Обо что рушатся устремления или дорожка к экзистенциальному кризису

Vadym Boikov
5 min readSep 7, 2022

--

The Little Self Made Man

Представьте, что вы дали себе обещание придерживаться новой привычки на протяжении какого-то периода времени.

Например, на протяжении следующего месяца читать по одному часу в день. Или вставать не в девять, а в семь утра. Или перестать есть вредную еду. Тут может быть все что угодно, и это не обязательно должна быть привычка. Это также может быть новый проект: начать вести блог, запустить подкаст, научиться рисовать, смена карьеры или даже подготовка к переезду в другую страну. Главное, чтобы это устремление было долгосрочным, более одного одного-двух месяцев.

Наверняка мы очень вдохновляемся этой идеей. Если новое устремление большое, то может примешиваться и ощущение страха, но обязательно вместе с восхищением, что кто-то скоро станет новым человеком! Давайте еще допустим, что мы уже научены своими предыдущими провалами и знаем, что не стоит в самые первые дни вкалывать и перевыполнять свой план, так как энергия быстро иссякнет, и новому устремлению прийдет конец.

Итак, начинаем потихоньку. Вводим привычку плавно и никуда не торопимся. У нас не спринт, а марафон. Давайте для примера возьмем привычку начать регулярно читать. Первые несколько дней читаем по 20 минут, потом плавно переходим на 40 минут, первые пару недель читаем не каждый день, разрешаем себе перерывы. И вот через одну — две недели уже дошли до 60 минут и крепко держимся .

Логично предположить, что за две недели у нас уже было несколько тяжелых дней, когда не хотелось следовать своей привычке, но мы люди уже наученные и знаем что такое сила воли, поэтому собрали ее в кулак и заставили себя следовать своему новому устремлению. Слегка страдали, но преодолевали.

Разумеется, что есть следующее препятствие. Это препятствие неизменно проявляется в момент упадка, когда движение “на силе воле” уже практически истощено. Я это препятствие называю зачем. Зачем я это делаю? Для чего это мне? Действительно ли я этого хочу? Как говорит мой брат: “Зачем, а главное, на*уя?”

На самом деле и у этого препятствия есть инструмент преодоления. Мотивационные эксперты и психологи рекомендуют использовать этот инструмент на самом нулевом этапе. Даже до того, как мы сели первый раз читать 20 минут. Суть в том, чтобы составить себе видение, что новое устремление принесет; как мы себя будем чувствовать, когда в результате привычка станет частью нас.

Признаюсь, в моем случае — это самое мощное препятствие. Барьер, который у меня не получается преодолевать в абсолютном большинстве. А тот случайный прорыв вывожу на силе воле, так до конца и не ответив на вопрос “зачем”.

Во многих психологических и философских учениях говорят, что “на самом деле ты уже знаешь ответ, надо только прислушаться к себе”. Речь идет о прислушивании к своим чувствам, к тому, что говорит тело. Я бы охарактеризовал как “поговорить с собой, но не на языке мыслей, а на языке тела”.

А что если не получается слушать себя? Когда между мозгом и чувствами высокая и глухая стена, ничего не слышно и приходится полагаться на то, что говорит мозг. Как тогда узнать, зачем тебе то, что ты делаешь? Огромная затруднительность в том, что голова относительно легко может подобрать аргументы для каждой альтернативы¹ .

Раньше было легче. Можно слушать родителей, авторитетов, более успешных людей. Их мировоззрение достаточно ясно дает понять, в каком направлении надо двигаться, чтобы быть успешным и как выглядит их признание. Очевидно, что это все только по их критериям Не умея слушать себя, на автомате думается, что эти люди лучше знают как правильно, и можно с легкостью взять их мировоззрение за истину.

