Polo Exp 2016. Часть 12-я — Кижи и Петрозаводск

Эта часть моего рассказа посвящена месту, фотографии которого я видел ещё задолго до нашего большого путешествия. Это архитектурный ансамбль Кижи (ударение на первый слог) на одноименном острове в Онежском озере.

Чтобы добраться туда, нужно приехать в город Петрозаводск, о котором я расскажу ближе к концу заметки.

На остров можно добраться на большом катере с подводными крыльями. Либо на маленькой лодке. Мы не попадали в график обычной экскурсии, поэтому выбрали второй вариант.

Смотрите, сколько удочек на лодках!

Местами может показаться, что это маленькая яхта, но, по-сути, это просто хорошая лодка. Такие здесь у многих жителей.

Дорога на такой лодке занимает около получаса. Отчаливаем!

По дороге встречаем круизный кораблик. На здешних реках и озерах такие встречаются часто. Некоторые отправляются сразу из Питера.

И вот уже в окошке интересные виды!

Сейчас Кижи — это музей-заповедник, в который входит 83 постройки. Основную ценность имеют две церкви: Преображения Господня (1714 год строительства) и Покрова Пресвятой Богородицы (1694–1764 годы), а также колокольня XIX века.

Швартуемся у причала острова Кижи.

Сразу видим, что здесь всё очень колоритно. Девушки ходят в соответствующей одежде.

При этом, как и на Соловках, многие тропы вымощены деревянными досками. И навигация для удобства туристов сразу на двух языках.

Быстро покупаем билеты, обращаем внимание на то, что есть два неплохих магазина с сувенирами, и мчимся смотреть основные достопримечательности. Времени у нас здесь всего несколько часов!

Сам остров не очень большой, но на нём исторически располагалось несколько деревень. Раньше все деревни на этом и на большом количестве соседних островов управлялись именно из этого места. До прихода Петра одной из административно-территориальных единиц на Руси был “погост”.

Это место называлось Кижский погост.

Это единственный из существующих сейчас в России ансамблей, построенных по принципу “многоглавие рядом с многоглавием”. Т.е. когда рядом находятся две церкви, и у каждой из них много куполов-главок.

Две — потому что одна из них летняя (покрупнее), а вторая — зимняя (поменьше). Зимой в этих краях слишком холодно, чтобы полноценно отапливать большую летнюю церковь.

Ходили слухи, что церковь построена без единого гвоздя. Но это были лишь слухи. Сейчас выяснили, что гвозди всё таки использовали для строительства крыши. А вот основное здание, действительно, построено без применения гвоздей.

В XIX веке стены церквей обшили тесом и покрасили масляной краской. И главки церквей обили железом. Это назвали тогда “благолепными поновлениями”. Но, к счастью, в 1950-х годах все эти “поновления” успешно демонтировали.

У церкви 22 главки, покрытые осиновым лемехом. Лемех постоянно обновляют — вот здесь на фото хорошо видно, как свежая древесина постепенно приобретает серый оттенок при взаимодействии с воздухом и водой.

А вот и подоспел катер на подводных крыльях.

Понравились старые решетки на окнах. Кузнец подошёл с фантазией.

Прямо рядом с церковью стоит очень красивый деревянный дом. Это дом крестьянина Ошевнева. Построен он в 1876 году, и он очень здорово вписывается в эти пейзажи, хоть и перевезен сюда по бревнам из другой деревни.

Особенностью таких северных домов было то, что в холодное время года в них можно было работать не выходя на улицу. Вся левая часть дома — это хлев и сарай, накрытые крышей. Очень удобно.

Дом очень красиво украшен. Длинный балкон по всему периметру дома — это галерея-гульбище. На неё девушки выходили погулять.

А деревянный резной элемент, свисающий из верхней точки крыши, называется полотенце.

Внутри дома обустроен музей быта крестьян того времени. Очень интересно походить по нему, слушая рассказы гида.

В одной из комнат сидит женщина и вышивает. Причём делает это не просто для виду — у неё, действительно, красиво получается.

Красным по белому. Белым по красному. И белым по белому.

Кстати, здесь каждое лето организовывают детский лагерь. Детей учат выращивать и собрать урожай, мастерить из дерева и кожи. В общем, учат всему тому, что большинство из нас уже успешно забыло.

Обратите внимание на косой забор. Палки в нём не закреплены и их легко можно достать через верх. Очень удобно, когда нужно загнать или выгнать скот, поставив потом палки на место. И при ремонте тоже легче их заменять.

Всё самое ценное на острове сделано из дерева, поэтому иногда в кустах можно найти пожарную машину.

Ветряной мельнице около 100 лет. Отлично выглядит.

