Сатка — значит Магнезит

--

Тема 3-ей Уральской индустриальной биеннале — «Мобилизация» — предполагает не только готовность к изменениям, но и мобильность в пространстве. Именно мобильность стала основой программы арт-резиденций: уже в июле художники из России, Австрии, Италии, Украины, Франции, Испании, Швейцарии и США встретятся в Екатеринбурге для того, чтобы своими глазами увидеть одиннадцать городов Свердловской и Челябинской областей и создать свои объекты, которые будут представлены в сентябре в здании гостиницы «Исеть».

В ожидании художников команда биеннале решила мобилизоваться и узнать, с чем художникам придется в скором времени иметь дело, а заодно рассказать читателям блога о том, что такое огнеупоры и из чего они делаются, как собирают знаменитые на весь мир мотоциклы «Урал», как делаются косы и кто обеспечивает на них спрос, в чем секрет производства каслинского чугунного литья, какое волшебство заключено в фарфоре и куда ведет Алапаевская узкоколейная дорога.

Начинаем с города Сатка Челябинской области, где добывают и перерабатывают минерал магнезит.

История Сатки похожа на историю многих других уральских городков. До определенного момента. Начиналась Сатка как город-завод (правда, в отличие от многих других городов Урала, в центре Сатки — не демидовский, а строгановский чугуноплавильный завод). В 50-х годах XVIII века у башкир были куплены пять рудников, и вскорости был построен завод, вокруг которого появился заводской поселок. Сегодня вокруг чугуноплавильного завода расположен «старый город» — одноэтажные дома с приусадебными хозяйствами.

Предприятие, куда приехали мы, называется «Группа Магнезит». Заводоуправление находится в другой — более новой и парадной — части города.

Там широкие улицы, здание отреставрированного Дворца культуры «Магнезит», где проходят выставки картин из собрания Русского музея, сталинский ампир и дети вполне пасторально сидят на газонах и купаются в фонтанах.

Группа Магнезит сегодня является международной компанией, которая начиналась когда-то именно здесь, в Сатке. У Группы Магнезит есть собственный музей, который занимается систематизацией и архивированием самых разных — исторических и технологических — сторон жизни компании.

Сейчас на Магнезите работает более 7000 человек. Большинство саткинских магнезитовцев — члены рабочих династий. Удивительный факт: самая многочисленная и большая по стажу династия — династия Наволокиных: у них уже на начало 2015 года было более 600 лет совокупного (складывается стаж всех членов династии) стажа. Предприятие же в следующем году отметит свое 115-летие. У нас не нашлось фотографии членов рабочих династий, зато есть фотография рабочего календаря 1925 года, в котором как траурная дата помечен день смерти Ленина, а среди рабочих праздников встречаются и церковные. Рабочая неделя тогда начиналась в воскресенье.

Саткинские магнезиты были открыты в 1898 году. В августе 1900 года началась добыча магнезита на горе Карагай (глубина залежей магнезита на Карагайском карьере доходит до 700 метров), и тут же начинается строительство завода. В первое время, магнезит добывался только при помощи ручного инструмента. Магнезит — очень плотный и твердый минерал, его невозможно вырывать комбайнами как, например, уголь. Даже поверхностный взрыв не разрыхлит породу настолько, чтобы можно было ее использовать.

Необходимо пробурить скважину в породе, заложить туда взрывчатку и взорвать. Раньше такие скважины бурили при помощи ручного инструмента: один человек держал бур с острым наконечником (как на фото), второй бил по нему кувалдой. Через некоторое время бур застревал в камне, его при помощи крючков раскачивали, заливали в полученное отверстие небольшое количество воды и полученную кашицу вычерпывали маленькими ложечками на длинных ручках. Повторяли до тех пор, пока глубина скважины не становилась 3,5 метра. Так работали на протяжении почти 30 лет. С приходом механизации поступающая из карьеров фракция минерала стала крупнее, поэтому понадобилась фабрика для дробления и сортировки, которая была открыта в 1936 году. До 70-х годов технология добычи магнезита не менялась, только поступало всё более совершенное оборудование. Удивительно, что использовать железнодорожный транспорт для вывоза минерала из карьера начали раньше, чем автотранспорт (поскольку не было машин нужной грузоподъемности).

