Душевые муки

Как Николай Шамалов прописался в душевой пансионата в Геленджике, хотя суд ему это запретил

ЦУРреализм
9 min readDec 27, 2016

Если вы очень хотите особняк в запретной санаторно-курортной зоне Геленджика, неподалёку от «дворца Путина» и имения Мантуровых, но суды один за другим запрещают это, не отчаивайтесь: опыт успешного бизнесмена Николая Шамалова показывает, что нужно продолжать идти к намеченной цели, несмотря на всякие суды и другие незначительные препятствия. И все у вас получится.

Город Геленджик, улица Маячная — центр санаторно-курортной зоны. В этой зоне запрещено строительство жилых объектов, «не связанных непосредственно с формированием и обслуживанием курортов». Однако, как выяснил Центр управления расследованиями (ЦУР), несколько лет назад на второй линии от пляжа, всего в полукилометре от дельфинария, в окружении санаториев и пансионатов на Маячной улице появилась частная резиденция совладельца банка «России» Николая Шамалова, чей сын Кирилл, как считается, женат на младшей дочери Владимира Путина Катерине.

Почти правильный прямоугольник: около 200 метров в длину и 100 в ширину. На высоком заборе — видеокамеры. За забором — парк с пицундскими соснами и дорожками для уединенных прогулок, домик охраны и сам особняк площадью 1391,6 кв. м, возведенный на месте комплекса зданий соседнего пансионата «Сосновая роща».

Фото: Центр управления расследованиями

На наш вопрос, кто тут живет, местные лишь пожимали плечами. «Московский кто-то, кажется, из администрации президента», — ответила женщина с коляской. «Понятия не имею, нам не говорят», — пробурчал пожилой мужчина. «“Шишка”, небось, какая-то — видите, сколько тут камер», — уточнил его приятель. На территории пансионата через дорогу — ни сосен, ни растительности вообще. Отдыхающих тоже не видно. Зато в самом особняке жизнь кипела: вовсю шел ремонт, по балкону ходили рабочие и что-то обсуждали.

Как Николай Шамалов пошёл по профсоюзной линии

Пансионат «Сосновая роща» был построен в 1985 году и до недавнего времени принадлежал Краснодарскому краевому совету профсоюзов. С прошлого года недвижимостью владеет Андрей Уманский, экс-глава департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края.

Пансионат функционирует и сейчас, но его стало заметно меньше. Осенью 2004 года профсоюз решил избавиться от части территории.

Скупку объектов начали компании, связанные с экс-председателем думы Геленджика Болатом Закарьяновым, которого в апреле этого года Владимир Путин личным указом назначил начальником главного управления общественного питания управделами президента. Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального сообщал ранее, что до этого назначения Закарьянов (паралельно с председательством в думе города-курорта) с августа 2014 года руководил ФГАУ «Оздоровительный комплекс Рублёво-Успенский» управделами президента.

С января 2005-го право собственности на несколько построек (два склада, бывшее здание душевой-регистратуры (именно так душевая и регистратура указаны в судебных документах и в выписке из Росреестра) и два спальных корпуса площадью 1,5 и 2 тыс. кв. м перешли сначала строительной компании «Аракара» предпринимательницы Ольги Шигаровой, а затем — в 2006-м — к компаниям «Морская даль» и «Посейдон».

С 2007 года и «Аракару», и «Морскую даль» возглавлял один и тот же человек — Роман Мятиев. Что касается «Посейдона», который через ООО «Континент» контролирует Николай Шамалов, с 2011-го года им руководил Болат Закарьянов.

«Морская даль» также связана с именем Закарьянова. В базе контрагентов СКРИН ее совладельцем указана Кристина Керимова, которая с 2010 года упоминается в ЕГРЮЛ уже как Кристина Закарьянова (в аккаунте «Вконтакте» у нее тоже две фамилии). До Керимовой-Закарьяновой совладельцем другой ее фирмы, «Мега-Сервис», в ЕГРЮЛ значилась Светлана Закарьянова, жена Болата Закарьянова (она же была и в числе учредителей «Посейдона»). Какие родственные отношения связывают Керимову-Закарьянову с кремлевским чиновником и его сыном Тимуром, девушка ЦУР не ответила.

Болат Закарьянов с 2005 по 2007 год возглавлял принадлежащий управделами президента дом отдыха «Туапсе», на 68 га которого под Геленджиком возник так называемый дворец Путина. Строится он до сих пор: к примеру, дворцовый спорткомплекс размером 3182,3 кв.м был поставлен на кадастровый учет только эти летом.

Дворец Путина в Прасковеевке | Фото: Георгий Албуров, ФБК

Болат Закарьянов возглавлял фирму «Индокопас», которая первоначально владела «дворцом Путина». Когда в августе 2010 года земля под стройкой перешла к «Индокопасу», крупнейшим совладельцем этой фирмы через ООО «Рирус» был именно Николай Шамалов. А когда от «Индокопаса» дворец перешел к его нынешнему владельцу — ООО «Комплекс», управлять недвижимостью стала УК «Инвестстрой» под руководством Закарьянова.

