Кокосовые острова: пальмы, мусор, тишина

Џелал Алтѵнбеі
5 min readJun 12, 2024

--

«Если это не рай на земле, то где тогда настоящий рай?», — задаются вопросом туристы, побывавшие в этом затерянном на просторах Индийского океана месте. Коралловые острова, классические белые пески, огромный диск солнца, уходящий вечером за горизонт, лазурная гладь моря, гамак меж двух пальм и конечно же кокос, дарующий ароматную влагу — всё как в рекламе «Баунти». Собственно, благодаря кокосу это тропическое местечко и получило название. Малоизвестные туристам, труднодоступные, почти первозданные Кокосовые острова рады гостям и готовы показать свои красоты любому. Вот только показывать на них, по сути-то, и нечего. А кое-что и вовсе лучше скрыть от любопытного взора. Впрочем, обо всем по порядку.
Кокосовые острова — это архипелаг, принадлежащий Австралии (а точнее входящий в ее Внешние территории), расположенный в Индийском океане в тысяче километрах от индонезийских островов Ява и Суматра. До самой Австралии около двух тысяч километров, и связь с метрополией проходит только по воздуху. Оно и понятно — 27 коралловых островов образуют мелководный атолл, причалить к которому можно только на крупных лодках.
Название архипелаг получил в XX веке, вот только австралийцы не учли того факта, что в мире уже существовал остров с похожим именем. Поэтому чтобы не путаться, в официальных документах стали в скобках указывать альтернативное название — Килинг. Это фамилия первооткрывателя островов, английского капитана Уильяма Килинга, который случайно наткнулся на них в начале XVII века по пути с острова Явы в родные пенаты.
Собственно, на этом его участие в судьбе Кокосовых островов закончилось, а историю атолла творил уже другой англичанин по фамилии Клуниз-Росс. Интересный он был человек. В 1827 году высадился на самый большой остров вместе с женой, тещей и восемью моряками для обустройства колонии. Очень быстро она превратилась в монархию, а сам Клуниз-Росс назвал себя королем, привез на архипелаг полторы сотни малайцев и заставил их обрабатывать кокосовые пальмы, коих здесь было немерено. Аборигены делали из них копру, давили масло и жили на положении рабов.
Вскоре территорией заинтересовалась Британская монархия. Королева Виктория включила Кокосовые острова в свои владения, формально подчинила их губернатору Цейлона, а фактически оставила всё как есть. То есть островами продолжала править свежеиспеченная королевская династия, которая была олицетворением власти и силы. В начале XX века Кокосовые острова представляли собой действительно крохотное коралловое государство с рабами-малайцами и своей валютой.
Кстати, о ней. Это единственное в мире место, где в качестве денежных знаков ходили пластмассовые рупии. Сначала они были кожаными, потом бумажными, но деньги быстро приходили в негодность, поэтому король Росс III (внук основателя династии) привез из Европы невиданный прежде целлулоид и стал платить им своим подданным. И, что удивительно, пластмассовые деньги ходили на островах вплоть до 1977 года.
Но вернемся к истории. В середине XX века Британия передала острова под управление Австралии. А та первое время не знала, что ей делать с этим «королевством». И отобрать не отберешь (право частной собственности неприкосновенно), и короля взашей не выгонишь. Поэтому правительство Австралии не придумало ничего лучше, как выкупить Кокосовые острова у их владельца. Цена сделки составила шесть миллионов австралийских долларов. При этом семейство Клуниз-Росс выторговало себе право жить на островах в родовых владениях. На том и порешили.
И теперь Кокосовые острова — это 500 человек населения, которые разделены на две неравные этнические группы. Примерно 350 кокосовых малайцев живут на восточном острове архипелага под названием Хоум (Домашний). А 150 кокосовых европейцев обосновались на западном острове, который так и зовется Уэст-Айленд. Хоть в настоящее время архипелаг и представляет собой единую государственную общность с гербом, флагом и прочими атрибутами самостоятельности, но фактически малайцы живут сами по себе, а европейцы сами по себе.
И жизнь эта не сказать, чтобы сильно, но все же разнится. Главное отличие — религия. Малайцы исповедуют ислам, поэтому на острове Хоум мечеть, женщины в платках и обычные для мусульман предпочтения и запреты. А их соседи европейцы более открыты, и именно на их половине находится аэропорт и неказистые гостиницы для редких туристов.