В 70-х годах в карьерах начинает формироваться современная технологическая цепочка: используются станки вращательного бурения. На фотографии — шарошечное долото, которое находится на конце полой штанги. Каждая из частей подвижна и перемалывает породу, в штангу подается под высоким давлением воздушно-водяная смесь, под действием которой образующаяся пыль выноситься и оседает у основания скважины. Скважины бурятся до 30 метров в глубину. Дальше опять же закладывается взрывчатка, производится взрыв. Затем масса закладывается экскаваторами в автомобили, грузоподъемность которых — от 30 до 55 тонн. Магнезит вывозится на склад под открытым небом, а дальше опять же экскаваторами грузится в думпкары (специальные вагоны для перевозки сыпучих грузов) и по узкоколейной дороге доставляется на дробильно-обогатительную фабрику.

После дробления, обогащения и сортировки магнезит автоматически загружается в вагонетки и по воздушным канатным дорогам передается на обжиг.

Это Карагайский карьер, где добыча магнезита велась открытым, а теперь ведется подземным способом в шахте. Горизонтальные выработки выходят прямо на борт карьера. Добыча в шахте ведется «снизу вверх»: полости, образующиеся после взятия руды, засыпают пустой породой. Если очень приглядеться, можно увидеть на одном из бортов (примерно над лужей малахитового цвета в центре карьера) грузовики. Каждый — напомним — 30 тонн грузоподъемностью. Карагайский карьер глубиной 368 метров — зрелище впечатляющее, еще более впечатляет тот факт, что карьер появился на месте горы Карагай, которая была высотой 489 метров над уровнем моря. Дно карьера находится на отметке 100 метров от уровня моря. Сработано почти 400 метров. С карьера вывезено больше 125 миллионов тонн магнезита.

Настало время рассказать, что же такое магнезит!

Этот минерал — сырье для производства огнеупоров. После обжига магнезита при температуре 1700–1750 градусов получаются неформованные огнеупоры — попросту говоря, порошок. Большая часть этого порошка используется для производства огнеупорных изделий. Самое маленькое изделие, что производится на Магнезите называется «капель» — что-то вроде чашки Петри для золотопромышленников, которые впитывают сопутствующие золоту вещества, а сам драгоценный металл остается на поверхности. Самое большое (и тяжелое) цельное изделие весит 4,5 тонны.

В основном изделия, которые производятся из магнезита, идут на футеровку (внутреннюю облицовку) тепловых агрегатов. Как из «Лего» можно собрать разные формы, так и из разных форм магнезиальных изделий собираются внутренние стенки разной формы для печей, в которых плавятся черные и цветные металлы, производят стекло, цемент и все, что вообще способно плавиться при температуре выше 1000 градусов.

Магнезит обжигают во вращающихся печах, которые (на заднем плане) составлены из труб вот такого диаметра.

Внутри печи облицованы огнеупорами. Мы застали процесс замены футеровки. Вращающиеся печи расположены под наклоном, сырье в них перемещается и спекается — образуется так называемый «спеченный периклаз», похожий на гальку. Потом его дробят и разные части, обладающие разными свойствами, используют для разных целей.

Обожжённый магнезит соединяют с прочими ингредиентами и закладывают в формовочные машины,…

…которые превращают массу в «кирпичи»…

…или изделия более сложных форм.

Завод был открыт в 1901 году, и сразу же столкнулся с проблемой рынка: металлурги не хотели покупать новый материал, поскольку не знали, что это. Они привыкли работать на глиняных огнеупорах. Проблему удалось решить путем испытаний, после которых металлурги убедились в неоспоримом преимуществе огнеупоров из магнезита, и дела у завода быстро пошли в гору. В 1905 году изделия завода получили Золотую медаль на Всемирной промышленной выставке в Льеже. Сегодня Магнезит вполне обеспечен работой.

Хотя в лихие 90-е предприятие, как и многие другие, вынуждено было частично перейти на производство товаров народного потребления. Мы сошлись на том, что у каждого из нас дома были вот такие ножницы. Как теперь выясняется, может быть из самой Сатки!

Ну, и напоследок — часть музейной экспозиции. Как пояснил нам экскурсовод, в этой витрине находятся экспонаты, которые использовались на занятиях курсов повышения квалификации.

Благодарим за проведенную экскурсию руководителя музея «Магнезит» Галину Головко.

www.magnezit.ru

--

--

Уральская биеннале

3-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства ведет свой блог!