«Инвестируйте в то, что реально работает!»

Waltix.io
11 min readDec 26, 2017

--

Руководители проекта Waltix рассказали о фьючерсных перспективах биткоина, будущем криптовалют, госрегулировании, крипторубле и проблемах ICO в интервью подкасту ProBitcoin.

Денис, как вы познакомились с криптовалютами?

В 2011 году я прочитал статью в «Компьютерре» о том, как в Канаде кто-то выращивал коноплю и продавал за биткоины. И какое-то время воспринимал криптовалюту исключительно как инструмент подпольщиков, с которым не стоит иметь дело. Но в 2015 году я устроился на работу в компанию РосИнтеграция и там работал непосредственно с криптографическими технологиями. И когда я начал изучать технологию блокчейн, я понял, что это интересно и перспективно. Соответственно и криптовалюты как практическое применение блокчейн меня стали гораздо больше интересовать.

Есть мнения, что курс биткоина до Нового года достигнет $25000. Продолжится ли его дальнейший рост?

Я никогда не прогнозирую динамику финансовых инструментов — это не нужно. Нужно знать, что делать при повышении курса, а что делать при понижении. Когда курс идет вверх, рекомендуют не спешить с покупкой актива — дождаться коррекции, и тогда уже покупать.

Где лучше хранить криптовалюту?

Если есть цель надолго вложиться, то лучше всего аппаратный кошелек. Если нужно совершать операции обмена между разными активами, то биржа. Ну, а если вам нужно совершать операции купли-продажи товаров, хотя таких возможностей мало, то вполне подойдет онлайновый (то есть, горячий) кошелек.

Как вы относитесь к регулированию рынка криптовалют?

В среде «криптоанархистов» инициативы властей почему-то воспринимаются, как запретительные. Многие считают, что регулирование — это плохо, вредно и ненужно. Но, если мы хотим, чтобы зарплату, например, можно было начислять в криптовалюте, то нам так или иначе нужно будет решить ряд вопросов с отчислениями в государственные фонды пенсионного, медицинского страхования и т.д.

Нельзя просто взять и привнести нерегулируемый инструмент в регулируемые социальные отношения. Вот и получается, что для встраивания нового инструментария нужна некая нормативная база, правила обращения.

Я считаю, что легализация, попадание криптовалют в правовое поле — это хорошо. Сейчас ввести или вывести деньги в криптовалюту можно только через серые каналы. Есть мошенники, которые эксплуатируют эти каналы в своих целях. Не хотелось бы нагнетать негатив — это единичные, к счастью, случаи — но бывает, что посредники операций обмена рублей на биткоины, сами того не подозревая, попадают в мошенническую схему, а затем их вызывают на допрос.

Поэтому нужны правовые нормы, которые изолируют мошенников, а честных игроков, наоборот, выведут из-под удара, поместив в некое правовое поле. Нужна национальная криптовалюта — крипторубль.

Тут нужно понимать один тонкий момент. Криптография в России, как и в большинстве развитых стран, регулируется государством. И алгоритмы должны быть сертифицированы.

Госрегулирование отнюдь не исчерпывается ограничительными мерами. Сейчас идет развитие инфраструктуры, идет тенденция на поддержку качественных ICO. Например, Российская Ассоциация Криптовалют и Блокчейна запустила проект по рейтингованию ICO, готовит проект крипторубля.

То есть, на самом деле здорово, что государство занимается блокчейном, что ему интересна эта тема и у нас есть надежда, что в результате этого индустрия попадет в правовое поле.

Чем нам поможет крипторубль?

У крипторубля очень интересный алгоритм консенсуса и принцип эмиссии. Предполагается, что это будет proof-of-citizen, то есть каждый гражданин России будет центром эмиссии. Он сможет сгенерировать некоторое количество крипторублей. И чем больше граждан будет участвовать в эмиссии, тем больше будет крипторублей в обращении.

Уже сейчас понятно, что крипторубль будет в основном инструментом инвестирования и при определенных условиях может сделать Россию одним из центров мировой цифровой экономики.

Есть мнение, что биткоин — это что-то вроде пузыря или пирамиды.

У биткоина есть ряд преимуществ перед фиатными валютами. Это понятный, прогнозируемый и строго ограниченный объем эмиссии. Биткоин — лидирующая на данный момент позиция на рынке, просто потому, что это самая первая криптовалюта. Инвесторы, которые только заходят на рынок, покупают в первую очередь его.

В то же время технологии не стоят на месте, и альтернативные криптовалюты, альткоины, уже обошли биткоин по ряду важных параметров. Одни обеспечивают реальную анонимность, другие быстрее обрабатывают транзакции, в третьих реализованы дополнительные функции, смарт-контракты, более низкие транзакционные издержки, и так далее.

