Перевод: Не просите государство запретить соцсетям навязывать свои взгляды

Vladislav Yanyushkin
4 min readApr 3, 2018

Перевод статьи J.D. Tuccille с reason.com

Facebook, Google и Twitter могут быть самоуверенными и довольными собой, но мы можем уйти на другие ресурсы.

Многие крупные IT-компании, сильно переживающие из-за отмены закона о сетевом нейтралитете, все чаще блокируют на своих ресурсах не соответствующий их ценностям контент. Но не обращайтесь к государственным институтам за помощью, если вы, конечно, не хотите дать правительству в руки легальные инструменты, чтобы затыкать неугодных. Вместо этого, люди, желающие свободно общаться, должны активно искать альтернативные площадки, которые позволят им это делать.

YouTube, принадлежащий Google, недавно запретил пользователям загружать видео об огнестрельном оружии, которые теперь помимо другого нарушающего правила контента «содержат инструкции по изготовлению огнестрельного оружия, боеприпасов, магазинов большой емкости, самодельных глушителей и других принадлежностей, указанных выше».

Если что-то из этого и является незаконным, то не более, чем множество других вещей, вроде взлома замков или подделки документов. Об этом видео загружать на YouTube можно. Но огнестрельное оружие стало больной темой после стрельбы в Паркленде и последующего всплеска политической активности противников прав на самооборону. То есть теперьYouTube банит видео из-за несогласия с ценностями, которые они в себе несут.

Это не впервые, конечно. YouTube давно ведет политику против «хейтспича» (аналог разжигания ненависти в России — примечание переводчика) — абстрактного термина, включающего в себя такие неприемлемые явления, как очевидный расизм. Но этот термин такой размытый, что под него может попасть все, что не нравится модератору. «Есть тонкая грань между тем, что принято и что не принято считать “хейтспичем”» , — утверждает YouTube. В конце концов компании пришлось извиняться после того, как их новичок забанил ряд политически правых видео и аккаунтов, которые не причинили никому вреда, кроме как чувствам обиженных либералов.

Борьба с «хейтспичем» стала популярной целью для IT-компаний прошлым летом после противостояния на улицах Шарлотсвилля между правыми, левыми и полицией, в ходе которого погибли несколько человек. Так, Twitter, называвший себя «крылом свободы слова в партии свободы слова», создал жуткий «Совет доверия и безопасности», чтобы «гарантировать пользователям чувство безопасности при выражении себя в Twitter». Предсказуемо, это привело к зачистке не только аккаунтов явных разжигателей ненависти, но также людей крайних политических взглядов и просто троллей.

Facebook, который предупреждает, что «у нас запрещены агрессивные материалы, направленные против людей на основе их реальной или предполагаемой расовой принадлежности, этнического и национального происхождения, религии, пола или гендерной принадлежности, сексуальной ориентации, инвалидности или болезни», попадает в собственную ловушку, пытаясь разобраться в активных спорах, определяя «хейтспич» и посылая в бан за него.

Издание ProPublica изучило более чем 900 постов, предположительно нарушающих правила Facebook, и обнаружило, что «модераторы часто по-разному интерпретируют схожий контент и не всегда соблюдают инструкции компании». На это Facebook признал трудности в определении «хейтспича», «контент может быть спорным и иногда даже неприятным», но он не должен «пересекать границу и превращаться в “хейтспич”».

Это означает, что модераторы принимают решения субъективно, исходя из собственных взглядов. И эти взгляды не должны противоречить уже устоявшейся идеологии в индустрии.

Ранее в этом году, the Lincoln Network, «сообщество it-специалистов, посвященное созданию альянса свободы и технологий», опубликовал опрос работников Кремниевой долины. «Респонденты, независимо от их собственных идеологических взглядов, в подавляющем большинстве определяли свои рабочие места как либеральные или очень либеральные.»

Gizmodo в 2016 году написали, что «сотрудники Facebook постоянно скрывают из раздела «Trending» от консервативных читателей новости, которые им будут интересны.» Нет доказательств, что такова официальная политика компании. Скорее всего это последствие замкнутости сотрудников на одних и тех же предвзятых взглядах «небольшой группы молодых журналистов, в основном учившихся в Лиге плюща или частных университетах Восточного побережья.»

Также IT-компании с большой охотой сотрудничают с правительствами, когда дело касается официальной политики и цензуры.

На прошлой неделе бывший менеджер Google William Echikson написал, что его бывший работодатель переобулся и вместо поддержания свободы слова пытается «убедить власти в Европе и в других местах, что интернет-гигант серьезно настроен бороться с нелегальным контентом. Чем больше мер он может продемонстрировать, тем лучше.» Он добавил, что из-за согласия подчиняться драконовским критериям запрещенной информации, все больше «легального контента подпадает под цензуру».

Германия ввела новый закон о цензуре интернета в прошлом году. Он требует сотрудничества социальных сетей и медиа. Франция и Великобритания также усиливают борьбу с языком ненависти.

Вслед за желанием президента Трампа наказывать СМИ за «fake news» Малайзия планирует ввести лишение свободы до 6 лет за распространение ложных новостей. Правдивость этих новостей будет определять государство.

Кроме того, популярный американский форум Reddit занят закрытиемобсуждений проституции из-за опасения нарушить новый закон «о торговле сексом».

Вот почему нам не следует обращаться к государству за помощью, когда видим, что соцсеть навязывает свою идеологию. Да, раздражает и злит, когда соцсети трут ваш неполиткорректный пост или банят за цветную шутку. Но когда мы развязываем государству руки и даем инструменты для цензуры, то оно начинает выписывать штрафы и сажать в тюрьму.

Правительство может не согласиться на тот же уровень свободы слова, что и хипстеры из Кремниевой долины, но оно гораздо сильнее и обладает более опасными инструментами для наказания.

Пользователи соцсетей, которые желают свободного общения должны поддерживать альтернативные гигантам проекты и вдохновлять на создание таких альтернатив. Один любитель стволов теперь постит видео об оружии на Pornhub. А сайт Full30 пытается занять ту нишу, от которой отказался YouTube.

MeWe — один из многообещающих конкурентов для беглецов с Facebook. Gab предлагает почти самый безболезненный переход из Twitter. Ресурс закален тем, что нацисты основались здесь сразу после их изгнания из других соцсетей. Но если сейчас аудитория является несколько отталкивающей, то с ухудшением свободы слова на других площадках будет приходить все более и более привычный пользователь.

И это относится ко всем альтернативам традиционным IT-компаниям. Эти гиганты выросли до таких размеров, потому что давали людям то, чего они хотели. Если дискриминация по политическим взглядам — не то, чего ищет общество, то людям следует выразить протест, уйдя к конкуренту.

--

--