Как я перестал бояться и полюбил праймериз

Влад Вороненко
6 min readJun 1, 2015

Впечатления участника либертарианского десанта в Калугу

После объявления регионов, в которых пройдут праймериз, я был в легком недоумении: неужели демократические силы смогут найти ресурсов не только на кампании в трех регионах, но и на организацию праймериз? Найдутся ли достойные кандидаты? А главное — найдутся ли активисты, готовые работать по-полной в этих не слишком политически активных регионах? Все мои вопросы отпали после того, как я увидел процесс своими глазами.

Наш кандидат

Главной проблемой для Либертарианской партии, членом которой я являюсь, был выбор кандидата. Не секрет, что региональная политика в разы жестче московской, что человек, наметивший себе политические цели в регионе должен обладать не просто желанием и свободным временем, но и смелостью.

Михаил Сазонов, кандидат от либертаринцев

К счастью, у нас нашелся такой кандидат, и я до сих пор с трудом верю, что нам так повезло с Михаилом Сазоновым. Трудно придумать лучший бэкграунд для кандидата от либертарианцев. Михаил — предприниматель, создавший собственный бизнес с нуля, не имеет опыта работы на государство (да, для либертарианца это плюс), но дела ведет с людьми далеко не бедными — туры на север России с вертолетными забросами сейчас подходят скорее под определение элитного отдыха.

Мы с моими соратниками из Либертарианской партии встретились с Михаилом в начале мая, чтобы обсудить все детали нашей предстоящей кампании. И наши ожидания оправдались — ресурсов для полноценной избирательной кампании у нас оказалось более чем достаточно. На этой встрече впервые возникла идея либертарианского десанта.

Дорога на Калугу

Перенесемся в субботу, 30 мая. В девять часов утра две группы либертарианцев выехали из Москвы. Одна группа, состоящая из опытных партийцев, отправилась на машине, менее опытные члены партии, в числе которых оказался я, поехали на забитой под завязку электричке. Тут я просто обязан выразить респект десанту Партии Прогресса, которым пришлось три часа кататься стоя, в то время как нам удалось все-таки найти свободные места.

Мне повезло пообщаться с машинистом, ехавшим домой со смены. Он сказал, что я поехал в самый час пик, и обычно электрички посвободнее. В общем, не пользуйтесь субботней электричкой на 9 часов, я вас предупредил.

На вокзале нас встретил кандидат на своей машине, и после этого мы направились в штаб Демократической Коалиции.

Встреча с кандидатом

Изначально мы планировали организовать встречу с Михаилом на нейтральном поле — для этого мы договорились с антикафе “Небо”. Политические реалии взяли свое — за неделю до встречи антикафе испугалось политики и отменило нашу бронь. Не было бы счастья, да несчастье помогло: мы смогли договориться об организации встречи с штабом Демкоалиции.

Штаб оказался уютным, люди в нем — дружелюбными: для нас наготовили бутербродов, накупили воды, в общем, было очень приятно.

Презентация кандидата прошла по плану: Михаилу удалось познакомить себя с избирателями, а в конце презентации слово взял Андрей Шальнев, председатель Либертарианской партии и депутат городского совета подмосковного Пушкино. По-моему, нам удалось показать свой опыт и готовность активно участвовать в избирательной кампании. Удалось узнать пару забавных фактов о Калуге: к примеру, пять лет назад был приказ закрыть клубы бокса и вольной борьбы, так как в них “тренируют оппозиционеров” (и это за три года до Евромайдана).

Агитация

Затем пришел черед непосредственной агитации местных жителей. Мы взяли, наверное, одно из самых оживленных мест в городе: перекресток на главной улице, в непосредственной близости от торгового центра.

Андрей Шальнев, лидер ЛПР, на раздаче листовок

Дальше пошел обычный для нашей страны цирк: представитель администрации и полицейский начали наезжать на раздатчиков листовок, администрация заслала на куб людей с флаерами, которые надоедали всем вокруг, потом на куб пришли крепкие парни и начали возмущаться, когда на них направили камеры.