Так что в плане функциональности биткоин уже существенно проигрывает. И если с этой точки зрения посмотреть, то да, биткоин, возможно, переоценен. И многие аналитики ожидают коррекции. И хотя никто не знает, с какой цены он будет корректироваться и до какого уровня, нужно быть готовыми к этому. Я бы советовал не вкладывать всё в биткоин, а диверсифицировать активы.

Какое влияние на криптовалютном рынке окажут фьючерсы на биткоин в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

Большие капиталы не будут непосредственно заходить в криптовалюту. Для них нет нормальных каналов ввода и вывода.

Во-первых, мало кому удается крупные капиталы из крипты вывести в реальный сектор. Во-вторых, рынок крипты не отрегулирован еще не только в России, но и пока нигде в мире. Тут возникает проблема отчетности.

Именно поэтому и была запущена возможность торговли фьючерсами на чикагской бирже — чтобы дать возможность институциональным инвесторам участвовать в динамике котировок на биткоин, открывать по нему длинные и короткие позиции, получать какой-то финансовый результат, за который затем смогут отчитаться.

Январские фьючерсы на чикагской бирже продаются с 13% наценкой относительно текущего курса биткоина. Это значит, что сейчас любой инвестор, обладающий достаточными средствами, может проводить безрисковые операции с очень высокой доходностью. Например, он может открыть короткую позицию по биткоину на чикагской бирже и купить биткоин на какой-то другой криптобирже.

А потом, независимо от колебаний, когда наступает время экспирации фьючерса, он закрывает свои позиции и получает гарантированную прибыль в размере 13% в месяц! Это очень высокая доходность. Пока что никакие другие финансовые инструменты не могут предложить такую доходность без рисков.

Поэтому в крипту пойдет больше инвесторов, может быть не институциональных, а частных. И курс биткоина продолжит расти.

С точки зрения применяемых алгоритмов, какую еще криптовалюту вы можете выделить?

Если говорить об алгоритмах, нужно выделить, в первую очередь, алгоритмы хэширования и алгоритмы консенсуса.

Если говорить про алгоритмы хэширования, то мне очень нравится алгоритм Equihash, который был придуман нашими соотечественниками в университете Люксембурга. Он академически очень правильный. Была проведена большая исследовательская работа. Поэтому, например, ZCASH, который этот алгоритм использует, мне нравится.

В качестве отрицательного примера можно привести криптовалюту IOTA, для которой разработчиками был придуман собственный криптографический алгоритм, и он оказался уязвимым.

Теперь про алгоритмы консенсуса. Здесь для меня главное — максимальная децентрализация, потому что именно этот принцип изначально был заложен в идею криптовалют. И ситуация, когда 80% майнинговой мощности сосредоточено в руках горстки владельцев майнинговых пулов одной страны, — она в корне неправильная. Поэтому Proof-of-Stake для меня более предпочтителен, чем Proof-of-Work. Этот алгоритм уже применяется в PeerCoin и скоро будет использоваться в Эфире.

Кроме того, я считаю, что при майнинге должна выполняться полезная работа. В Биткоине сложность майнинга повышается искусственно, и по сути никакой полезной работы не выполняется. В этом плане выгодно отличается как раз Эфир, поскольку там в процессе майнинга действительно выполняются смарт-контракты, вычисляются стейты этих смарт-контрактов, и таким образом вносится вклад в общее дело. Поэтому мой выбор: ZCash, PeerCoin и Эфир.

Если появится сильное государственное регулирование, смогут ли выжить анонимные криптовалюты?

Чем сильнее будут закручивать гайки, тем больше будут развиваться анонимные криптовалюты. Поэтому закручивать их государству не выгодно. Это как с налогами для малого бизнеса. Логика тут простая. Зачем индивидуальному предпринимателю искать какие-то схемы ухода от уплаты налогов, если можно просто заплатить 6%? Также и с криптоиндустрией. Если будет разумное регулирование, то не очень-то и нужны будут какие-то суперанонимные криптовалюты. Скорее всего, будет востребована крипта с управляемой анонимностью. Когда я часть данных хочу кому-то показать, а часть данных не хочу раскрывать.

Можете ли вы выделить основные отличия обычных компаний от компаний, работающих с блокчейном?

Основное отличие как раз в том, что нужно всё время думать, как удержать компанию в правовом поле, чтобы и с криптовалютой работать и законы не нарушать. А если говорить об отличиях в разработке программного обеспечения, то, конечно, работа с блокчейном требует особой аккуратности. А еще использовать блокчейн — это очень дорого. Нужно внимательно смотреть, где есть проблема доверия, и действительно нужны решения на блокчейне, а где можно ограничиться обычными средствами разработки.

