Стандартный vs рабочий способ найти удаленную работу

Lera Cooper
7 min readFeb 18, 2020

--

Сделай свою работу видимой; показывай, что умеешь; отправь себя в окружение нужных людей и работа сама придет. Путем проб и ошибок за четыре года, а также, наблюдая за сотнями digital nomads, именно такую стратегию назову эффективной.

Я, Лера Питякова, в 2015 году уволилась с работы, переехала в Таиланд, где и встретила ребят и девушек 28–45 лет, для которых ноутбук — это их жизнь, при этом, не могли внятно ответить на вопрос “где вы живете?”. Движение digital nomads учит сегодня весь мир работать удаленно, или хотя бы переосмыслить ежедневные походы в офис.

Как-то во время презентации о мировом тренде digital nomads, мне задали вопрос “путешествовать прекрасно, но как же найти удаленную работу?”. Такой вопрос меня поставил в тупик. Мы все знаем, что нет легкого проверенного пути к любому уровню желаемого. Это всегда процесс, который требует анализа, самообучения и опухшей головы. Удаленная работа, как и возможность зарабатывать без привязки к локации (даже банальная переквалификация), не исключение.

Но проанализировав историю свою и окружающих меня людей, я пришла к выводу, что стандартный путь к которому мы привыкли (высылая резюме с индивидуальными сообщениями) либо больше не работает, либо работает плохо в мире удаленной работы. Но работает другой подход…

Чем отличается система “удаленной работы” от “офисной”?

Покидая стены офиса мы лишаем себя коллективной составляющей, когда коллега за соседним столом активизирует мыслительную деятельность в вашем мозгу банальным вопросом “а как там мой отчет?”. И мозговой процесс погружает в эту задачу стремительно быстро для его моментального исполнения. “Точно! Отчет, сейчас отправлю.” Для этого не нужно перепроверять задачи, все помнить, мотивировать себя достаточно, чтобы открыть отчет и его завершить. Любимые и нелюбимые коллеги создают фактор стресса для минимальной самоорганизации, чтобы срочные задачи были выполнены. (Вспомните, у вас наверняка есть коллега, который ничего не делает без многократных напоминаний.) В краткосрочной перспективе офис и наличие коллег значительно упрощает “make things done”. Но если глянуть на свою жизнь шире? Какая она, насколько у нас больше желаний, чем времени на все это. И мы не позволяем себе жить на полную, только потому, что нам лень себя самоорганизовать и работать без напоминаний. В основе удаленной работы лежит: быть самостоятельным, сознательным человеком, который научился запускать мыслительный рабочий процесс в мозгу без внешних триггеров.

Digital Skills — второй останавливающий фактор при переходе из офиса в самоплавание.

В украинских компаниях диджитал навыки только начинают развивать. Я лично покинула офис с их нулевым уровнем. Нам слабо верится, как можно сохранить скорость принятия решений или контакт с коллегами будучи вне офиса. Или какую работу способны делать без физического присутствия. Практически всем нам нужно доучиваться, чтобы перестроится на работу вне офиса. У нас просто нет и никогда не было необходимого опыта, нужных привычек включать концентрацию. И наша позиция в офисе, где мы ходим по кабинетам с важным видом, целый день трындим, скорее всего не существует в удаленных командах, где ты должен уметь многое делать сам, а не только управлять. До сих пор ломаю себя работать четко по задачам из Asana и включать таймер, постоянно повторяя про себя “я ж не робот”.

Что делать? И какие свои услуги предлагать.

Именно этот вопрос меня ставит в тупик, не потому что я не знаю ответ, а потому что, какое бы я решение не предложила, мой собеседник попятится назад с непринятием. Очень важно сделать выбор самостоятельно и только так появится мотивация действовать. Для себя я определяю желаемую точку в будущем, оцениваю, что есть уже сейчас и чего мне не хватает сегодня, чтобы оказаться вот там, где я хочу.

До того, как уехала из Украины, я проработала четыре года в Lifecell, четыре года в Nike. Ноль диджитал навыков были мне привиты за восемь лет. Только ежедневные имейлы, презентации, эксель и агентства, которые делали все за меня. Я же всегда лавировала между большим объемом задач, встречами, коллегами со всей Украины/СНГ, партнерами в других регионах, процессами и политикой. Из вышесказанного, выделила несколько ключевых сильных навыков: работа с партнерами, коммуникация, проектная работа. Что бы я не делала, всегда это был “проект”, который включал многих людей, не всегда из офиса, сроки и не планируемые мелочи, которые могли все разрушить. Плюс английский, который успела подтянуть. И как оказалось, многие онлайн предприниматели настолько креативные и неорганизованные личности, что им просто необходим такой проектный человек как я. Так я нашла первую свою работу, поменяв лишь название и оставив список нужных качеств. Нашла стандартным путем, на upwork: отправила резюме, собеседование, контракт и вперед. Это была компания в Гонг Конге. Я даже жила у них месяц в офисе; мне было забавно узнать о жизни большого города без арендной платы. Такой был мой старт.

После этого, сколько бы я резюме не рассылала, в ответ было одно раздражающее молчание. Стандартный метод для меня больше не работал. Зато, имея активную жизненную позицию, возможности сами запрыгивали в руки.

