
Не катит: скандальные истории автобрендов, которые дорого им обошлись
Что вы представляете, когда речь заходит об автомобильных брендах? Крутые виражи, свет фар в темноте и захватывающие дух трюки? А может, просто улыбаетесь, вспоминая креативное противостояние Mercedes и Jaguar?
На самом деле за более чем столетнюю историю индустрии автомобильные бренды не только подарили нам яркие рекламные кампании, но и преподали множество уроков. Сегодня мы расскажем о восьми скандалах с участием автобрендов, из которых смогут извлечь уроки и современные маркетологи.
Chrysler Airflow против клеветы
Возможно, это дедушка всех автомобильных скандалов. Несмотря на не самые активные продажи продвинутый Chrysler Airflow подарил компании технологический ореол, о котором давно мечтал GM.
Airflow был необычным автомобилем для 30-х гг. XX века. Тесты показали, что обтекаемые машины обладают лучшей аэродинамикой и в следствие этого более экономичны, поэтому было решено выбрать именно такой вариант корпуса. Хотя риск, что аудитория не примет настолько непривычный дизайн, был очень велик. Плюс — в Airflow был реализован целый ряд передовых возможностей, связанных с безопасностью.
Пытаясь вернуть себе звание технологического лидера, GM разместил пост в Saturday Evening Post, самом популярном на тот момент журнале страны, где говорилось, что Chrysler украл сверхсекретный проект GM (никаких доказательств этого не было) и что Airflow опасен для водителей.
Что предприняли в Chrysler? Компания провела краш-тесты и засняла их на камеру, а получившуюся хронику распространила по кинотеатрам страны.
Правда, в результате все это не имело никакого значения. Airflow стал слишком большим шагом в будущее, несмотря на экономичность и другие преимущества публика не приняла машину с таким необычным дизайном. А для GM эта история не имела никаких последствий.
Chevrolet Corvair и ошибки в управлении негативом

В 1965 году юрист Ральф Нейдер опубликовал книгу «Опасен на любой скорости», в которой в деталях описал технические особенности Corvair, которые делают его небезопасным автомобилем. Так, Нейдер обнаружил, по крайней мере об этом говорилось в книге, что автомобиль склонен к внезапной потере управления и опрокидыванию при прохождении поворотов на большой скорости.
Как ответили на это в GM? Компания не придумала ничего лучше, чем нанять частных детективов, чтобы уничтожить репутацию Нейдера. Тот в свою очередь подал иск на компанию за вторжение в частную жизнь, выиграл суд и получил публичные извинения GM и компенсацию в размере $425 000, часть которой он использовал, чтобы основать Центр по безопасности автомобилей (Center for Auto Safety).
В итоге GM, конечно, пережил и извинения, и выплату компенсации, а вот Corvair так и не оправился от удара по репутации. В 1969 году модель сняли с производства. А в 1972 году расследование Конгресса США признало необоснованными претензии к Corvair, впрочем на рынок автомобиль это уже не вернуло.
Обманутые ожидания: Престон Такер — продавец мечты

В 1948 году модель Tucker 48 поразила воображение аудитории благодаря обтекаемому дизайну, продвинутым технологиям и прорывным возможностям в плане безопасности. Основатель компании Престон Такер путешествовал на своем футуристичном автомобиле по всей стране, продавал акции, дилерские франшизы, принимал заказы на запчасти и авансовые платежи, чтобы собрать деньги для фабрики и закупки инструментов для начала производства. Но этого было недостаточно.
Чтобы получить необходимую сумму, Такер начал продавать опции и аксессуары для еще не собранных автомобилей, а, так как производство постоянно откладывалось, в дело вмешались федералы. В 1950 году Комиссия по ценным бумагам и биржам США объявила Такера и его совет директоров мошенниками и закрыла компанию.
Завод Такера был закрыт после выпуска 51 автомобиля. А новости об обвинительных актах и изъятии активов шумели по всей стране.
Ford Edsel против рыночного спроса

История Ford Edsel — одна из ярчайших иллюстраций того, насколько важны исследования рынка.
Ford представил новый автомобиль в 1958 году, инвестировав в проект $400 млн. В рекламной кампании приняли участие такие звезды, как Луи Армстронг и Френк Синатра. Планировалось, что Edsel займет нишу «среднедорогих» автомобилей. И в целом у него было для этого все: это был большой, мощный и комфортабельный автомобиль, технически оснащенный в духе времени. Однако американцы не хотели его покупать. Из 53 млн телезрителей, посмотревших рекламу по ТВ, лишь единицы решились на покупку в ближайшие дни.
Проблема оказалась во времени: конец 1957 года ознаменовался началом экономического спада, закономерным результатом которого стало сокращение продаж автомобилей, в особенности в «среднедорогом» сегменте, к которому как раз относился Edsel. В 1958 году продажи авто в целом упали на 31%, и если это коснулось хорошо известных моделей, что говорить о только что запущенном Edsel.
К тому же это был момент, когда рынок активно завоевывали компактные недорогие и экономичные автомобили, к которым Ford Edsel точно не относился.
В итоге производство было закрыто в 1960 году, а название модели стало настоящим синонимом провала.
Чудеса нейминга: Ford Pinto в Бразилии

Одна из самых известных неловких историй, связанных с автомобильным неймингом, случилась с Ford в Бразилии в начале 1970-х гг.
Ford Pinto — ничем не примечательное имя для автомобиля с небольшой стоимостью и хорошими продажами в Европе. Но, запуская модель на бразильский рынок, маркетологи Ford обнаружили, что pinto — это просторечное обозначение небольших мужских гениталий. Разумеется, это не могло не сказаться на продажах.
Неудивительно, что модель быстро переименовали в Corcel, что, впрочем, означает лошадь или жеребца.
И это не единственная история. Так, Mitsubishi запустила в Испании the masturbator, опять же Ford предложил пуэрто-риканцам водить «престарелую, непривлекательную даму» Fiera, а в GM никто так и не смог выяснить, что «Nova» («No Va») переводится как «не едет».
KIA, как и Ford, не повезло в Бразилии. Несмотря на популярность в других странах фургон Besta не зашел в Бразилии. Возможно, потому, что помимо «зверя» его название является аналогом идиота.