Неказистые они потому, что хоть Кокосовые острова и являются воплощением тропического рая, знают о них в мире мало, да и добираться до них долго и дорого. Поэтому путешественников на Кокосах немного, и разворачивать для них полноценную инфраструктуру смысла нет. Стоит среди пальм с пяток гостевых домиков, и всего лишь. Ресторанов и баров нет, вместо них две столовые, которые открываются если только за день до визита написать о своем желании мелом на доске около входа.
Но добравшиеся до Кокосовых островов путешественники не в обиде. Они едут сюда не за сервисом, а за уединением. А вот с этим на архипелаге полный порядок. Из 27 островов обитаемы только два, а остальные — это классический бело-розовый песок, пальмы, кокосы и разноцветные попугаи. На любой необитаемый кусочек суши туриста готовы увезти на лодке и забрать, когда он пожелает. Обычно это происходит через два дня. Рай раем, но делать в нем совершенно нечего. Даже дайвинг на мелководье среди пестрых рыбешек надоедает довольно быстро. А больше достопримечательностей на Кокосовых островах нет.
Чем же занимаются его жители? Тем же, чем и при «кокосовых королях». Жмут масло, делают копру и ловят рыбу. Механизации никакой тут нет, хотя на островах достаточно много машин, а на европейской части есть даже общественный транспорт, который возит работников к аэропорту и пристани. Что интересно, у мусульман-малайцев в ходу квадроциклы с навесами из полиэтилена — это их основной вид транспорта. А европейские соседи, живущие через лагуну, передвигаются сплошь на машинах, причем далеко не самых дешевых.
Электроснабжение здесь смешанное (дизеля и солнечные батареи), интернет спутниковый, канализация местная. Что касается воды, то на островах практически нет ее источников, зато природа подарили им влажный сезон продолжительностью почти полгода, в течение которого идут дожди с грозами. Поэтому вода хранится в подземных резервуарах, и ее вполне достаточно для всех нужд.
Всем хороши Кокосовые острова — ленивый пляжный отдых, дайвинг, серфинг, отсутствие людей, лазурное тихое море, кокосы, гамаки. Есть даже дешевая выпивка, и ее полным-полно в здешних магазинчиках. Только одно обстоятельство омрачает впечатление. И имя ему — мусор. Причем, это не бытовые отходы жизнедеятельности, нет. Это океанский мусор, который благодаря неудачному расположению Кокосовых островов круговые течения выносят на его берега. Как свидетельствуют данные, полученные экологами, сейчас пляжи Кокосовых островов покрыты пластиковым мусором, общий вес которого превышает 230 тонн. Большая часть этих объектов — пластиковая упаковка, посуда, пищевая пленка, щетки, бутылки. Одним словом, всё то, чем человек пользуется ежедневно.
Серьезно загрязнены 7 из 27 коралловых островов архипелага, и доступ на них ограничен властями. Впрочем, и остальная суша тоже подвергается мусорным атакам океана, но с ними властям удается справляться. Как? Собирать мусор вручную и отвозить его на те семь «запретных» островов, которые постепенно превращаются в большую океанскую помойку. И это единственное решение проблемы, так как любые способы утилизации мусора требуют как людских, так и денежных ресурсов, а экономика Кокосовых островов едва справляется с тем, чтобы платить зарплаты государственным служащим. С этой бедой могла бы помочь Австралия, все же острова находятся под ее внешним управлением, но «большой брат» не видит в мусоре особой трагедии. В конце концов, тонны пластика жить никому не мешают, а от посторонних глаз они скрыты административными запретами на посещение.
Впрочем, туристы о «мусорной тайне» Кокосовых островов даже не подозревают. Местные гиды охотно их везут на образцовые кусочки суши, где тот самый рай из «Баунти» имеет вполне земное воплощение. А там вечное лето с кокосами, маленькими крабиками, бело-розовым песком и тишиной, которую нарушает лишь ласковый шепот накатывающего на берег прибоя.
К слову, о крабиках. В соседях у Кокосов есть остров с очень зимним названием и с одной интересной особенностью — местными ракообразными, которые на 20 дней в году берут в плен всю территорию и становятся полновластными хозяевами острова Рождества
Источник: http://min-pravda.com/component/k2/item/1089269

--

--

Џелал Алтѵнбеі
0 Followers

Be honest, just say your true name, we need either to fell somewhere or to lay. Your lips do not want to wait, a sweat likes through forehead.