Автопутешествие москаля по Украине

Идея проехаться по топовым местам Украины возникла у меня еще в прошлом году после поездки в Одессу и в Коблево. Последние годы автотуризм стал для меня хорошим хобби, основное направление была Италия. Но для меня, к сожалению живущему сейчас в России, из за бездарной, я бы даже сказал агрессивной, воинственной политики руководства РФ и всех тех, кто это поддерживал, возможности поездок в Европу в страны ЕС сейчас стали значительно сложнее: элементарно для поездок не хватает денег, учитывая курс евро по отношению к обесценивающемуся российскому рублю. Себе дал слово: пока война, развязанная Россией по отношению к некогда братской Украине, не закончится, пока россияне не уберутся с Донбасса и Крыма, всякие поездки по РФ отменяются и никакие Кавказы, Москвы, Питеры, Крымы меня не привлекут. Остается только путешествовать по той стране, которая прекрасна и есть что посмотреть, а если ты поддерживаешь Украину в войне против твоей же страны, то никаких проблем в поездке не возникнет. Так, забегая вперед, произошло со мной: везде доброжелательное отношение, отзывчивость, стремление подсказать, посоветовать. Словом, украинцы, в отличие от россиян, — более открыты и общительны и это несмотря на войну на Донбассе.

Было прочитано немало отчетов на этом сайте, ранее посетивших эти места. За что большое спасибо авторам при составлении маршрута. Естественно, за 2–3 месяца были забронированы базы отдыха и гостиницы с гостевыми домами. Оставалось только дождаться отпуска, привести в порядок автомобиль, обновить навигацию и в путь.

День 1 и 2. 8–9 июля

Экипаж автомобиля — я, ваш покорный слуга, Андрей. Моя жена Светлана и дочь Катерина.

Выехали из Курска в 20–00. Отъехав на 4 км от дома, вдруг вспомнил, что не взял свой фотоаппарат, который был со мной во всех поездках по Европе. Но возвращаться не стали: у Светы есть планшет, а у меня свой телефон. Как-нибудь перебьемся, так в итоге и оказалось.

Два часа и мы на таможне: пограничный пункт Крупец-Катериновка. Я его всегда проезжаю, когда въезжаю в Украину и еду в Европу. На этот раз прошло не всё так гладко: от нас требовали приглашение на въезд в Украину, хотя у меня с собой была распечатка всех броней. Пришлось немного поволноваться (на будущее придется уже делать приглашение.Правила въезда для граждан РФ в Украину ужесточаются, не за горами и визовый режим, считаю, это правильно, сократит приезд в Украину тех товарищей, которые по-прежнему считают, что ихтамнет.путиннашпрезидент и майдауны сами виноваты). Я бы таких просто не пускал в Украину, а пускал бы только тех, кто лоялен по отношению к украинскому государству, любит Украину и желает ей процветания. Простите меня за эмоции, но я очень переживаю и слежу за всеми событиями в Украине, причем только из СМИ Украины, свои я, начиная с Майдана, перестал смотреть: всё равно там одна ложь и манипуляции, подчас доведенные до абсурда.

Немного отвлекся. Наконец штампы о въезде стоят, едем дальше. Раньше в своих отчетах я обращал внимание на состояние дорог в Украине. Первый пример изменения — дорога от границы до Глухова: не в идеальном состоянии, но по сравнению с 14-м годом получше, а в самом городе — новый асфальт (сказывается руководство нового мэра Терещенко — потомка знаменитых украинских сахарозаводчиков), особенно убивало раньше кольцо, но в феврале во время последней поездки в Киев на футбол Динамо с Манчестер Сити, я обратил внимание, что кольцо наконец-то заасфальтировано и обрадовался. Забегая вперед, проехав по Украине 4 тыс км сделал вывод, что качество дорог улучшается, ремонтные работы ведутся, значит меняется в лучшую сторону автомобильное сообщение и соотвественно возможность автотуризма не только среди украинцев, но и для иностранных туристов. Ведь Украина с точки зрения туризма очень привлекательна.

