А вы бывали в «Уральских пельменях»?

--

Напоминаем, что в рамках 3-ей Уральской индустриальной биеннале на 9 этаже гостиницы «Исеть» пройдет выставка «Городок чекистов: от архитектуры авангарда до биеннале современного искусства» — среди других сторон жизни городка будет и рассказ о ресторане «Уральские пельмени», который в 1973 году открылся на первом этаже гостиницы. Мы поговорили с Тамарой Ивановной Ушановой, 20 лет проработавшей в «Уральских пельменях» официанткой, о жизни ресторана и его месте на карте города.

Что такое «Уральские Пельмени»? Это не только ресторан в гостинице, это целое предприятие с сетью филиалов: где работало почти 400 человек. Оно было очень выгодно тресту ресторанов — а значит и стране, ресторан приносил доход, еще и потому, что мы, его работники, были патриотами своего дела. Работа в «Уральских пельменях» отличалась от работы в других ресторанах, потому что он был фирменный, русский. В меню было более 20 наименований пельменей: с лосятиной, с медвежатиной, с мясом, с капустой, с картошкой, с грибами, картофельно-грибные, мясо-грибные –производили все. К нам ходили не только со всего Свердловска, даже из других городов приезжали поесть пельмени. Попасть в ресторан было невозможно. Он открывался в половине двенадцатого дня (все рестораны работали с 12), и сначала закрывался в полночь, потом уже был введен режим работы до последнего посетителя. Хвост очереди тянулся до Центрального гастронома, народу была тьма. Дверь открывалась обычно даже раньше срока, насколько было возможно. И сразу шла лавина и заполняла весь ресторан, метрдотель только успевала рассаживать, и днем было по 2–3 захода. Люди шли на обед, на ужин, у кого какие мероприятия. Ты приехал из другого города, хочешь аппетитно поесть — таксист привезет тебя к нам. Во-первых, это центр города, а во-вторых, это вкусно.

«В ресторане со всеми причитающимися ему атрибутами (швейцаром, например, и официантами со стильными полубаками) были невысокие цены. Поэтому студенты могли себе позволить соседствовать с многомерными передовиками производства всего Союза, приезжавшими сюда, если верить книге записей, чтобы отужинать в «Уральских Пельменях. А после — многочисленные тысяча девятьсот затертого года выпускники, рабочие заводов и стиляги, первые роки и не последние лица серокостюмной номенклатуры. Одним словом — «общество», оно не подкачало. С периодичностью, кто раз в год, кто раз в три дня, но возвращались обязательно, чтобы встретиться здесь и нигде больше». ( Журнал “Вкус” статья о ресторане «Уральские пельмени»)

Фото предоставлено Музеем истории Екатеринбурга.

У нас не было ни кусочка замороженного мяса. Каждый день приходила туша, ее разделывали, пельмени в морозилке не хранились. Работали 10 лепщиц, не вставая, мы даже заскакивали им помочь, потому что они не успевали стряпать все заказы. Пельмени очень быстро варятся, мы просто хватали из-под рук поваров.

Я проработала в ресторане «Уральские Пельмени» больше двадцати лет. Это очень большой срок, я там вырастила целое поколение. Бывшие студенты через 20 лет стали начальниками, свои свадьбы справили у нас, рождение первенца отпраздновали, отвели его в первый класс, он закончил школу, поступил в институт — и все за моим столом! Потом еще и женился за ним же. Если ты работаешь долго в ресторане — это очень большое дело. Как надо иметь своего парикмахера, врача, так надо иметь и своего официанта. Множество людей и их историй прошли перед моими глазами.

Мне всегда нравилась работа в ресторане, и, в частности, в «Пельменях». Больше половины моих друзей — это его посетители. Такие люди замечательные, такие умницы! Художники, музыканты, журналисты, врачи. В послесоветское время появились номера люкс в гостинице, мы их тоже обслуживали, приносили заказы прямо в номер. Лифт ходил только наверх и всегда заполнен, поэтому мы ходили пешком по винтовой лестнице — тяжело, мы же работали, не присаживаясь. Подносы — нержавейка кованая, он сам почти два килограмма весит, а на нем мельхиоровые тарелки на пять кило — попробуй потаскать!

Фото предоставлено Музеем истории Екатеринбурга.

При этом гостиница и ресторан никогда не были единым целым, их так рассматривать нельзя. Это близнецы-братья. Гостиница кормит ресторан, ресторан — гостиницу. Но они живут параллельно друг другу, в подспорье. Кроме нашего ресторана было не так много других: первым был, конечно, «Большой Урал», позже открыли «Ермак» напротив «Пассажа», «Кедр», «Малахит», «Север» на Уралмаше, «Уктусские Горы» на Химмаше. Было всего 21 предприятие вместе с кафе. В Челябинске был тоже ресторан «Уральские пельмени»: мы приезжали друг другу, обменивались опытом. Не было конкуренции как таковой: никто не лучше и не хуже, все сосуществовали, каждый ресторан — индивидуальность, со своей самобытностью.

«Николай Дмитриевич Евдокимов — заслуженный работник торговли РСФСР, инвалид Великой Отечественной войны, почётный пенсионер, старейший ресторатор города, возглавлял с момента открытия рестораны «Свердловск», «Уральские пельмени», «Космос» <…> По-настоящему знаменитым Николай Евдокимов стал после осуществления своего, пожалуй, главного замысла — первого в стране фирменного ресторана «Уральские пельмени». Стилизованный под русскую избу, отделанный теплым, живым деревом зал, мебель, выполненная в народной традиции. Официанты в фольклорных костюмах подавали в глиняных горшочках 17 видов пельменей. Из медвежатины, лосятины, осетрины, с щавелем, вишней, грибами. Неутомимый директор наладил связи с северными заготовителями». («Екатеринбург Торговый»)

Были и общие мероприятия: ежегодно проводились ярмарки, в сквере у «Исети», 1 мая, 9 мая, 7 ноября — у ресторана, на Масленицу — в парке Маяковского. У нас было все: участвовало большинство ресторанов. От входа до выхода из сквера стояли ряды: выпечки 50 наименований, шашлыки, калачи, кофе, пельмени — гулял весь город.

Фото из личного архива Тамары Ушановой.

11 лет назад, 4 марта, ресторан закрылся. После этого мне он снился, если бы не решение руководства, мы бы там работали до конца наших дней. Но в те годы столько всего открывалось в городе, люди стали увольняться, стало меньше посетителей, а до этого народу было много: шестиместные столы все использовались как восьмиместные. Все-таки для многих ресторан был чем-то большим, чем просто точка питания. Когда я говорила посетителям о нашем закрытии, не преувеличиваю: у некоторых аж слезы были на глазах.

Фото предоставлено Музеем истории Екатеринбурга.

--

--

Уральская биеннале

3-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства ведет свой блог!