Денис Прынков и Сергей Крецу

Расскажите о том, как развивается проект Waltix, над которым вы работаете?

Давайте я вкратце расскажу о том, что это за проект. Существует рынок электронных билетов. Рынок огромный, объемом уже 27 миллиардов долларов, и он постоянно растет.

На этом рынке есть проблемы, связанные с мошенничеством и бесконтрольной деятельностью перекупщиков. При этом и за рубежом, и в России есть серьезные игроки. Но они используют технологии, не позволяющие решить существующие проблемы.

Мы планируем полностью изменить этот рынок и решить существующие проблемы с помощью технологии блокчейн.

В чем основная проблема, на наш взгляд? Покупая электронный билет, вы получаете на руки файл, переданный по открытому каналу, хранящийся у вас, у продавца, на сервере электронной почты, оформленный в виде записи в базе данных и так далее. Где гарантии того, что файл не будет перехвачен или скопирован?

И сейчас, с технологией блокчейн, впервые в истории у нас появляется возможность передавать электронные ценности так же надёжно, как будто мы получили её из рук в руки. Более того, блокчейн дает возможность видеть всю историю и подлинность электронного актива, получать и хранить его безопасным способом.

Для реализации этих идей мы строим билетную платформу. Это такой механизм, который фиксирует все движения цифрового актива и смену прав собственности на этот актив в блокчейне. В нашем случае этим активом является «электронный билет». О том, что мы поменяли в нашей концепции и куда движемся, расскажет операционный директор Waltix Сергей Крецу.

Сергей: На данный момент мы закончили этап проектирования. Если вы знакомы с процессом разработки, то 90% успеха зависит от подготовки, от детализации проекта. Когда мы прорабатывали концепцию, мы уделяли много внимания деталям, тому, какие функции будут реализованы в нашем сервисе, и сейчас пришло понимание того, как должна быть устроена платформа, на которой всё это строится.

И вот недавно мы анонсировали начало этой разработки. Это будет платформа, к которой мы через API будем подключать любые другие билетные сервисы. Мы сейчас не фокусируем внимание на разработке сервиса, это будет отдельный продукт. Мы говорим о разработке Waltix.platform, с которой как раз и будет напрямую взаимодействовать и наш сервис, и, очень надеюсь, сторонние разработки.

Какие сложности вы испытываете в процессе подготовки проекта к ICO?

Все мы знаем, что это направление новое. Развивается с 2016 года. Мы приняли решение перенести Pre-ICO на 2018 год потому, что мы видим, как меняется поведение инвесторов.

За три квартала 2017 года 62% проектов не собрали на ICO нужную сумму. Одна из трудностей — это скам. Люди его видят и ассоциируют с ICO. А это вредит, конечно, и честным проектам.

С другой стороны, невероятный рост биткоина в этом году заставил людей не вкладывать в проекты, а инвестировать в крипту и ждать роста, который пока не прекращается. Кстати, в прошлый раз я предсказывал рост биткоина до $10 000 к концу года. Это был очень смелый прогноз. Но я ошибся — он вырос практически до $20 000.

Вообще, люди сейчас активно вкладывают в криптовалюту и ее рынок уже в ближайшее время составит 1 триллион долларов.

Денис: Это огромный рынок, но если учесть, что объем денежной массы составляет 75 триллионов долларов, то у криптовалют еще много пространства для роста.

Сергей: Да. Но давайте вернемся к ICO и к тому, какие трудности могут испытывать проекты, которые на него выходят.

Вопросы возникают буквально на каждом шагу. Как и когда начать PR-компанию, в какой момент начать разработку, как собрать команду адвайзеров. Но мы с удовольствием над всем этим работаем, решаем все возникающие задачи.

Очень интересно быть в числе первых проектов, которые выходят со своим продуктом на большой рынок. Но, с другой стороны, мы столкнулись с тем, что пока мало кто готов помогать стартапам. Наоборот, все хотят сами собрать денег.

Мы получили множество предложений по PR-кампаниям за бешеные деньги. От 1BTC до $50 000 за размещение публикации на каких-то профильных каналах.

Но мы собрали собственную команду. У нас есть и дизайнер, и маркетолог, и журналист. Поэтому мы стараемся публиковаться напрямую в открытых источниках. Стараемся плотно разобраться с регулированием сферы ICO. Держим руку на пульсе законодательных инициатив. Денис уже много рассказал на эту тему.