Санатории Трускавца

Ночевку где-то на 3 часа сделали в Батурине. Место там примечательное для ночлега в пути: вокруг стояло несколько машин: не только дальнобойщики, но и легковые, и бусики. Светает рано, попил кавы и в путь. К Киеву подъехали в полвосьмого, созвонился со своим киевским товарищем, подъехали к нему в офис. Там оставил машину. Подъехали позавтракали в кафе в Новусе, а по пути Юрий показал нам российское посольство. Оно было похоже больше на тюрьму: на окнах решетки, стены грязные, мрачные. За что боролись, то и получили — русские”братья”.

Прощаемся с Юрием и держим курс на Умань. Впереди нас ждала Софиевка. Мы подъехали к этому уникальному парку-дендрарию со стороны института растиениеводства. Там есть небольшая стоянка, оплачиваем охраннику 25 грн и идем ко входу. По пути Уманский Национальный Университит Садоводства

Подходим ко входу. Покупаем входные билеты (взрослый 30 грн, детский 20) и окунаемся в эту сказку. Попав в музей живой природы под названием “Софиевка”, вы сразу убеждаетесь: здесь все напоминает сказку. И это действительно так, ведь в основу композиционного решения центральной части парка положены сюжеты из мифологии Древней Греции и Рима, а некоторые места напоминают жилище греческих богов, героев, писателей и философов.

Софиевский парк основан в 1796 году Станиславом Потоцким — польским магнатом и владельцем города Умани в тот период. Почему Софиевский? Парк был назван в честь жены Станислава — Софии Витт-Потоцкой, которой тот и подарил Софиевку в мае 1802 года на именины. И если кто-то желает посмотреть достопримечательности Украины, то парк в Умани — одно из самых интересных и красивых мест, где можно приятно отдохнуть семьей и с ребенком и получить массу хороших впечатлений.

Автором топографического и архитектурного проекта и руководителем строительства парка был назначен польский военный инженер Людвиг Метцель, а все работы в парке исполнили непосредственно крепостные Умани.

Парк был создан в почти безлесной местности, разделённой речкой Каменкой, балками и каньонами, которые врезались в гранит, часто выходивший на поверхность. При создании парка умело использован рельеф, но без заранее намеченного плана. В процессе завершения работ на отдельных участках были высажены местные и экзотические древесно-кустарниковые растения, тогда же были построены первые архитектурные сооружения и созданы украшения в виде скульптуры, преимущественно античной. Миротель(MIROTEL Resort & Spa) Трускавец скидка 10%

Можно много рассказывать об этом замечательном дендропарке,можно там целый день бродить,тем более много тени и даже в зной там приятно. Но лучше показать всё это на фото.

Закончился наш осмотр этог уникального парка.Мы впервые побывали там и скажу,что это место куда снова хочется возвращаться. Надеюсь.что возвращение не за горами.А наш дальнейший путь лежал в Одессу,где нам предстояло провести 3 дня. Снова дорога,снова ковер из подсолнечника и голубое небо так напоминающее прапор Украины. Очень символично.Приехали под вечер и разместились в гостевом доме Виллари. Забегая вперед, отмечу, что очень хорошее место для отдыха в Одессе. И по цене приемлемо.

10–12 июля. Одесса

В Одессе — в этом замечательном украинском курортном городе — мы второй раз. В прошлом году отдыхали в Коблево и пару раз съездили до Одессы.То знакомство было предварительное именно с основными достопримечательностями города. Сделаю небольшую фотоподборку. Санаторий Весна Трускавец

А в это наше посещение Одессы мы в первую очередь сосредоточились на культурном досуге:дельфинарий Немо.музей контрабанды,историко-краеведческий музей Одессы. Хотели посетить архитектурный музей, но был понедельник и выходной. В воскресенье 10 июля на автомобиле поехали в район пляжа Ланжерон. Нашли место на бесплатной стоянке чуть вышедельфинария Немо. Женская часть моей команды купила билеты по 250 грн. До этого при входе в дельфинарий можно было наблюдать в окно плавающих дельфинов.

