Александр Белявский. Большая трагедия

6 мая исполняется 85 лет со дня рождения знаменитого актера

Vadym
7 min readMay 4, 2017

Фокс из «Место встречи изменить нельзя», друг Лукашина из «Иронии судьбы», капитан Павлов из «Четыре танкиста и собака», а еще первый ведущий знаменитого «Кабачка «13 стульев»… Актер с такой харизмой должен был играть красивых героев, а играл в основном роли второго плана и отрицательных персонажей. Такое будущее в профессии Александру Белявскому предсказал его старший коллега: «Саша, у тебя будет большая актерская трагедия: ты внешне фрачный, а внутри — рубашечный».

Но еще более трагично сложилась личная жизнь Александра Борисовича. Всегда мечтавший иметь много детей, он так и не смог насладиться отцовством. Уже в зрелые годы, казалось, судьба дала ему такой шанс. Увы, ненадолго…

«Умный, красивый, статный. В институте многие девушки от него были без ума…»

Александр Белявский родился весной 1932 года в Москве, в семье простых рабочих. Рос он обычным мальчишкой, ни кино, ни театром не бредил, зато увлекался спортом. А после школы поступил на геологоразведочный факультет Московского института цветных металлов и золота. Саша мечтал о таежной романтике…

В институте состоялся первый брак Белявского, о котором мало кому из его зрителей было известно. Хотя с первой женой Валентиной он прожил более 30 лет. Только после смерти актера Валентина Викторовна вышла на публику и рассказала о многих по-настоящему трагичных моментах жизни Александра Борисовича.

«Мы познакомились во время учебы в Московском институте цветных металлов и золота в 1951 году, — рассказывала Валентина Белявская. — Он учился на геолога, я — на металлурга. Саша за мной особо не ухаживал, я и так голову потеряла. А как по-другому: он умный, красивый, статный, анекдоты прекрасно рассказывал, был душой любой компании. В институте многие девушки от него были без ума. Я в студенческие годы была капитаном сборной по волейболу, а он — по баскетболу, видимо, на этой почве и сошлись.

Саша часто звал меня к себе в гости, у него была прекрасная семья. Он жил с родителями, слепой бабушкой, сестрой и братом в двухкомнатной квартире в Москве. Я очень любила его мать, она прекрасно шила шапки и меня этому научила. Только попав в дом к Белявским, я поняла, что такое настоящая дружная семья. У меня такого не было: родители рано развелись, с мамой теплых отношений никогда не было, с отцом общались только периодически…»

Александр был на курс старше Валентины. Получив диплом, попал по распределению в Иркутск. Белявский был счастлив отправиться в первую в своей жизни геологическую экспедицию, и Вале ничего не оставалось, как бросить институт и поехать за ним. «Там я потом доучивалась, — вспоминала она. — В этом городе Саша первый раз вышел на сцену, он участвовал в самодеятельности, в постановке «Горе от ума» сыграл секретаря Молчалина». «Я вышел на сцену иркутского театра, — рассказывал о своем дебюте сам Александр Борисович. — Аплодисменты, рецензия в «Восточносибирской правде». Но это не самое главное. Мне интересно стало играть другого человека. Не самого себя показать, а играть другого».

«Каждый день домой являлся с портвейном, садился на кухне и плакал…»

Когда экспедиция закончилась, Александр и Валентина вернулись в Москву, ведь в Иркутске им не выделили даже служебного жилья. Они не были расписаны, и это становилось уже проблемой. Поэтому, поддавшись на уговоры родных, Белявский решил жениться. Свадебное платье для невесты сшила будущая свекровь, и свадьбу сыграли в квартире Белявских.

