этого заявления Мирошниченко с гордостью продемонстрировал корреспондентам ЦУРа коллекцию футболок с признанным в России экстремистским лозунгом хоругвиеносцев «Православие или смерть». Как рассказал Мирошниченко, футболки, несмотря на судебный запрет, очень хорошо продаются.

Алеся Мароховская, Ирина Долинина, Георгий Александров

--

--