Народу явно больше, чем в Крыму. Следующей точкой на моем навигаторе был еще одно знаменитое культовое место для одесситов и гостей города — Аркадия.

Одесса. АркадияОдесса. Аркадия

Там заканчивался Морской фестиваль, немного послушали моряков Черноморского флота. Приятно, что они пели песни на украинском языке. Санатории Трускавца

Мы еще немного прогулялись по Тропе Здоровья. Народу было много, чувствовалась атмосфера праздника, атмосфера мирного города. А ведь кое-кому не нравилась мирная украинская Одесса. Слава богу, что планам этим не суждено было сбыться. Благодаря украинским патриотам, простым жителям Одессы, их город не стал Луганском или Донецком, как бы ни хотелось это России.

На следующий день с утра пошли на море на пляж Малибу. Народу, несмотря на понедельник, было много.

Одесса.Лузановка. Пляж Малибу

Во второй половине дня автомобилем уже пользоваться не стали и поехали в центр города, чтобы посетить Историко-краеведческий музей и Музей контрабанды. В краеведческом фото не разрешали. Мне больше всего понравились те экспозиции,которые не напоминали Одессу русскую и Одессу советскую. В частности, стенд, посвященный первой Мировой войне и Созданию УНР Симона Петлюры. Интересен зал, посвященный Голодомору в Одесской обл. И конечно в зале, посвященном Второй Мировой войне, есть немалый уголок, посвященный АТО. Портреты погибших военных жителей Одессы и области, а также эспозиции с вещами и атрибутами солдат, украинская символика, рисунки и подарки детей для воинов, воюющих на Донбассе, защищающих мирную жизнь внутри страны и будущее детей. Вот здесь я попросил, чтобы мне разрешили сфотографировать. Для себя и моей сестры, которой также небезразлична судьба Украины и победа в в этой гибридной войне с Россией.

Потом был музей Контрабанды, расположенный в полуподвальном помещении на Екатеринской ул. Вместе с экскурсией он стоил нам 130 грн. Но посмотреть там было что. История контрабанды, начиная от создания Порто-Франко и одесских катакомб и заканчивая современным изыскам контрабандистов. Оружие, наркотики, алкоголь, ювелирные изделия и сигареты — основные товары для современных контрабандистов.

Одесса. Музей контрабандыОдесса. Музей контрабанды

Одесса. Музей контрабандыОдесса. Музей контрабанды Санаторий Весна Трускавец

Темнело,на Дерибассовской как обычно толпы народу и играющие музыканты.

Одесса. Дерибассовская улОдесса. Дерибассовская ул

Закончился очередной и последний день нашего пребывания в Одессе. Завтра нам предстояло расстаться с гостеприимным Виллари и переехать в село Морское Николаевской области.

12–16 июля село Морское Николаевской обл

В Морском отдыхали, купались, загорали.В общем никуда не ездили и наслаждались отдыхом на берегу моря в готеле Сан-Марино. Пляж у них собственный, закрытый, поэтому не стоит удивляться небольшим количеством народа на пляже и в море.

Отдых на море. Морское.Отдых на море. Морское.

Отдых на море. Морское.

отдых в Морскомотдых в Морском

16–21 июля

С утра еще есть время искупаться, сдать комнату и благодаря статусу genius путешественника (выезд в 12–00) даже пообедать, погрузив вещи в машину. Жара, едем через Южный, Порт, Одессу, заезжаем на легендарный Привоз, покупаем еду и фрукты. Покидаем Одессу. Может и сожалением, не факт, что на следующий год приедем туда, всё-таки хотелось съездить в ЕС. Дорога запружена, едем через Затоку, машин много, да еще и 2 железнодорожных переезда закрытых. Пришлось пару раз постоять по 10 мин в пробке. Наконец, к вечеру доезжаем до места нашего следующего базирования: базу “Бальзаминат” в местечке Курортном.

