68. Проблема народа в творчестве В.Г. Короленко («Сибирские рассказы», рассказы «Сон Макара», «Река играет»).

В цикле «Сибирские рассказы» («Яшка», «Убивец», «Сон Макара», «Соколинец», «Марусина заимка», «Содержающая», «Федор Бесприютный», «Мороз», «Государевы ямщики» и другие) и в других сочинениях отходит от бытописательства народников. В изображении ссылки икаторги Короленко сочетает символику «гиблого места» с пафосом обретения воли, «выпрямления» загнанного человека.

Пристальное внимание к народным персонажам и высокая оценка функции нравственного начала в народном сознании сближ^ает Короленко с народнической тра-Аис(ией. Однако эта же особенность связывает его твор­чество с концепциями народа у Достоевского и Толстого’ Толстой, Достоевский и писатели-народники (при всеразличиях, которые существуют между ними в понимании Народного характера) в истоках своих опирались на славянофильскую концепцию народа и рассматривали народ Как некоторую “нерасчленимую субстанцию”, исконно з^очающую в себе положительное начало. 
 Одним из первых так называемых “сибирских» рассказов, написанных Короленко в ссылке, был “Сон Макара». Главный герой — простой крестьянин. Вся его жизнь — это борьба за существование. Пережив целый ряд “приключений», Макар попадает к Якутскому Богу.

Оригинальность рассказу придает использование писателем фантастического момента: умерший видит себя разговаривающим с Богом. Человек спорит и оправдывает себя. Бог хочет превратить его в мерина, но крестьянин сопротивляется, говоря, что и так был всю жизнь “мерином». Он рассказывает о тяжелой своей жизни, о смерти жены, которую не на что было даже похоронить. Тогда Якутский Бог взвешивает дела Макара и ведет разговор о праведниках. Но в сердце Макара больше нет веры, нет терпения. Финал рассказа не совсем ясен, однако читателя не покидает чувство надежды. Мы верим, что весы таинственного Якутского Бога перевесят в пользу Макара, и жизнь его на “том свете» будет легче и спокойней, чем на “этом».

Фантастический прием позволяет читателю понять, что в душе забитого человека зреет протест. Герой устал жить, он измучен, обездолен и одинок. Он хочет перемен, ведь каждый человек имеет право на счастье.

Герои его произведений — простые русские люди. Многие из них пытаются ответить на вопрос: “Для чего, в сущности, 
 создан человек?” Этот вопрос становится главным для автора и в “Слепом музыканте”, и в “Парадоксе”. В этом вопросе для Короленко соединяется философское решение проблемы с “неотвязным вопросом серой мужицкой жизни”. Вступая в полемику с религиозно-аскетическими идеями Л. Н. Толстого, Короленко до предела заостряет свою позицию. “Человек создан для счастья, как птица для полета”, — провозглашает в “Парадоксе” существо, исковерканное судьбой. Если такую веру несет в себе человек, обездоленный жизнью, умный, циничный, презирающий всякие иллюзии, значит, действительно “все-таки общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществлени.

Короленко в своих произведениях начинает рассматривать народное сознание как некоторое психическое целое с его отдельными структурными элементами. В нароном сознании писатель различает комплекс представле­ний, связанный с коллективным опытом, с одной стороны,

и совокупность представлений индивидуального опыта с другой.^ Если народный персонаж оказывается, по воле обсятельств, изъятым из жестких и вместе с тем привыч­ных условий “борьбы за существование”, его сознание, по мысли Короленко, трансформируется. Например, в рас­сказе “Река играет” (1891) предки перевозчика Тюлина, очевидно, были крестьянами, занимавшимися земледель­ческим трудом. Сам Тюлин к земле непосредственноотношения не имеет и практически не знает, что такое борьба за существование” в ее социальных формах. В связи с этим в сознании Тюлина утрачивают актуальность традиционные комплексы представлений, выработанные коллективным опытом его предков. Его сознание становится открытым практически для всех “непосредственных впечатлений”. Тюлин большую часть своей жизни проводит на открытом воздухе, у реки или на реке. Работу свою он выполняет или не выполняет в зависимости от настроения. Окружающая природа оказывает на него

столь сильное влияние, что он буквально пропитываетсявсеми ее свойствами, становится как бы зеркальным отражением знакомого ему пейзажа.

На примере рассказа “Река играет» мы видим, как интерес к огромным возможностям русского народа сопровождается критикой крестьянства, его лени и нежелания противостоять различным негативным обстоятельствам.

Главный герой рассказа — перевозчик Тюлин — человек безалаберный, ленивый, склонный к пьянству. Рассказчик сравнивает героя с сектантами. Тюлин — воплощение природной стихии. Его внешность и характер соответствуют пейзажу: “Река с кудрявыми берегами». Тюлин не понимает иронии, он очень простодушен и наивен, чем и вызывает симпатию автора и читателя. Этот герой ближе к финалу рассказа со — вершает подвиг, и его личность предстает перед нами в совершенно ином освещении: теперь это титан, способный на удивительные проявления физической и духовной силы. Однако минута подвига проходит — и перед нами все тот же лентяй и пьяница. Река — душа Тюлина — заходит в свои берега, и напоминанием о подвиге остаются лишь чувства читателя и автора