Дело в том, что я недавно стал членом Российской Ассоциации Криптовалют и Блокчейна (РАКИБ). Там сейчас идет проработка законодательной базы, начиная от терминологии, принципов регулирования и заканчивая фискальными обременениями. Работа очень серьезная, основательная, и возможно уже в феврале появится соответствующие законопроекты.

Наше решение перенести дату ICO было осознанным. Мы не ставили перед собой цель собрать деньги на ICO и начать реализовывать проект. Мы увидели, что рынок ICO меняется, мы ожидаем, что будет вторая стадия, когда появится какое-то регулирование этой сферы. И перенос ICO на весну означает, что мы можем стать одним из первых проектов, который запустился в соответствии с требованиями регулятора. Поэтому мы к этому нормально относимся, и я, как член РАКИБ, буду участвовать в обсуждении этих инициатив.

Есть мнение, что в 2018 году пузырь ICO лопнет. Можете прокомментировать?

Денис: Он не лопнет. Он трансформируется. Настал момент, когда анонимным командам просто перестали давать деньги. Сбор инвестиций путем размещения токенов сместится в сторону проверенных компаний, с действующим бизнесом. А людям, которых никто не знает, просто не будут давать деньги.

Сергей: Поэтому и мы пошли по пути открытости, доступности. Мы не нуждаемся в каких-то колоссальных инвестициях, чтобы что-то делать. У нас есть компания, есть команда, у нас проработана архитектура проекта. Мы разрабатываем смарт-контракты, ядро платформы, API. Для этого у нас есть ресурсы. И мы планируем выйти на ICO уже с работающей платформой. Скажем так, с альфа-версией.

А что касается того, лопнет или нет, то я скажу так. Я очень рад, что появился такой метод краудфандинга. Это позволило целому ряду молодых компаний заявить о себе. А в следующем году этот рынок будет только развиваться, в том числе в результате регулирования — уйдет скам, успешные проекты покажут свои разработки на блокчейне, инвесторы увидят, как это работает. Это всё, по моему мнению, подтолкнет рынок к развитию.

Хорошо, будем в это верить. Но вернемся к вашему проекту. Есть какая-то идея, каким образом электронные билеты будут конкурировать с бумажными? Кстати, многие хранят и даже коллекционируют бумажные билеты. А как можно коллекционировать электронные?

Денис: Ух ты! Спасибо за ваш вопрос! Как раз наш проект и способен поддержать зарождающееся сейчас явление — криптонумизматику.

Дело в том, что блокчейн хранит билеты даже после погашения и ничто нам не мешает создать отдельный смарт-контракт для торговли этими билетами на криптонумизматическом рынке. Представьте, например, первый Биткоин, намайненный самим Сатоши Накамото. Он определенно обладает нумизматической ценностью. Люди даже криптокотиками торгуют, а уж криптобилет на знаковое событие вполне может составлять нумизматическую ценность в силу своей уникальности.

Ок. А какую криптовалюту вы можете рекомендовать купить сейчас и почему?

Денис: Покупайте ту криптовалюту, в которой вы хорошо разбираетесь. Почитали про биткоин, купили его. Почитали про ZCASH, про Эфир или еще про что-нибудь. Поняли, как это работает? Увидели, что эта монета имеет под собой какую-то ценность? Покупайте эту валюту.

Не вкладывайте в одну криптовалюту. Что-то может упасть, что-то вырасти. Формируйте свой криптовалютный портфель.

Не покупайте сразу на все деньги. Распределите вложения по времени. Покупайте на коррекциях курса, а не на пиках популярности. Соблюдайте принципы риск-менеджмента. У серьезного инвестора всегда есть план А (что делать, если крипта растет) и план Б (на случай падения курса). Также не помешает держать запас фиата на случай коррекции, чтобы можно было усилить какие-то позиции.

Сергей: Не все криптовалюты одинаково полезны. Сейчас очень модно делать форки. А некоторые монеты изначально создаются только для того, чтобы играть на бирже. Поэтому я не думаю, что нужно скупать всё подряд. Тут я солидарен с Денисом. Нужно покупать то, в чем разбираешься. И, конечно же, меня привлекают те проекты, в которых криптоактив реально работает.

Я немного повторюсь, но я всё-таки ожидаю, что в 2018 году из тысяч новых токенов какая-то часть начнет работать в приложениях, в сервисах, и увеличивать свою капитализацию. И когда мы задумывали свой токен WLTX, мы подразумевали, что он будет необходим в распределенной системе для билетного рынка и будет в ней обращаться. Поэтому инвестируйте в то, что вы понимаете, в то, что реально работает.

--

--

Waltix.io

легко интегрируется с любыми платёжными и билетными системами и предоставляет пользователям доступ к покупке билетов с помощью удобных мобильных приложений.