отдых в Курортномотдых в Курортном

Отдых в КурортномОтдых в Курортном

Во время отдыха в Курортном мы совершили две поездки на автомобиле для ознакомления с местными знаменитыми достопримечательностями: в Белгород-Днестровский и в украинскую Венецию — Вилково.

Главная достопримечательность Белгорода-Днестровского — это, безусловно, Аккерман. Нынешний Белгород-Днестровский построен на месте античного греческого полиса Тира (VI в. до н.э.), раскопки которого ведутся в настоящее время.

Белгород-Днестровский.древний город Тира.Белгород-Днестровский.древний город Тира.

Племена уличей и тиверцев создали на его месте экономический, политический и торговый центр Белгород, вошедший в состав Галицко-Волнынского княжества. Находился под властью Молдавии как Четатя-Албе и Турции как Аккерман. По Бухарестскому мирному договору 1812 г. отошел во владение России. С 1918 г. город находился под властью Румынии. С 1954 г. — в составе Одесской области.

Мы подходим к крепости, покупаем билет и входим через Главные (Килийские ворота).

Аккерманская крепостьАккерманская крепость.Килийские ворота

Внутренний двор крепости предстает перед нами таким :

Аккерманская крепостьАккерманская крепость.Минарет

Естественно, здесь, как и на многих подобных достопримечательностях, есть чем поразвлекаться: это и монетный двор и тир, и стенд для стрельбы из лука.

Аккерманская крепостьАккерманская крепость

во дворе много чего интересного: катапульты, пушки.

На территории крепости находятся аж 2 Музея пыток. Во время своих путешествий по Западной Европе я не раз видел рекламу подобных музеев, но посетить до сих пор не удавалось. Теперь я восполнил свой пробел. В общем, орудия пыток жуткие, но сказать, что они напугали, не могу. Всё это были модели, сотворенные местными кузнецами и столярами.

Выходим из этой жуткой комнаты, расположенной в обыкновенном сарае, и продолжаем наше знакомство с Аккерманской крепостью. Крепость расположена на высоком скалистом плато правого берега Днестровского лимана.

Аккерманская крепость(фото из интернета)Аккерманская крепость(фото из интернета)

Аккерманская крепостьАккерманская крепость

В плане имеет вид неправильного многоугольника, площадью около 9 га. Укрепление окружено глубоким рвом, шириной до 14 м. Между крепостной стеной и внутренней стеной рва находится мощеная колотыми плитами фоссебрея — дополнительный пониженный крепостной вал, обычно прикрывающий дозорный путь. Ее ширина не превышает 10 м.Сама крепость снабжена внешними защитными сооружениями (башни, куртины, входные ворота), необходимыми для остановки вражеских войск, и внутренними — для организации эффективного сопротивления. Внутренними стенами крепостное пространство разделено на дворы: Гражданский двор и Гарнизонный двор.

Юго-восточный угол крепости обороняла восьмиугольная четырехъярусная Башня Овидия или Девичья башня. Сообщение между ярусами башни осуществлялось при помощи каменных лестниц, а на втором этаже находился узкий выход на боевой ход стен.

Аккерманская крепость.Башня ОвидияАккерманская крепость.Башня Овидия

Следующая башня перед нами — башня Пушкина — имеет форму четырехугольной призмы с прямоугольным основанием, возведена на пересечении стен Гражданского и Портового дворов. Названа башня в честь великого русского поэта, который посещал эту крепость, после чего написал стихотворение”К Овидию”.

Аккерманская крепость.Башня Пушкина.Аккерманская крепость.Башня Пушкина.

вообще-то ходить по стенам крепости небезопасно, о чем предупреждают надписи. Но туристы и любители полазить и испытать острые ощущения всё равно игнорируют этот запрет.

Аккерманская крепостьАккерманская крепость

В свое время на территории первого двора находились культовые сооружения.

Проходим эту арку и рядом с ней Гаремную башню и перед нами открывается самый мощный участок обороны крепости — Цитадель.

