Кеннет Энгер — отец авангардного кино и главный аутсайдер Голливуда 50х.

Victor Losev
8 min readApr 7, 2017

--

Кеннет Энгер, 90 лет, штат Калифорния, США
Писатель и режиссер сюрреалистичного короткого метра, таких картин, как Inauguration of the Pleasure Dome (1954–66), Scorpio Rising (1963), and Lucifer Rising (1970–81) — которые являются наиболее влиятельными экспериментальными фильмами 20го века.

СТАНОВЛЕНИЕ

Бабушка Кеннета работала костюмером на студии Warner Brothers. Другая реальность постучалась к нему в двери в лице Олдоса Хаксли, дружившего с его бабушкой. Будучи подростком, он впервые попробовал лсд на кусочке сахара, подаренного Хаксли. Маленький Энгер с детства полюбил кино и сам пробовал себя в роли актера, но понимал, что хочет создавать свое. Он начал снимать свои собственные фильмы, используя простую семейную кинокамеру. Его не привлекал показной и коммерческий Голливуд, ему нравился европейский авангард, работы Сергея Эйзенштейна и Виктора Туржанского (советских режиссёров театра и кино) , Луиса Бунюэля — испанского режиссера («Андалузский пёс» 1929, совместно с Сальвадором Дали)Первым фильмом, в 1947 году, Энгер ясно дал понять Америке, что он думает. “Scorpio Rising” это мечтательная, гомоэротическая, мазохистская фантазия, в которой молодой человек (сам Энгер) жестоко избит группой моряков. В какой-то момент персонаж расстегивает брюки и сует руку внутрь, чтобы вытащить то, что кажется гигантским фаллосом, но на самом деле является освещенной римской свечой. Кеннет дал единственный комментарий к фильму.

«Все, что я могу сказать, в мои 17 лет, про ВМС США, Рождество в Америке и четвертое июля».

Это 14-минутное, не типичное американское кино, увидел Жан Кокто (французский писатель и режиссер), который высказал Энгеру свое восхищение. В 1950 году юный Энгер покинул США и устроился на работу в Париж, в Cinémathèque Française помощником Анри Ланглуа (основатель жур. французской Синематики). За какое то время, усовершенствовав навыки съемки, он научился быстрому и яркому монтажу.

ВЛИЯНИЯ

Вернувшись в штаты, Энгер был на пороге знакомства еще с двумя влиятельными наставниками, Альбертом Кинси и Алистером Кроули. Профессор Альфред Чарльз Кинси, в сороковые и пятидесятые годы провел новаторские исследования сексуального поведения, опубликованные в своем докладе. Кинси и его команда опросили более 18 000 обычных американцев про свое сексуальное поведение, среди которых были также Джек Керуак и Уильям Берроуз, первый в мире транссексуал Кристин Йоргенсен и сам Марлон Брандо. По ночам, Кинси с Энгером записывали различные сексуальные представления, на чердаке профессора, пока его жена готовила внизу ужин.

«Между прочим, он снимал как я мастурбирую, как и всех своих интервьюеров, с которыми он беседовал. Я обнаружил, что мои пальцы ног свернулись в момент оргазма ».

Час зверя наступил, и Энгер был готов встретиться с учителем — Алистером Кроули. Он был поэтом, альпинистом, ритуальным магом и оккультистом. Кроули приобрел широкую известность в двадцатые годы, когда с небольшим кружком учеников он основал «Аббатство Телемы» в фермерском доме на Сицилии, энергично практикуя ритуальную и сексуальную магию, пока не был депортирован из страны самим Муссолини. Британская желтая пресса осудила его, как «самого нечестивого человека в мире».
На протяжении многих лет, Кеннет был членом Ordo Templi Orientis: мистического ордена под руководством Кроули. Сам Энгер сдержанно относится к своим собственным «магическим» практикам: OTO, отмечает он, в конце концов является тайным обществом.