Неудивительно, что сразу после того, как в третьем квартале 2009 года бывшие корпуса профсоюзного пансионата «Сосновая роща» перешли от «Аракары» и «Морской дали» к прежде неизвестной компании «Континент», у «Континента» сменился владелец. Вместо связанной с Закарьяновым «Морской дали» единственным учредителем компании 20 октября 2009 года стал Николай Шамалов. Возрождать бывший пансионат новый собственник не стал.

На архивных спутниковых снимках хорошо видно, в какой именно период бывшая профсоюзная недвижимость превратилась в частную резиденцию. Если осенью 2010-го на Маячной еще стояли старые спальные корпуса, то спустя два года на их месте появился ландшафтный парк.

Фото: Google Earth

Как Николай Шамалов проиграл все суды

Имение Николая Шамалова в центре Геленджика состоит из трех смежных земельных участков: площадью 4000 кв. м, 1661 кв. м и 15328 кв. м. Причем если два последних участка принадлежат муниципалитету и находятся у Шамалова в аренде до 2054 и 2057 года соответственно, то первый он умудрился получить в полную собственность. Именно на этом участке на месте бывшей душевой пансионата еще за полгода до получения права собственности на землю он и построил свой особняк — в обход решения суда.

Фото: ЦУР

27 января 2010 года ООО «Континент» Николая Шамалова обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с протестом против отказа городской администрации изменить вид «разрешенного использования земельного участка площадью 4000 кв.м … с установленного вида «для размещения апартамент-отеля» на испрашиваемый вид — «для индивидуального жилищного строительства».

Городская администрация делать это отказалась, указав бизнесмену на то, что подобная просьба противоречит российскому законодательству. В своем ответе №110–15–48/10–35–07 от 12 января 2010 года чиновники пояснили, что санаторно-курортная зона «предназначена для размещения объектов курортного-рекреационного назначения», и в данной зоне не предусмотрено жилищное строительство. А улица Маячная — часть этой зоны. Это следует из функционального зонирования по генеральному плану Геленджика, утвержденному решением местной думы №183 от 6 февраля 2006 года.

Вид на дом Николая Шамалова с улицы | Фото: Google Maps

При этом при рассмотрении дела суд принял во внимание и прочие доводы — тоже не в пользу истца. Он учел, например, что администрация муниципального образования 24 ноября 2006 года передала этот участок «Морской дали» в аренду «на 49 лет для эксплуатации объектов недвижимости пансионата» и «для размещения апартамент-отеля», но не для строительства жилья.

Более того, суд выяснил, что администрация муниципального образования город-курорт Геленджик вообще «не имела права на предоставление земельного участка ООО “Морская даль” в аренду… Ввиду изложенного соглашение о безвозмездной передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20 августа 2009 года, подписанного между ООО “Морская даль” и ООО “Континент”, также является ничтожным».

Взвесив все аргументы, Арбитражный суд Краснодарского края 10 июня 2010 года решил: «Континенту» «в удовлетворении заявленных требований отказать». Частное жилое строительство на Маячной, 9 было запрещено.

Обращение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд «Континенту» тоже не помогло. 14 сентября 2010 года ростовский суд отклонил жалобу компании Шамалова.

Дом Николая Шаталова | Фото: ЦУР

Как Николай Шамалов переиграл все суды

Однако через несколько месяцев спорный участок, на котором уже стоял дом, все равно превратился в землю для индивидуального жилищного строительства. И не он один. Такой же статус приобрели соседние участки. Только оформлено это геленджикское имение уже не на «Континент», а на Николая Шамалова.

Судя по Публичной кадастровой карте, изменения в ГКН (государственный кадастр недвижимости) были внесены в сентябре-октябре 2012 года.

В администрации Геленджика на журналистский запрос, как удалось в обход решения суда легализовать частную жилую резиденцию, не ответили. Рабочий телефон «Континента» недоступен — фирма находится в стадии ликвидации. ЦУРу удалось дозвониться директору компании Галине Петровой, но и она ничего не прояснила:

— Не могу комментировать этот вопрос.

Одна сотка земли на улице Маячная стоит сегодня около миллиона рублей. Соответственно один только участок, занимаемый Шамаловым, без особняка, стоит на рынке не меньше 200 млн руб. С учетом дефицита таких больших наделов с выгодным расположением — вдвое больше.

— Перевод земель из одной категории в другую — довольно распространенная практика на черноморском побережье. А в Геленджике она наиболее ярко выражена, — рассказал ЦУРу Дмитрий Шевченко, заместитель координатора «Экологической вахты по Северному Кавказу». — Там, где такая дорогая земля, не обойтись без серьезной коррупционной составляющей.

