Создавать правильный контекст.

Виктория Бутич
4 min readAug 5, 2018

Сегодня случайно увидела вот такой Ted Talk. Он на испанском, и английского перевода я не нашла. Суть его в названии: жизнь находится по ту сторону страха.

В общем, то, что противоположность жизни не смерть, а страх, многие психологи говорят давно. Если я не ошибаюсь, эта мысль стала популярной после Фрейда, хотя я не уверена, что это он первым ее сформулировал. Тем не менее, если задуматься, то в этом простом посыле очень глубокий смысл. Но я не буду говорить про страх.

Этот ролик меня потряс.

Не сутью послания, ведь она не нова. Автор выступления строит его вокруг людей, которые каким-то образом смогли в жизни встать выше обстоятельств, точнее, смогли ворваться из рамок ограничивающих их условий, связанных со средой. Он утверждает, что его опыт общения с такими людьми показал ему, что их всех объединяет одно — способность не бояться, идти вперед и достигать целей, не думая о страхах. Вероятно, так оно и есть. Но эффект «вау» возник у меня не от этого.

В качестве иллюстрации автор приводит в пример историю жизни Gennet Corcuera (впечатляющая история о ней на испанском здесь, на английском здесь).

Задумайтесь на минуту, среди нас живут люди, которые не просто ничего не слышат, они еще и ничего не видят. Слепоглухонемые, или deaf blind. Задумайтесь, потому что эта вещь бывает врожденной, вызванной генетическими и не только причинами. Я читала про таких людей в одной из книг про мозг, к сожалению, так и не смогла вспомнить, в какой именно. Но суть в том, что у детей с этой врожденной аномалией мозг не получает элементарных стимулов из внешней среды, которые позволяют формировать нейронные связи. Я серьезно, вы только представьте себе: ребенок не видит и не слышит, единственный, доступный ему способ коммуникации с внешним миром — тактильный. Я думаю, вполне очевидно, что совсем не так давно такие дети были обречены на то, чтобы оставаться, по сути, извините за выражение, “овощами”. Однако еще в прошлом веке в западном мире нашли способы интегрировать их в общество. То есть, таких детей, на минуточку, можно выучить и сделать личностями. Мало того, на Западе есть методики, позволяющие сделать их полноценными личностями, они учатся в школах, и даже, как Gennet, заканчивают университеты и получают ученые степени.

И да, конечно, такие люди живут, оставляя страхи за скобками.

А теперь вернемся к тому, что связывает эту историю с профессией менеджера.

Чтобы такой слепоглухонемой ребенок даже смог помыслить о жизни, со страхом или без него, он должен сначала попасть в правильные условия, то есть, кто-то должен создать для него контекст, в котором само обучение вообще будет доступно ему. История Gennet наглядно показывает нам это. Ведь, если подумать, никакой заслуги самой девушки в этом удачном стечении обстоятельств не было. Она родилась в Эфиопии, родители бросили ее в приюте, где до 7 лет она, скажем, росла. Ей повезло и она не погибла. А потом ей нереально, невероятно повезло. Так вышло, что ее увидела, а потом забрала к себе в Испанию испанка — ее приемная мать. Именно с этого началось то, что потом Gennet, конечно (и ей нельзя не восхищаться), продолжила делать сама. В Испании у девочки была возможность учиться и адаптироваться, участвуя в самых современных программах, разработанных для таких людей. Ну и дальше, конечно, мать и окружение научили ее не бояться и все вот это. Но самое важное — контекст.

В моей работе я видела такое неоднократно. Работая в одной команде, человек ничем не выделяется, не проявляет инициативы, кажется совершенно серым и средним. И вдруг, попадая в другую, а иногда даже и оставаясь на том же месте, вдруг становится звездой. И не говорите мне, что так не бывает, я вам точно говорю, что это правда, я сама видела эти «чудесные» метаморфозы не один и даже не два раза. И знаете, что решает? Контекст!

Конечно, идеально, когда взрослый человек сам знает, что ему нужно для того, чтобы блистать. Но так бывает не всегда. А вот работа менеджера — понять это. Создать такие условия, чтобы человек смог засиять. Кому-то нужно дать больше власти, кому-то больше ответственности. В кого-то нужно поверить, тогда, когда до этого никто не верил. Поверить искренне!

Нет, это не означает, что менеджер — это бог, который может слепить из любого человека звезду. Конечно, успех мероприятия во многом зависит от способностей человека, от его трудолюбия, от внутреннего контекста, в конце концов. Но, без внешнего контекста все это может не иметь значения. Или же значение это будет иметь, но не с вами и не в вашей компании.

Именно поэтому, когда я прихожу в новую команду, я стараюсь не слушать оценочных суждений о людях, с которыми мне предстоит работать. Я знаю, что со мной все может развернуться в любую сторону. Я знаю, что я, как личность, обладающая своими собственными ценностями, установками, убеждениями и чертами характера, совершенно точно довольно сильно поменяю для большинства людей контекст, даже не делая ничего сознательно, даже веря в то, что не собираюсь ничего менять, а «просто понаблюдаю». Я считаю, что понимать, какой контекст вы создаете для окружающих — это один из базовых навыков менеджера.

--

--

Виктория Бутич

Консультант, независимый директор по разработке http://butsich.by/ или англоязычный вариант https://www.linkedin.com/in/vbutsich/