Аккерманская крепость.ЦитадельАккерманская крепость.Цитадель

Площадь замка небольшая, около 0,1 га, длина его стен колеблется от 18 до 22 м, а ширина от 3,5 до 5,5 м. Цитадель имеет вид неправильного квадрата с 4-мя круглыми выступающими угловыми башнями. Внутренний двор был вымощен каменными плитами и окаймлен водостоками. Замок имел несколько ярусов, на которые вели лестницы. В юго-восточной башне Комендантской находилась охрана коменданта крепости. Северо-Восточная башня замка (Эвакуационная) предназначена для обороны и размещения гарнизона.

Аккерманская крепость.Эвакуационная башняАккерманская крепость.Комендантская башня

Со стороны Днестровского лимана можно увидеть остатки Северо-западной башни (башни Сокровищницы), по преданиям, именно здесь хранилась казна города.

Аккерманская крепость.Башня СокровищницыАккерманская крепость.Башня Сокровищницы

Аккерманская крепостьАккерманская крепость

Имеющая мощный фундамент Юго-Западная башня (Башня-темница) достигала 13.5 м высоты.

Мы тоже с Катей решили последовать дурному примеру желающих полазить по стенам крепости, но, конечно невысоко и там, где не было опасно.

Общий вид массивных стен крепости:

Аккерманская крепостьАккерманская крепость

На территории крепости продолжаются археологические раскопки:

Между куртинами стены Гражданского и Гарнизонного дворов находится четырехярусная Сторожевая башня — на её первом ярусе находился пороховой склад. Эта башня предназначалась и для ведения обороны, и для ведения наблюдения, на её открытой площадке последненго яруса находились караульные и подавали сигналы в случае опасности.

Аккерманская крепость.Сторожевая башня

Мы заканчиваемнаш осмотр фортеццы и снова возвращаемся к минарету, который остался от мечети.

Аккерманская крепость.Остатки мечетиАккерманская крепость.Остатки мечети

аккерманская крепость.

Безусловно, фортецця — главная достопримечательность Белгород-Днестровского, но в этом городе есть еще что посмотреть. Благо важные места расположены неподалеку друг от друга в центре. Заранее выписал адреса, составил список и по очереди вбивал в навигатор. Так и объехал и запечатлел основные достопримечательности города.

Греческая церковь. Предположительно храм был построен в конце ХIV-ХV в.в. в те времена, когда город был резиденцией византийского экзарха в Молдавском княжестве.

Белгород-Днестровский.Греческая церковь

Следующей у нас должна быть Армянская церковь, но подъехав к ней, я подошел поближе. Она была на реставрации, вышли 2 злых мужика и прогнали меня, запретив фотографировать. Да мне она и не приглянулась. Так что не велика потеря.

Главный православный собор города — Свято-Вознесенский собор — построен с 1815–1820 гг.

Белгород-Днестровский.Свято-Вознесенский соборБелгород-Днестровский.Свято-Вознесенский собор

А вот еще одна симпатичная церковь: Свято-Георгиевская или болгарская.

Белгород-Днестровский.Болгарская церковьБелгород-Днестровский.Болгарская церковь

Поездив еще немного по городу мы нашли 2 интересных исторических здания:

Белгород-Днестровский.Здание бывшей Земской управыБелгород-Днестровский.Здание бывшей Земской управы

В этом здании раньше размещалась мужская гимназия, а теперь Педагогический колледж.

Белгород-Днестровский.Мужская гимназияБелгород-Днестровский.Мужская гимназия

Наконец уже на выезде из центра города мы увидели Свято-Николаевскую церковь, сооруженную в 1879 г.

Белгород-Днестровский.Свято-Николаевская церковь.

На обратном пути посетили Шабо. Ограничились посещением магазина. Приятно удивили цены на вина и другой алкоголь.Так закончилась наша первая поездка из Курортного. А впереди нас ждала еще одна интересная поездка.