Как у Николая Шамалова появились последователи

Возведение жилых домов прямо в центре курортной зоны — явление редкое. Но не уникальное. Так, неподалеку от имения Шамалова, на перекрестке улиц Морская и Мира расположен жилой дом площадью более 3 тыс. кв. м, оформленный на Валентина Мантурова, отца министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Как следует из выписки Росреестра, прежде эта недвижимость принадлежала соседнему пансионату «Приморье». В прошлогоднем списке аффилированных лиц этого ПАО указано, что 94,67% его акций владеет ООО «Финансовые системы», которым руководит Евгений Максимов, связанный по ряду медицинских проектов с женой министра Натальей Мантуровой. Имя самой Натальи Мантуровой как «члена совета директоров общества» также встречается в числе аффилированных с пансионатом лиц.

Дом Валентина Мантурова | Фото: «Яндекс.Карты»

— Такая схема также распространена, — пояснил Дмитрий Шевченко. — Изначально строится аппарт-отель, а потом недвижимость продается и меняет свою категорию. А может и не менять. Что мешает владельцу единолично пользоваться особняком, оформленным как пансионат?

Пансионатом, например, проходит по кадастру все тот же связанный с именем Шамалова «дворец Путина» в окрестностях села Прасковеевка под Геленджиком. Но путевки туда не купить.

База МЧС на въезде в Прасковеевку | Фото: ЦУР

В самой Прасковеевке асфальт лучше, чем в центре Москвы, а на окруженной колючей проволокой базе МЧС на самом въезде в село стоят новые пожарные машины и вертолет Ми-8 (по данным Russianplanes.net, эксплуатируется с 2015 года). Дорога в сторону моря уставлена табличками «Водоохранная зона. Законодательством Российской Федерации установлен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности». Ближайшие к «пансионату Путина» гостиницы закрыты. У базы отдыха «Райский сад» пасутся бараны и овцы. На базе отдыха «Золотая лоза» — тяжелый замок и охрана. Все подъезды к «дворцу» надежно перекрыты. На дорогах стоят шлагбаумы и охранники с кавказскими овчарками. Почему не проехать дальше не объясняют — нельзя и все, а после этого спускают собак.

Глава управляющей прасковеевским «пансионатом» компании «Инвестстрой» Алексей Василюк одновременно руководит и учрежденной городом Геленджиком компанией «Атлант», которая за 1,77 млн руб. приватизировала санаторий «Стрела» на побережье геленджикского села Дивноморское. В декабре 2014 года 90% самой компании за 90 млн руб. приватизировал «Инвестстрой». Попасть в этот санаторий тоже больше нельзя — он закрыт.

Дельфин и русалка | Фото: фотобанк «Лори»

«Место было прекрасное! — вспоминает Ольга, постоянно отдыхавшая в «Стреле». — И розы, и фонтан, и авторская мозаика на стенах, и аккуратно подстриженные кустики, в которых прятались виноградные улитки, и гнезда ласточек, и горка с пирса в море, и статуя дельфина и русалки, и столовая с очень вкусным кефиром, между прочим, и танцплощадка — все неизгладимо осталось в памяти!»

Дальнейшая судьба этого комплекса неизвестна. Как и его настоящее. Уточнить имя реального собственника «Стрелы» на данный момент невозможно.

На Публичной кадастровой карте этот участок не размечен, но расположенная на нем недвижимость, по данным Росреестра, принадлежит все тому же ООО «Атлант», которым владеет компания «Инвестстрой».

С июля прошлого года единственным учредителем «Инвестстроя» является Татьяна Кузнецова, жена офицера ФСО, начальника войсковой части №1473 Олега Кузнецова, который, по информации ФБК, в 2008 году как представитель заказчика-застройщика подписывал допсоглашение о строительстве «дворца Путина» в Прасковеевке. По данным ЕГРЮЛ, расквартированная в Москве в/ч 1473 сейчас находится в стадии ликвидации, и руководит этим процессом в ранге зампредседателя ликвидационной комиссии именно Олег Кузнецов. До прошлого года партнером Татьяны Кузнецовой по «Инвестстрою» была Инна Колпакова, супруга управляющего делами президента Александра Колпакова. Одновременно обе женщины были соучредителями и УК «Инвестстрой», смотрящей за «дворцом Путина» в Геленджике.

Руководит «Атлантом» Алексей Василюк, нынешний гендиректор УК «Инвестстрой». На посту главы УК Василюк сменил нынешнего начальника главного управления общественного питания управделами президента Болата Закарьянова. Василюк также возглавляет «Апекс Юг», учрежденную однокурсником Путина Николаем Егоровым, — эта компания занимается выращиванием винограда.

Сейчас на территории «Стрелы» стоят несколько новых коттеджей, оформленных как нежилые, а категория земель «не установлена». Минувшим летом молодой ученый Дмитрий Головин на 10 суток попал под арест за то, что хотел сделать селфи на фоне бывшего санатория. При задержании охранники ему разъяснили, что это — секретный объект.

В точно такой же может превратиться и вся санаторно-курортная зона Геленджика.

Олег Ролдугин, Центр управления расследованиями

--

--