Это то, что происходило у меня и в результате привело к тому, что имеет расхожее название как экзистенциальный кризис. В моих поисках ответа на вопрос зачем появилась потребность считаться со своими желаниями и своим мировосприятием. А так называемый “кризис” проявился потому, что двигаюсь по системе координат авторитетов, а между мыслями и чувствами, где находятся желания — стоит та самая глухая стена. Эта стена — часть себя, которая комфортно жила последние несколько десятков лет, помогала строить предыдущую жизнь. А теперь эту часть себя необходимо разрушить. Логично предположить, что будет больно.

Поэтому и называется кризис. Он называется экзистенциальным не случайно. имеет латинское происхождение existentia и означает “существование”. То есть он происходит, когда человек задается вопросами своего существования, и не находит в википедии ответа на свой вопрос.

В моем случае, я с ходом времени начал отслеживать, что мои устремления направлены на получение признание авторитетов. Когда человек моложе, его окружение меньше, и выбор чье признание заслуживать — меньше. С возрастом этот круг расширяется, глаза начинают разбегаться — чье признание мне важнее и чье осуждение затрагивает меньше. Стоит ли мне пойти в академию изучать математику, стать актером или открыть свой бизнес?

Приведу один из своих самых крайних примеров. Для ощущения полноценности во мне появилась потребность заслужить признание Билла Гейтса. И это не просто получить автограф, это располагать его искренним уважением. Для этого надо находиться в сфере его интересов и соответствовать масштабу. В моем воображении — для этого надо как минимум придумать вакцину от малярии, обеспечить всю Африку чистой водой или избавить мир от угольной промышленности. Если вам любопытно, какой из этих вариантов ближе к моей повседневной деятельности или регулярной заинтересованности, то ответ прост: никакой. Никакой из вариантов не осуществляется за один-два года. Это должно стать деятельностью всей жизни, с высокой вероятностью что решение произойдет уже после моей смерти. То есть, чтобы чувствовать себя значимым, потребуется отдать свою жизнь в зависимость от интересов другого человека, и где гарантии, что он вообще про тебя узнает и что одобрит твои старания? И не дай бог, чтобы твои желания направились в другое русло, ведь это дополнительная причина проявления недовольства и твоему несоответствию. А, и да, надеюсь Билл Гейтс проживет еще минимум тридцать лет, пока я достигаю результатов.

Что в таком случае остается для себя самого?

В случае с Биллом Гейтсом ситуация с мнениями авторитетов доведена до предела. Все суждения находятся чисто в воображении и нет связей с непосредственно окружающими меня людьми. Но схожие ситуации возникают регулярно возникают на локальном уровне и оказывать большее влияние. Начальники, родители, соседи, друзья. И эти люди не только находятся в воображении — мы с ними регулярно пересекаемся и сталкиваемся с их мнениями.

Разрешение моего кризиса достаточно простое: начать жить по “своим” желаниям, а не по мировоззрениям своих авторитетов и не для их признания. А для этого научиться доверять себе и слушать себя.

К таким откровениям я пришел, разбираясь, почему многие устремления с регулярной закономерностью проваливаются на одном и том же этапе. Искал выход, как я могу лучше добиваться желаемых результатов, пока внутренний голос не прошептал “Идем сюда, я знаю короткую дорогу.”

А теперь, находясь в дремучем лесу, спрашиваю: “И зачем я послушал себя?”. Или может это и был тот момент, когда через глухую стену просочился голос чувств?

К сожалению, у меня еще нет для себя ответа как жить «своей» жизнью, исходя из внутреннего голоса, а не внешних шумов авторитетов и социума. Всем известно как ведет «короткая» дорога. Иду по ней, а что ждет впереди, еще предстоит узнать.

  1. Есть люди, у которых в результате физической травмы это связь было полностью разрушена, и теперь они испытывают огромные трудности при принятии решения. Например, они могут легко аналитически разложить какие преимущества и недостатки при между двумя вариантами дивана в квартиру, но когда им предстоит выбрать, они впадают в ступор, начинается истерика, и невозможность принять решение. (Например, можно посмотреть документальном сериале David Eagleman: [The Brain, эпизод 4])

--

--