Недавно размышляла, что меня взяли в Nike, потому что я тогда вернулась из Канады, где проходила практику после второго образования. (у меня даже есть диплом первых двух лет образования Канады). Меня взяли на первую удаленную работу в Гонг Конг, потому что ему понравилась моя история, что я уволилась и уехала на несколько месяцев из Украины, что работала в коворкинговом пространстве в Таиланде и общалась digital nomads. Затем, я получила работу в ИТ компании Botpress (платформа для создания чатботов), потому что выложила в группе Bots запрос на internship, чтобы получить первичный опыт в проджект-менеджмент в ИТ (даже нашла этот пост). Я тогда нашла работу за два дня, им тоже понравилась моя истории, и в зарплате выросла с 800 до 2000 евро за полтора года.

Меня взяли на работу в Nomad Cruise, потому что, я запустила свой сайт whatsupnomads.com, который показал, что я могу делать все, начиная от дизайна, форматирования веб-страницы до написания текстов. Также, запустила Instagram страницу и развила его до 2600 фоловеров за несколько месяцев. Еще с двумя девушками, мы запустили подкаст NoOfficeAnymore и организовали серию презентаций в Киеве на тему удаленной работы и диджитал номадс, один из которых был с участием основателя Nomad Cruise. Также, я организовала диджитал номад комьюнити в Киеве и создала микро тусовочку иностранцев в своем родном городе. И это все сложилось в один пазл — получить смс “у меня работа, которая тебе скорее всего понравится”.

Если бы я просто отправила резюме с cover letter в Nomad Cruise, ни при каких условиях не попала бы даже на собеседование. Их просто нет. Тебя должны знать, тебе должны доверять, ты должен быть один из своих.

Стоит ли мне объяснить почему именно эта компания стала работой мечты? Если да, то пожалуйста: помимо того, что мы делаем, моя команда работает из разных точек мира, поэтому им объективно все-равно где я. Работаю в довольно свободном графике и могу летать посреди рабочей недели без косых взглядов. Плюс работа подразумевает быть в центре международного сообщества digital nomads, а значит знать многих и знать все последние тренды диджитал мира.

Так как же все-таки выглядит стандартный и нестандартный способ найти удаленную работу

Стандартный способ — рассылка резюме:

  • Внести в Google “remote job” и найти десятки разных сайтов с позициями удаленной работы.
  • Определить, чем вы хотите заниматься исходя из существующего опыта, интересов, оплачиваемости и востребованности на рынке (последнее можно проанализировать на сайтах “remote job” из пункта выше)
  • Нарисовать красивое резюме. (В Canva есть красивые templates, где нужно внести только свои данные.)
  • Заполнить LinkedIn, согласовать с информацией из резюме.
  • Нужно пробовать разные сайты, мне нравились Jobreck и Weworkremotely.
  • Читать позиции, корректировать резюме, высылать. Уверена, вам этот процесс знаком.

Рабочий способ: не быстрый, но более эффективный.

  • Определить, чем вы хотите заниматься исходя из опыта, интересов, оплачиваемости и востребованности на рынке.
  • Определите, каких знаний не хватает, для того чтобы получить желаемую работу. Пройдите курсы: офлайн, онлайн с сертификатом или без. Желательно на английском языке, потому что носителями английского языка используются последние тренды, не дошедшие до русскоязычного рынка.
  • Сделайте ваши навыки видимыми. Тут стоит включить всю креативность и терпение. К примеру, вы хотите стать social media manager. Придумайте себе проект, заведите странички в Instagram и Facebook. Проходите курсы и развивайте их, так чтобы было гордостно их показывать.
  • Позвольте себе снизить планку и пройти практику/стажировку для опыта в вашей “новой” сфере (очень желательно не в Украинских компаниях).
  • Отправьте себя в нужное окружение, международное. Если сидеть дома, ничего не происходит, я пробовала. При этом, как только я окружаю себя нужными людьми (я даже создала в Киеве свое комьюнити номадов для этого), моя жизнь начинает раскручиваться в нужную мне сторону. И это не только у меня, Jordan Carol, делал презентацию на Nomad Cruise (и будет снова в апреле), как нетворкинг трудоустраивает. Особенно в digital nomad комьюнити. Мы хотим работать с людьми одного мировозрения, поэтому и ищем в клиенты / подрядчики своих. Хотя тут я внесу свою поправку — социальные связи ничем не помогут, если нечего показать или хотя бы рассказать…

Как ускорить процесс перехода на удаленную работу и вообще понять нужно ли оно вам?

Можно долго копаться в своих чувствах и сомнениях, но комфортный дом искажает реальность. Возьмите отпуск и езжайте на одну из конференций для digital nomads (когда это будет возможно). Туда приезжают молодые люди между 28–45 лет из разных стран мира, с разным профессиональным опытом. Как минимум, с ними интересно пообщаться, а во-вторых, это всегда весело. Даже если вы поймете, что это не для вас, вы однозначно проведете отлично время. Например Nomad Summit или Nomad Cruise или запишитесь на ретрит с LiveBeyond.

Довольно часто звучит вопрос “Поймите, зачем вам это нужно”. Я с этим утверждением не согласна. Мы не знаем, что нам нужно и мы не знаем, сколько еще мы не знаем того, что хотели бы знать или испытать. Но как говорит моя 95 летняя бабушка: “Нужно двигаться”.

Полезные ссылки:

Про Digital Skills

Наш подкаст NoOfficeAnymore

--

--

Lera Cooper

Senior Account Manager at @ml3dsolutions (US) Creating go-to-market 3D rendered content for consumer products. Ex-nomad 7 years 🌎 54 countries.