Валентина Белявская, первая жена актера:

«Моя мама не пришла на свадьбу, сейчас даже не помню, почему, отец тоже. Собрались все родственники Саши и две мои школьные подруги, с которыми я и по сей день дружу… Жили мы первые годы брака у него дома. Представляете: семь человек в двух смежных комнатах… Места не хватало, поэтому бабушка спала на кухне. Но, как говорится, в тесноте да не в обиде. После окончания вуза я устроилась в Институт редких металлов в лабораторию инженером. А Саша уже грезил сценой, он пошел учиться в Театральное училище им. Щукина. Нам как молодой семье дали комнату в коммуналке. По соседству с нами жила пара, пили беспробудно. Так что мы всякой жизни с Сашей хлебнули».

Выросший в дружной семье, Белявский очень хотел детей. Но с этим пришлось повременить, поскольку своего жилья у них с женой не было, а растить ребенка в коммуналке казалось неправильным. Когда же появилась собственная квартира, обнаружились проблемы со здоровьем у Валентины Викторовны. Первенца им пришлось ждать 18 лет. Каким же огромным было счастье родителей, когда у них появился сын Боря. И каким же огромным горем это обернулось всего через два года…

Валентина Белявская:

«Когда ребенку исполнилось два годика, я вышла на работу, а муж часто уезжал на съемки в другие города. Пришлось нанять няню. Не знаю, как получилось, но однажды ребенок вышел на улицу один. Боречка поскользнулся, упал в лужу и захлебнулся. Мне позвонили на работу соседи и сказали: «Валентина Викторовна, срочно придите домой, с вашим сыном беда». Когда я примчалась, няни и след простыл…

Сашка пуще меня переживал смерть сына. Никак не мог с этим смириться, он человек очень ранимый был. Ну, как и многие в таких ситуациях, постепенно стал прикладываться к бутылке. А потом и вовсе каждый день домой являлся с портвейном, садился на кухне и плакал. Однажды я ему сказала: «Либо бросаешь пить, либо беремся за руки и в окно. И на этом поставим точку!» Муж с тех пор завязал с выпивкой. Он очень хотел, чтобы я снова родила, но у меня никак не получалось забеременеть».

«Он часто гулял от меня, я это чувствовала, но молчала. Возвращался он все равно домой…»

Отчаявшись снова стать родителями, Белявские решили взять ребенка из детдома. Очень быстро они нашли Андрюшу — голубоглазого малыша с копной непослушных кудряшек. О том, кто его родители, было неизвестно — мальчика нашли в подъезде. Своей непосредственностью он безумно радовал вновь приобретенных родителей. И их радость вскоре удвоилась, потому что Валентина поняла, что беременна.

Валентина Белявская:

«В 1976-м Надя у нас родилась. Мы сразу условились: детей делить не будем, они нам оба родные. Саша говорил, мол, подрастет сын, надо ему сказать, что он приемный. Я постоянно оттягивала этот момент… Андрею было лет 14 или 15, когда наши соседи по даче ляпнули ему, что он из детдома. Сначала сын замкнулся в себе, потом вроде ничего — свыкся. Просил рассказать о его родных, но когда узнал, что подкидыш, сильно расстроился. Видно, хотел мамке и отцу в глаза посмотреть… Андрюша с горем пополам окончил школу, наука ему не давалась совсем. Дальше учиться не хотел. Женился очень рано. Мы с мужем этому только обрадовались, думали, брак спасет его от плохой компании, но это не помогло. Саша постоянно бегал на Арбат, а на дворе-то 90-е были…»

Приемный сын Белявских стал наркоманом. Александр Борисович пытался бороться с этой напастью, уговаривал, грозил, увещевал, и Андрей каждый раз обещал бросить. Надеясь, что самостоятельность поможет сыну стать более ответственным, актер выбил ему комнату в коммуналке. Но пожить там Андрею довелось недолго. 18 сентября 1999 года он открывал фрамугу в комнате и выпал из окна 4-го этажа.

Валентина Белявская:

«Я думаю, что он был под действием наркотиков… Выяснять, что было в его крови, мы не стали, вскрытия не проводили. Жена его сразу же после похорон ушла и больше не объявлялась».