Всякое упоминание об уникальном украинском городке Вилково, расположенном в устье великого Дуная, обычно не обходилось без упоминания о плохой дороге на пути к этому месту. Наслышан был об этом и я, а также о плохом состоянии автодороги Одесса-Рени. Но нам-то надо было ехать из Курортного, поэтому заранее просмотрели маршрут с помощью карт Гугл, а потом уже и с помощью сайта navizor.com. Сайт неплохой, но состояние дорог меняется, а данные о состоянии дорог по Одесской обл датированы были 2015 г и сразу скажу, оптимизма не прибавляли. Но всё таки решил рискнуть. Среднюю скорость рассчитал мне Гугл 40 км и дал 3 часа на поездку до места назначения.

Итак, от Курортного до Николаевки 6 км сносная вполне приличная дорога, а вот дальше дорога становится хуже,частые ямы и отсуствие асфальта. В некоторых местах местные в основном на Жигулях едут параллельно дороге по проселку. Ближе к Татарбунарам дорога улучшается, в самих Татрбунарах нормально, свежий асфальт. Дальше км 2 от города еще встречаются ямы, а дальше до поворота на Вилково в селе Спасское — отличная дорога, это уже участок реконструируемой автодороги Одесса-Рени.

Но нам надо поворачивать и тут как раз начинается тот самый ад, о котором писали. Очень часто встречаются ямы, причем глубокие, скорость надо замедлять, переключать передачи. Иной раз метров по 200–500 бывает нормально, а потом опять ямы, отсуствие полотна. Кажется, что такая дорога будет до самого Вилково. Но нет, чуть дальше от села Приморского Килийского р-на до самого Вилкова начинается хороший асфальт.

И вот мы приезжаем в Вилково. При въезде в городок на каждом шагу реклама различных турфирм, предлагающих свои услуги в экскурсиях по воде. Завидя машину с российскими номерами, один из молодых парней поднял руку, я затормозил, открыл окно, он предложил экскурсию, по цене недорого. Мы согласились. Парень оказался 11 классником местной школы.

Небольшое отступление. Регион этот в плане сепаратизма и приверженности в русскому миру довольно сложен. Я был об этом наслышан. Здесь живут много русских, болгары, гагаузы. Парень этот оказался противником евроинтеграции. Вроде молодой, но в голове вата. Спорить я с ним не стал, выслушал его доводы. Не понравилось, что он судит по себе и своим знакомым: молодежь против ЕС, за Россию. Грустно. Вполне возможно, сказывается влияние родителей, отсуствие достатка в семье. Хотя свою долю от экскурсионного бизнеса, он, естественно, получает. Прежде чем подъехать к стоянке, где можно было оставить машину, мы посмотрели некоторые достпримечательности Вилково.

Старообрядческий храм рождества пресвятой Богородицы величественно возвышается на перекрестке улиц города Вилково. Храм стоял и стоит в самом центре города. Ему была уготована драматическая судьба, с его существованием связана поучительная история. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы строилась не сразу и не на том месте, где она возвышается сейчас. По рассказам старожилов, которые слышали это от своих дедов-прадедов, старообрядческая часовня, как и турецкая мечеть, существовали в поселении Вилково с конца XVIII века. Место, где стояла первая православная церквушка, утеряно. Около 1790 года в одном из переулков центральной части посада замостили сагу и построили деревянную часовню во имя Покрова Пресвятой Богородицы. К этому времени в Вилково уже существовала православная Покровская церковь, в которой молились запорожцы. Тем не менее, это же именование избрали для своей часовни и староверы. Известно, что часовня горела и восстанавливалась несколько раз. Наконец, сход приверженцев староверчества постановил строить новую капитальную церковь. Для возведения такого строения были нужны время и средства, поэтому, открыли временный молельный дом. Старожилы утверждают, что новая церковь была закончена в 1854–1855 годах.

