77. Художественное осмысление духовно-общественных исканий русской интеллигенции в повестях и рассказах А.П. Чехова 1890-х годов («Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Рассказ неизвестного человека» и т.д.).

В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам “художественной объективности”, Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта (“Моя жизнь”, 1896; “Мужики”, 1897; “В овраге”, 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе “Дом с мезонином” (1896), “маленькой трилогии” “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают “тоску по идеалу”, переживают стремление к новой, лучшей жизни (“По делам службы”, 1898;”Архиерей”, 1902; “Невеста”, 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

В произведениях А.П. Чехова более позднего периода остро звучит сатирическое обличение бездуховности «пошлого человека».Многообразна тематика произведений Чехова — дикость и жестокость деревенской жизни, взаимовлияние личности и среды, идейные искания интеллигенции, душевное бессилие перед пошлостью, перерождение человека в «мелюзгу». Основные проблемы, поставленные Чеховым в рассказах: проблема смысла жизни и проблема духовной деградации человека .

Например, «Дом с мезонином» в оценке Чехова выглядит камерным рассказом на любовную тему: «У меня когда-то была невеста… Мою невесту звали так: Мисюсь. Я ее очень любил. Об этом я пишу». А какая усталость слышится в его словах о последнем своем рассказе «Невеста»: «Такие рассказы я уже писал, писал много раз, так что нового ничего не вычитаешь».

Между тем по глубине и значительности содержания эти произведения занимают едва ли не центральное место в прозе Чехова 1890–1900 годов.

«Дом с мезонином», напечатанный в том же журнале через три с половиной года, оказался первым произведением Чехова, возбудившим в критике шумные толки по животрепещущим вопросам: о способах улучшения бедственного положения крестьян, о теории «малых дел», о нравственной обязанности человека перед народом.