В общем, было весело. Мне стало еще веселей после раздачи “Популярной политики” — я решил покуражиться и начал выкрикивать лозунги, связанные с материалом газеты: “Дети чиновников жируют на народные деньги!”, “В армии коррупционный скандал! Никогда такого не было — и вот опять!”. Газету мне не пришлось даже предлагать людям — все сами подходили и просили почитать.

Прогулка по городу

После агитации наш либертарианский десант решил пройтись по округу, где живет наш кандидат. Для меня, всю жизнь жившего в Москве, Калуга показалась анахроничной: по улицам до сих пор ездят ПАЗики с баллонами газа наверху, в городе сохранилось много красивых деревянных домов с наличниками, в местном парке нельзя кататься на роликах, велосипедах и гулять с собаками.

“Запретный парк”

Иногда я удивлялся, насколько Калуга похожа на небольшой европейский городок. Главное — не смотреть под ноги. С дорогами внутри города проблемы серьезные — будет над чем поработать. Природа — классическая для средней полосы России, но здесь она ощущается намного сильнее, чем в Москве.

Этот овраг так и хочется взять и переделать в красивый парк

Так почему я полюбил праймериз?

Вернемся к самому началу — к вопросам, волновавшим меня ранее.

Хватит ли у Демократической коалиции ресурсов на проведение праймериз и избирательной кампании?

Безусловно. В Калуге уже есть укомплектованный штаб и огромное количество листовок. Никто ни разу не жаловался мне на отсутствие поддержки, средств, пожертвований. Агитация идет полным ходом, пусть даже существуют небольшие сомнения в эффективности тех или иных подходов.

Найдутся ли достойные кандидаты?

Нашлись. И я говорю не только о Михаиле Сазонове. На кубе мы встретили еще двух кандидатов: Александра Сафонова и Алексея Дуленкова. В Калужской области есть кандидаты на любой вкус: бывшие чиновники (экс-мэр Калуги Виталий Черников), известные общественники (Татьяна Котляр), молодые бизнесмены (Алексей Дуленков и Михаил Сазонов).

Алексей Дуленков и Михаил Сазонов

Найдутся ли активисты, готовые работать по-полной в этих не слишком политически активных регионах?

Нашлись, да еще какие! Видно, что люди заразились идеей праймериз и стремятся сделать всё, что от них необходимо для успеха. Большую часть штаба составляют москвичи, но я надеюсь, что калужане еще подтянутся. Не забываем, что пока студенты еще учатся, поэтому к середине-концу июня можно ожидать новый приток активистов в штаб. Лично я постараюсь приехать к началу сбора подписей за народный список.

Добавлю еще вот что: во время поездки в Калугу я ощутил то, чего не ощущал, наверное, никогда за всю жизнь — дух свободной политической конкуренции. Когда не надо бороться с досрочным голосованием, админресурсом, продуктовыми наборами, бандитами, избивающими наблюдателей. Когда победа зависит от желания и умения донести до избирателей свою позицию. И я приглашаю каждого попробовать реальную политику на вкус.

Либертарианцы в Калуге (слева направо). Верхний ряд:
В. Вороненко, А. Шальнев, М. Сазонов, К. Никонов.
Нижний ряд: А. Овсиенко, В. Осенин, В. Ауст.

Хочу выразить свою благодарность всем московским либертарианцам, посетившим Калугу: Андрею Шальневу, Константину Никонову, Алексею Овсиенко, Владимиру Осенину, Владимиру Аусту, Александру Логинову, а также нашему стороннику Кириллу Самодурову. Конечно, благодарю нашего кандидата, Михаила Сазонова, за теплый прием. Не могу обойти вниманием Штаб Демократической Коалиции в Калуге и десант Партии Прогресса — вы замечательные. Так победим.

--

--