Эта трагедия стала последним ударом по и без того уже некрепкой семье Белявских. Валентина Викторовна знала, что муж был ей неверен, но прощала, уговаривая себя: он актер и нуждается во внимании противоположного пола. «Вначале он мне так сказал: «Давай разведемся, чтобы я мог получить однокомнатную квартиру», — с горечью вспоминала она. — Он в то время был председателем жилищно-строительного кооператива. Саша говорил, что будет там один жить. Но я уже тогда знала, что у него есть кто-то. Он часто гулял от меня, я это чувствовала, но молчала. Возвращался он все равно домой и любил меня. Да и что я могла с этим поделать?!

Многие женщины мечтали о нем, хотели его к рукам прибрать. Получилось это сделать у Людмилы Тихоновой. Эта женщина давно положила глаз на моего Сашу и все-таки смогла его увести… Я смирилась с выбором мужа, на алименты подавать не стала. Он иногда приносил нам деньги. Сколько считал нужным, столько и давал. После развода Белявский однажды пришел ко мне на дачу, стал обнимать, целовать. Я не сопротивлялась, чувствовала, что он уже сто раз пожалел, что принял решение развестись. Людмила у него была неопрятная. Она, после того как замуж за него вышла, ни одного дня не работала…»

«После рождения дочки Люда с головой окунулась в ее воспитание, а Саша оказался никому не нужен…»

С Людмилой Тихоновой актер познакомился в перерыве съемок фильма «Цена быстрых секунд» в Ленинграде. Она была студенткой медицинского, на 18 лет моложе. Наверное, Белявский увидел в молодой женщине свою возможность снова стать отцом. Но когда Людмила наконец забеременела, Александру Борисовичу был уже 71 год, а ей самой — 53! В 2003 году родилась долгожданная дочка Сашенька. Ее папа был на седьмом небе от счастья, но… Волнения, стресс, бессонные ночи в возрасте Белявского имели серьезные последствия.

Через три месяца после рождения дочери у актера случился инсульт. У Белявского парализовало всю левую сторону, говорить он мог лишь с большим трудом и фактически стал инвалидом. Но сдаваться Александр Борисович не собирался. Ценой невероятных усилий он восстановил свою физическую форму, правда, с речью остались проблемы. Тем не менее актер бодрился, понимая, что маленькой дочке нужен сильный папа. До самого последнего дня своей жизни Белявский выходил по утрам во двор на зарядку и оставался веселым, неунывающим человеком. По крайней мере, таким его видели соседи. И тем более необъяснимой стала внезапная и трагическая смерть актера.

8 сентября 2012 года Александр Белявский выпал из окна своего дома. И по сей день эксперты и родственники актера не пришли к однозначному выводу: было ли это самоубийство или несчастный случай.

Валентина Белявская:

«Может, и покончил с собой… После рождения дочки Люда с головой окунулась в ее воспитание, а Саша оказался никому не нужен. Я вот одного не могу понять: ведь он жил на третьем этаже, а выпал из окна пятого. Это очень странно… Когда с Сашей прощались в Доме кино, я не выдержала, зарыдала у гроба, взяла его за руку и тихо сказала: «Вечно тебя любить буду». Он единственный мужчина в моей жизни…»

…Сейчас младшей дочери Александра Белявского 14 лет. Она — прилежно учащаяся обычная девочка. Ее старшей сестре Надежде уже 41, она мама троих сыновей. Известно, что Надежда закончила ВГИК, но актрисой не стала, работает в школе учителем труда. Теплых отношений с мамой у них не получилось…

Валентина Белявская:

«Я инвалид второй группы из-за сердечных болезней. И с ногами совсем плохо стало, хожу только с палкой… Знаете ли, последнее время мне особенно нравятся любовные романы. Читаю их и вспоминанию, как мы 30 лет были счастливы с Сашей… Я была самой счастливой женщиной рядом с ним!»

Ольга ЖУРАВСКАЯ

Источники — Bestwom. Лучшее для женщины, Журнал «Только Звезды» ИД «Собеседник»

--

--