«Конечно я не рисую вокруг себя круги постоянно, только по надобности»

Но он следует за практикой Кроули «Liber Resh», ритуальной медитацией для приветствия солнца , как центра солнечной системы.
Краткий период 50х, Энгер жил в бывшем доме Кроули, на берегу озера Лох-Несс. В 1955м Энгер и Чарльз посетили «Аббатство Телемы» Кроули на Сицилии. За годы, прошедшие с момента выселения Кроули. Местные крестьяне, опасаясь возрождения «кроулизма», приветствовали их традиционным проклятием — изуродованным котом на пороге дома. Учения Кроули оказали большое влияние на фильмы Кеннета, особенно на его великий опус, «Восхождение Люцифера». Целью стало показать, с художественной точки зрения, как возносится Люцифер, с места падшего ангела, на свою пантеистическую роль «приносящего свет» или «изначального мятежника».

В 1956 году, после смерти Альфреда Кинси, Кеннет вернулся в Париж, где работал над фильмами и письмами для французского журнала Cahiers du Cinéma, вместе с Годаром и Трюффо.

Будучи подавленным смертью друга, он внезапно переключился на написание книги.
« Hollywood Babylon», книга полная грязных и провокационных сплетней Лос-Анджелеса, которые он когда-либо слышал. Книгу запретили на территории США вплоть до 1975 года, но это вызвало сенсацию и миллионные продажи за границей. Закулисные истории, наркотическая зависимость, скрытые убийства и сексуальные оргии. Так представил читателям Голливуд Кеннет Энгер. Невосприимчивость к искушениям и предательствам Голливуда, смелость и бестактность, сделали его таким. Коммерческий успех, и известность, которая идет с ним, никогда не соблазняли Кеннета. Он всегда себя считал, в первую очередь, аутсайдером этого мира.

«Ну, другие мальчики собирали марки … Дело в том, что я был в Голливуде, и все это происходило на самом деле. Я считал звезд странными и интересными»

ТВОРЧЕСТВО

Энгер вернулся в Калифорнию в 1961 году, чтобы снять «Scorpio Rising». Сочетание шума двигателей, шипованных косух, нацистских изображений и топовых популярных песен, все еще выглядит свежим даже 50 лет спустя. «Scorpio Rising» стал тогдашним хитом. Этот фильм является краеугольным камнем странной натуры Энгера, объединяющей его основные влияния (учения Кокто, Кинси, Кроули) с андеграундом западного побережья (байкеры, бодибилдинг, серфинг, гей бары)
Магия и кино — одно и то же искусство. «Создание фильма — это как заклинание», — сказал он в интервью «Times» в 1967 году, — и музыка играет особую роль. В фильме режиссер использует тринадцать песен — подходящее оккультное число. «Scorpio Rising» привлек особое внимание после того, как менеджер кинотеатра в Лос-Анджелесе был признан виновным в непристойности, в 1964 году, за показ фильма с кадрами наготы и беззастенчивой гей пропаганды.

(Фото из книги Hal Fischer’s Gay Semiotics 1977)

Владельцы подпольных театров продвигали работу Энгера, как фильм о байкерах и мужской порнографии, а черно-белые, 16мм катушки фильма, распространялись в гей-барах на западном побережье ЛА. Что повлияло на дальнейшее развитие гей культуры Калифорнии.
Группа Death In Vegas использовала мотивы фильма для обложки альбома. На что к сожалению, Кеннет высказался негативно, заявив что такая музыка ему не нравится.

Scorpio Rising 2002

В 1966 году, живя в Сан-Франциско, Кеннет Ангер сделал себе татуировку имени хранителя Люцифера, на груди. В то время он искал молодого симпатичного музыканта, на главную роль в “Lucifer Rising”.
Так он встретил Бобби Босолейна (Beausoleil на фр. Beautiful Sun), с которым они вместе жили, во времена кровавых расправ Мэнсона. Бобби и Мэнсон напали на музыканта Гэри Хинмана, который добывал мескалин в своем подвале. Хинман был связан и подвергался пыткам в течение нескольких дней. Через две недели Мэнсон и его последователи убили Шарона Тейта, Войцеха Фриковски, Абигейл Фолгер, Джей Себринг и Стивена Парента.
Все это не имело никакого отношения к Кеннету Энгеру, он не был соучастником. Несмотря это Кеннет посетил Бобби Босолейна в тюрьме, где с разрешения охранников, он записал Бобби и его группу “Freedom Orchestra”, играющего партию для «Восстания Люцифера», при участии своих сокамерников. Позднее, Боcолейна также посещал Труман Капоте, взяв интервью.