В ходе беседы с нашим гидом, мы сказали ему, что приехали из Одессы. Он абсолютно не удивившись сказал “Да, я тоже из Одессы”. Я даже сначала не поверил, потому что очень уж Кижи далеко. Но он начал нам рассказывать про 79-ю школу и 1-й Водопроводный переулок. И мы сразу поняли, что это наш земляк : )

Он сюда приехал однажды в 70-х годах, а потом захотел остаться насовсем. Теперь вот уже много лет водит экскурсии и принимает участие в реставрации памятников деревянного зодчества.

Несколько карточек на память.

По дороге с острова начался сильный ветер и дождь. Так что маленькая лодочка хорошо прыгала по волнам.

Девушки немного понервничали, но мы успешно добрались до нашей следующей остановки — минералогического музея Петрозаводска.

Я коллекционирую минералы, а в Карелии их добывают очень много. Поэтому ожидания от музея были большие.

Сначала ты попадаешь в зал, похожий на фойе отеля, по периметру которого расставлены шкафы и стенды с камнями.

Я всё ждал, когда нас поведут в основные залы. Но оказалось, что этот зал — это и есть весь музей.

Присмотревшись и прослушав получасовую лекцию мы разобрались, что коллекция, на самом деле, не такая уж и маленькая. Но всё же, ожидания были больше : )

Мне нравится ляпис-лазурит. Он очень красивого синего цвета. Причём образцы лазурита из Афганистана имеют равномерную синюю окраску, а российский лазурит — с очень крупными белыми пятнами.

Этот же экспонат российский, но имеет почти полную синюю заливку. Большая редкость.

Ещё один интереснейший камень — чароит. Его впервые нашли совсем недавно — в 1948 году. Причём до 1970-го у него даже не было названия — он просто назывался “сиреневым камнем”.

Про чароит я уже после поездки прочитал интересную историю. Когда первооткрыватель месторождения Юрий Рогов поехал в Лувр и зашёл в минералогический отдел, ему там сказали, что в музее представлена полная коллекция всех минералов планеты. Он достал небольшой кусок чароита и попросил сотрудников музея определить, что это такое.

В итоге сотрудники вынуждены были признать, что такого минерала у них нет, и что они очень хотели бы его себе приобрести. Представляю, как Рогов был доволен в этот момент)

Единственное в мире месторождение чароита находится в Сибири.

А вот кусочек беломорита (другой, не тот, что на фото) я привез домой. Красивое название и красивый камень.

После музея отправились на набережную Петрозаводска. Но перед этим нужно подкрепиться.

Один из ресторанов повесил возле входа крутую табличку, где каждый может вписать пункт в список “Что я должен сделать этим летом”. Почитайте, отличный список получился!

Подкрепились и приходим на набережную. А выглядит она очень даже симпатично!

И в другую сторону.

С одной стороны на ней стоит памятник Петру.

А в другом конце начинается застройка отелями.

На набережной есть домик с красивыми наличниками.

Кстати, недавно познакомился с парнем, который собрал огромную коллекцию фотографий резных наличников и публикует истории о них. Очень познавательно. Кликните на любой из наличников на его сайте.

Но самое интересное на набережной — это скульптуры. Вот какой-то якут выдолбил прорубь в граните и нашёл там рыбку.

Красивые каменные крылья.

Не статуя, но рыбак.

Памятник для любителей пирамид ; )

Пирамида явно куда-то указывает на противоположном берегу. Но мы не успели съездить и проверить.

Он же, но в другой день.

Местами набережная замощена красивым красным камнем.

Пушка тоже прикинулась памятником.

Ещё в Петрозаводске завели традицию — получать подарки от городов-побратимов. И ставить их на эту же набережную.

Вот, например, скульптура “Рыбаки” из города Дулута (США), установленная в 1991 году. С неё и началась традиция.

Два рыбака — русский и американский — закидывают сеть, что, по замыслу автора, должно символизировать совместный созидательный труд.

А это “Волна дружбы” из Варкауса (Финляндия), установлена в 1997 году. Идея скульптуры заключается в том, что дружба между городами растёт подобно волне, становясь всё больше и сильней.

Прямо на набережной стоит большая шеренга уличных тренажёров. Когда я подошёл к местным ребятам, чтобы узнать, откуда взялись эти тренажёры, они рассказали, что в Петрозаводске есть фабрика по их производству. Она поставляет тренажёры по всей России, и часть прибыли директор решил пустить на то, чтобы его родной город тоже был здоровее. Для этого власти снесли с набережной кафешки и выделили место для этого уличного спортзала.

Плитка между тренажёрами.

Ребята сказали, что часто видят и самого директора фабрики на этих тренажёрах. Браво и ему, и руководству города!

Немного позанимались и отправились к отелю.

Прошли по березовой аллее.

И полюбовались закатом на набережной.

На следующий день нам предстояла поездка по “брендам Карелии” — именно так называлась экскурсия. О ней и пойдёт рассказ в следующей части.

Петрозаводск — очень милый и уютный город. А Кижи — очень важное историческое место. Здесь точно стоит побывать!