Вилково.Старообрядческий храм Рождества Богородицы

Свято-Николаевская церковь в Вилково единственная православная церковь в городе. Церковь стоит рядом с автовокзалом, и она самая большая в городе многокупольная, симпатичная, построенная в переплетении стилей барокко и модерна. Строили ее очень долго и муторно. Заложили камень еще в самом начале 19 века, потом постепенно начали возводить, затем она у них разрушилась. Стали строить из камня и возвели только уже в 20 веке, а в 1902 году освятили. Молились в церкви в основном казаки, ну а сейчас это продолжают делать все православные, которые живут в Вилково.

Очень простое по архитектуре здание Дома рыбака находится в самом центре Вилково. Рядом установлен памятник рыбаку, перенесенный сюда с территории рыбзавода. В помещении Дома рыбака расположен авторский историко-краеведческий музей г. Вилково, созданный художником А. Шароновым в 2002 г. В основу экспозиции легли 54 живописных полотна художника.

Вилково.Дом рыбакаВилково.Дом рыбака

Памятник легендарному основателю села Липованское, от которого берёт начало современный город. Его основали в XVIII в. православные старообрядцы-липованы, скрывавшиеся от гонений реформированной русской православной церкви. Считается, что традиции мореплавания в Вилково были заложены селившимися здесь же беглыми запорожскими казаками. Памятник установлен у причала, отсюда обычно отправляются экскурсии по вилковским каналам-ерикам и в дунайские плавни.
Вилково.Памятник липовануВилково.Причал

Вилково.ПричалВилково.Причал

Наш провожатый ведет нас по улице вдоль канала.вокруг лодки.подходим к одной из них.там нас уже ожидает Геннадий-наш штурман и экскурсовод.Должна подойти еще одна пара. наконец все в сборе и мы впятером отплываем.Самое время рассказать про Вилково,почему она зовется Украинской Венецией.

Украинская Венеция расположилась на территории Килийского района Одесской области. Это — Вилково в устье Дуная, и лодок здесь значительно больше, чем автомобилей. Дунай, который прошел более чем две с половиной тысячи километров, наконец сливается здесь с Черным морем, разливаясь на три рукава — наподобие вилки. Вот вам и происхождение названия города, который вырос на самой молодой части суши Европы. Хотя какая там суша? Вилково — город на воде, здесь всего четыре сухопутных улицы. На них расположены все административные дома, школа и две церкви липован-старообрядцев. Так как формирование берега здесь не прекращается уже который век (Дунай несет и несет в дельту тонны ила), местные жители решили, что надежнее будет иметь под ногами не землю, а воду.

Ежедневно они подправляют-укрепляют берега возле своих домов, у каждого из которых есть собственный причал. Каналы, которые вилковчане называют ериками, служат вместо улиц. Роль тротуаров играют кладки — узкие деревянные настилы вдоль каналов. Вдоль каналов курсируют и такси: лодки с шашечками. Дома тоже строят хитро: на своеобразных «подушках» из раковин. А огороды как же? Есть и огороды с прекрасной плодородной землей, которая приносит щедрый урожай винограда и клубники. На островах в дельте Дуная.

Вилково.Вилково.

История Вилкова связана с реформами Петра І. Люди, которые не восприняли новое церковное учение, убегали из Российской империи сюда, в турецкие владения. Правительство Порты охотно поддерживало староверов и даже освобождало их от налогов. Позже к липованам присоединились еще и казаки, которые не смирились с роспуском Сечи Екатериной ІІ.

Первые впечатления. Поплыли мы по широкому Белгородскому каналу. От канала уходили маленькие канальчики-ерики, но, как сказал Геннадий, многие из них обмелели, поэтому цельного впечатления мы не получили. Канал широкий, потом проплыли еще пару широких каналов. Помимо нас были еще лодки с экскурсантами, но сказать, что движение напряженное, не могу.

Наконец выплываем из канала. Перед нами величавый Дунай. Я был в Будапеште, Братиславе и Вене. Вот уж не думал, что мне придется проплыть по Дунаю в Украине, совсем недалеко от его устья.

