73. Фантастическая повесть А.П. Чехова «Черный монах»: проблема позиции автора.

Считается, что Чехов давно хотел написать про манию величия, к которой может привести гениальность. Черный монах — идея, пришедшая к писателю во сне. И, как оказалось, именно эта идея выделила повесть из всех остальных, поставила ее особняком, который сложно было критиковать.

Главный герой — Андрей Васильевич Коврин, является современником Чехова. Через этот образ автор пытается нам показать, что человек, устремленный к своей цели, имеющий свою идею и свои приоритеты в жизни, обречен на гибель

В Коврину приходит черный монах из какой-то песни. Монах убеждает Коврина в том, что Коврин — гений, избранный, что он относится к тем немногим, которые ведут народ в счастливое будущее, к бессмертию. Коврин понимает, что монах — это плод его воображения, мощная галлюцинация. Однако, по словам того же монаха, человек с нормальным сознанием — стадное и примитивное существо. И если Коврин хочет остаться избранным, он должен смириться с такой жертвой, как психическое здоровье.

Дальнейший ход событий крутится вокруг бесед Коврина с черным монахом. Герой понимает, что монах говорит те вещи, которые давно сидят в голове у Коврина, но которые он не осмеливался воспроизвести. Черный монах быстро становится для него личностью, которая вселяет в Коврина надежду и уверенность, после бесед с ним герой всегда бодр, весел и счастлив. Эти беседы ведутся как бы параллельно остальным событиям: проблемами с садом и подготовкой к свадьбе. Коврин счастлив в своем безумстве.

Однажды черный монах приходит к Коврину домой, пока Таня спит. Они ведут разговоры на философские темы, как вдруг Татьяна просыпается, видит, что Андрей разговаривает с пустым креслом и окончательно понимает, что ее супруг — сумасшедший. Они с отцом убеждают Коврина поехать на лечение.

Проходит некоторое количество времени. Коврина вылечили и отпустили домой. От прежнего весельчака и сияющего счастьем и уверенностью человеком не осталось ничего. Если раньше Коврина могли захватить прекрасный закат или мелодия, то в дом Песоцких возвращается человек, потерявший смысл в жизни, раздражительный, нервный и ненавидящий людей, которые лишили его встреч с монахом. Между супругами все чаще вспыхивают ссоры, от прежних чувств не осталось ничего, как и от благодарности к ее отцу.

Коврин был счастлив в своем безумии. Оно придавало Коврину уверенности в себе и своих силах, он чувствовал, что все, что он делал — величайшее дело. Только с монахом Коврин мог поговорить на темы, которые недоступны обычным людям, только монах помогал установить истину в вечных философских вопросах, которым Андрей посвятил свою жизнь. Его семья, лишив Коврина безумия, лишила его смысла жизни.

И в конце концов это приводит к Коврина к новой женщине, она старше его и оберегает Коврина, как мать. Автор уделяет этой женщине очень немного внимания, словно показывая ее незначительность и в жизни героя. У Коврина появляется тяжелое заболевание, то самое, от которого когда-то умерла его мать.

В роковой вечер Коврин решается открыть письмо от Татьяны. Оно все пропитано ненавистью, Татьяна пишет о том, что ее отец умер, что сад теперь принадлежит чужим людям и что все это — заслуга Коврина. В письме она желает ему смерти.

Коврин осознает, что он — всего лишь посредственность. И что он в свои сорок лет стал профессором — равный обмен, произведенный судьбой на все те беды, которые происходили с ним. Коврин ставит себя на одну планку с остальными людьми, он больше не верен своим прежним убеждениям.

Повесть написана в двух стилях: в прозаическом и эвфонистическом. При этом обычные радости жизни, те повседневные моменты, которые окружают героев, описаны в прозаическом стиле. Эвфония же используется в разговорах Коврина с монахом. Именно поэтому блоки повести, в которых описано общение Коврина с галлюцинацией, так ярко бросаются в глаза. В то же время, все те глупости, которые говорит монах, серьезно воспринимаются Коврину именно благодаря некой благозвучности его речей.

У повести достаточно интересная композиция. Начало — яркое, радостное. Много внимания уделяется саду, словно он является олицетворением жизни Коврина. Однако есть и небольшой предвестник беды: Песоцкого слишком сильно расстраивают даже самые маленькие неприятности, произошедшие с садом. Это как бы добавляет тревогу в общее ощущение праздности. Второй тревожный звонок — песня о сумасшедшей девушке. С помощью этой песни автор словно предупреждает нас о грозящей беде. Именно здесь единство реального мира прекращается. Коврин встречает с монахом и обретает мнимую мечту, мнимую цель. Постепенно ирреальность все больше вытесняет реальность. И когда близкие Коврина замечают это и возвращают его в свой мир — мнимые идеалы падают и Коврин теряется в реальности, тоскуя по себе прежнему. Здесь же автор возвращает нас в сад — тот самый, наполненный жизнью и красками. Но теперь они недоступны Коврину. И завершается повесть все той же песней. Таким образом, повести присуща некая цикличность, на протяжении текста повторяются одни и те же моменты, одни и те же фразы. И именно они и являются предшественниками новой трагедии.

В последнее время «Черный монах» интерпретируется как вид литературной полемики с пушкинским Германом в «Пиковой даме»: и в пушкинской новелле наблюдается рациональное обращение с фантастическими явлениями, которые при этом теряют свою действенную силу. Очень интересна и попытка исследовать в новелле поиски возвышенной идеи как необходимый стимул гуманной творческой жизни. Но если аргументируется, что общественная и духовная обстановка, атмосфера обусловливают болезни, что духовные поиски приводят к психической болезни, смешиваются причина и следствие: в начале действия Коврин воспринимает семейную жизнь Песоцких, их сады, окружающую природу как гармонические, эстетические; и только в течение прогрессирующей болезни его взгляд на них меняется