Bobby Beausoleil

БРИТАНИЯ

В конце шестидесятых, Энгер переехал в Лондон, где длительное время находился внутри рок-круга, отчасти из-за его авангарда. Он встретил Аниту Палленберг, которая встречалась с гитаристом Rolling Stones Брайаном Джонсоном. Позже она станет женой Кейта Ричардса. Находясь в гостях, в доме Кейта в Сассексе, Кеннет регулярно по утрам, чертил магический круг и исполнял ритуалы. Именно Кеннет Энгер дал прочесть пассии Мика Джаггера, Марианн Фейтфул, роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — сюрреалистическую сатиру о дьяволе, который сеет хаос в пост революционной Москве. (Написанная между 1928 и 1940 годами, книга не была опубликована до 1967 года). Марианн, в свою очередь, передала ее Джаггеру, вдохновив на написание песни 1968 Rolling Stones «Sympathy For The Devil» 1968 года.
Встреча с Джимми Пейджем произошла на аукционе памятных вещей Кроули, в 1973 году. Тогда Пейдж владел второй крупнейшей коллекцией книг и памятных вещей Кроули.

В ходе беседы, Пейдж с энтузиазмом согласился написать музыку к «Восхождению Люцифера».Наряду с мифом об альбоме, множество слухов ходило в арт мире Лондона. Общий интерес участников групп к оккультизму приводил к трагическим последствиям, таким как смерть сына Роберта Планта, серьезная автомобильная катастрофа, зависимость от героина самого Пейджа, смерть Брайана Джонса из Rolling Stones и Джона Бонэма из Led Zeppelin.

Кинорежиссеры Дональд Каммелл, Деннис Хоппер, Алехандро Ходоровски и Кеннет Энгер, Лондон, 1971 год

В 1981 году Кеннет завершил «Восхождение Люцифера», свой последний крупный фильм на сегодняшний день. Он потребовал 14 изнурительных лет своей жизни, чтобы привести его в окончательную форму. Восхождение Люцифера предназначалось как апогей, но на самом деле знаменует угасание звезды Кеннета, точнее его сползания в тени, без которого он не был бы столь важен сегодня.
Нагнетающее начало, сопровождаемое извержением вулкана в вечерних сумерках.

Желание разделить со всеми благоговение магических ритуалов, равно, как и опьяняющий кураж свободы и вседозволенности. Кинематографические образы и персонажи, уже без символизма и метафор, указывают за пределы себя, на область «концептуального» значения. Миссией Энгера было доказать зрителю реальное присутствие Люцифера, а не просто экранизацию ритуалов.
Кино Кеннета, дает возможность увидеть и почувствовать первобытные силы, присутствие темной магии повсюду. Затрагивает и тех, кто работает над созданием фильма, и аудиторию в кинозале. Режиссер выстраивает ряд оккультных схем, связывающих физическое существование с духовными измерениями. Всё это, во имя Люцифера.

ЗАКАТ

В восьмидесятые Кеннет Энгер переехал в Нью-Йорк, где жил какое-то время. Несмотря на несколько грантов (10 000 долларов из Фонда Форда для фильма 1965 года «Kustom Kar Kommandos» и 15 000 долларов для «Восстания Люцифера»), главный источник дохода Кеннета — его книги. Прибыль от официальных продаж Hollywood Babylon I, II и попытки издать третью часть провокационной трилогии голливудских сплетен. Выход заключительной части книги постоянно замораживается, из-за несогласия издателя на покупку оригинальных фотографий. В Голливуде многие знаменитости преклонного возраста, выживают подобным образом: продажа редких фотографий, сувениров, кино символики, автографов итд.

Он периодически выступает со своей экспериментальной нойз-группой Technicolor Skull, дает интервью мировым изданиям и критикует критиков.
Энгер огорчается, что единственный режиссер, признавший его влияние, это Мартин Скорсезе. Дэвид Линч отрицает, что использовал песню «Синий Бархат», услышав её в “Восхождении Скорпиона”. В фильме Кеннета, эту песню исполняет Рик Нельсон, а в фильме Линча — Изабелла Росселини.
Вклад Кеннета Энгера в историю авангардного кино — это целый новый континент, состоящий из массивных пород растущего оккультизма, эротизма и спиритуализма.
Загадочный, самобытный и редкий персонаж, познакомивший нас с Люцифером через экран кинозала.

--

--