Вилково. Плывем по ДунаюВилково. Плывем по Дунаю

Поблизости Вилкова, на островах, расположен Украинский Дунайский биосферный заповедник международного значения, где можно встретить большое количество редких животных и птиц: розовых и белых пеликанов, серых цапель, бакланов, диких уток. Ведь дельта Дуная — уникальная экосистема. Только рыбы тут водится 93 вида.

Вилково.Пеликаны в небеВилково.

На берегу несколько гостевых домов и туристических баз.привлекают туристов сюда конечно возможность отдыха на воде,ловля рыбы и возможность окунуться в быт староверов. Геннадий нам много рассказал про их быт. Существуют стереотипы, что староверы-липованы, оторванные от цивилизации люди, в основном не имеющие в своих домах электричества, телевизора, мобильных телефонов, компьютеров. По большей части это так, еще они посещают церковь для моления, иные по 2 раза в день, пользуясь своими лодками.

Вилково.Вилково.

Но некоторые из них еще и принимают к себе на несколько дней туристов. Те привозят с собой генератор — и тогда все блага цивилизации присутствуют в доме. Естественно, все они на этих плодородных землях имеют свои участки, на которых растут сады и выращивается виноград. Здесь прорастает особый элитный сорт винограда — новак — из которого получается терпкое вино. Его они еще и продают. В конце экскурсии мы были приглашены во двор для дегустации местного вина. После него чаще всего туристы покупают баклажки с вином. Купили и мы за 40 грн за литр.

За троих за поездку на лодке вместе с Геннадием, который много и интересно нам рассказывал в течение всей экскурсии, длящейся 2 часа, мы отдали 300 грн. На нулевой километр — место,где Заканчивается Дунай и начинается Черное море, — мы не поехали. Геннадий пояснил нам, что чаще всего не возит туристов на нулевой км, это простой развод на деньги, ведь необходимо проплыть еще 18 км и заплатить немалые деньги — 900 грн.

В целом экскурсия понравилась, особенно то, что это не было просто поездка по каналам в течение часа. Мы всё-таки проплыли порядочно и по длительности 2 часа — самое оптимальное время для знакомства с островами, каналами и устьем Дуная. Может, мы, ввиду того, что не проплыли по узким ерикам, заменяющим жителям Вилково улицы, мы не получили представления о городе на воде в том понимании, как его называют Украинской Венецией. Это всё-таки штамп. Венеция другая, там много дворцов, церквей, там бурное движение по каналам и там плавают гондолы и вапоретто. Единственно, что объединяет Вилково с Венецией — это вода, город на воде. Ну может это моё субъективное мнение.

Обратно возвращались немного другой дорогой — через Приморское. Там множество баз, пансионатов, кипит пляжная жизнь. Кстати, Геннадий сказал, что для них лучшее время — когда чуть портится погода. Вода в море становится холодней и тогда туристы устремляются в Вилково, чтобы познакомиться с этим уникальным городом на воде. Дорога в районе баз была хорошая, скорость проезда там ограничена 20 км/ч. А вот дальше мы поехали по узкой косе, справа болото и море, а слева озеро Сасик (Кундук). Рискнул я проехать по грунтовой дороге, дорога была накатанная, а потом я увидел, что слева идет дамба, отделяющая сушу от озера. Дамба была бетонная, под небольшим наклоном. Я поехал по ней и так проехал где-то с 10 км. Навстречу нам так никто и не попался, только в районе Катранской косы, когда подъехали к шлюзу-водосборнику озера Сасык, попалась первая машина. Далее опять плохая, временами ужасная дорога до Трапивки, потом получше и в р-не Заречного, мы снова выскочили на трассу, ведущую к Желтому Яру-Тузлы-Николаевку-Курортное.

Общий пробег составил в этот день 250 км.

Следующий день, а это был последний день нашего пребывания на море, мы полностью посвятили морским процедурам и отдыху на морском пляжу. А рано утром выехали из Курортного и взяли курс на Белгород-Днестровский и пограничный пункт пропуска с Молдовой — Староказачье.