7 грехов программиста: Гнев

Illya Klymov
7 min readAug 4, 2016

--

Продолжаем изучать мозаики из Нотр-Дам-де-Фурвьер

Предыдущая статья:

Сегодня я хочу поговорить о гневе. Гнев — самый простой из грехов программиста и самый человеческий. Что я имею ввиду? Мы 8 (кого мы обманываем, какие 8) часов в день проводим за компьютером. Фактически “общаемся” с ним. Это общение не имеет почти ничего общего с общением между реальными людьми. Еще в манифесте хакера писали:

Он делает все, что я хочу. Если он ошибается, то только потому, что я заставил его. Но не потому, что я ему не нравлюсь,или представляю угрозу для него,или он считает меня хитрой задницей,или не любит учить элементарным вещам.

Как следствие — я знаю единицы программистов, которые испытывают злость к своему компьютеру. Зато люди нас часто раздражают. Эти жалкие простые смертные делают то, что наши любимые компьютеры не делают никогда:

  • дают обещания и не выполняют их;
  • делают вещи, о которых они знают, что это “плохо кончится”, но все равно делают их;
  • открыто лгут в лицо;
  • ставят свои интересы превыше моих (эгоист — это человек, который любит себя больше чем меня)
  • могут повести себя в одной и той же ситуации совершенно по-разному.

Моя знакомая психолог утверждает, что почти у каждого миддла и выше можно заметить проявление повышенной раздраженности и нетерпимости к людям. Фактически, поскольку компилятор-интерпретатор не прощает нам наши ошибки, мы точно так же учимся не прощать их окружающим.

К сожалению, окружающим глубоко до лампочки что мы им там не прощаем. Знаете, какая фраза раздражает больше всего меня?

А что тут такого?

Черт побери, я тебе только что изложил последствия принятого решения, убедился что ты их понимаешь. Пикач….Голос разума, я к тебе взываю. Но нет, “вам ответит первый освободившийся голос разума”.

Фух. Отпустило. Я всех люблю, все котики, давайте двигаться к реальным сценариям из жизни IT и что с этим делать

Ты начальник, я дурак

Классический пример гнева в IT. Добавьте бонусные очки к вашей ярости, если:

  • ваш начальник не является программистом и предъявляет претензии по вопросам, в которых не разбирается (+50 ярости)
  • вы всю ночь долбались над решением проблемы, героически ее решили, но вас вместо этого “кошмарят” либо за “почему так долго”, либо за невыполненные другие мелочи (+40 ярости)
  • вы получаете “на орехи”, за проблему, о которой вы предупреждали (+50 ярости), возможно письменно (+20 ярости), возможно неоднократно (+30 ярости)
  • ваш начальник сам вызвал проблему, и теперь ваша задача ее решать (+100 ярости)

Прежде всего, вспомни молитву о спокойствии:

God, grant me the serenity to accept the things I cannot change,
The courage to change the things I can,
And wisdom to know the difference.

Есть вещи, с которыми вы вроде бы ничего не можете сделать. Первое с чем стоит смириться — с тем начальником, что есть у Вас. Возможно, ваша гордыня мешает реально разглядеть его таланты, возможно — он не осознает свои недостатки из-за эффекта Даннинга-Крюгера. А возможно ему просто плевать. Гнев провоцирует конфликт в команде, а конфликты бесполезны.

Тем не менее, лекарство от этой беды есть. Достаточно простое и эффективное, срабатывавшее в моей жизни бесчисленное число раз и упомянутое прям в Википедии:

После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.

Добро пожаловать в менторы для своего начальника! Даже если ни один из вас не признает этого — именно систематическое, регулярное объяснение причин, предпосылок и последствий поможет вашему начальнику прислушиваться к вашим словам. Большинство из нас работает в бизнесе, и с большой вероятностью ваш начальник — неглупый человек, т.к. ставить кого-то куда-то “по-блату” — слишком большие и неприятные финансовые риски.

Конечно же ваш начальник не такой. Он туп, необучаем и упёрт. Но прежде чем убедиться в этом — попробуйте ещё раз. Пожалуйста.

Я начальник, ты дурак

Поздравляю, теперь вы начальник. Теперь вы в глазах подчиненных тупы, необучаемы и упёрты. В рамках взаимности ваши подчиненные:

  • систематически “факапят” дедлайны, объясняя это проблемами;
  • ходят по одним и тем же граблям, отказываясь учиться на своих ошибках;
  • не любят давать оценки задач, чтобы потом не отвечать за них (отказываются брать ответственность)

Список можно продолжать. Любой программист, в чьем подчинении оказались люди может расширять и расширять его — фундаментальная ошибка атрибуции как она есть.

Так вот, запомните. Вам, как руководящей позиции, никогда, никогда, НИКОГДА не позволено проявлять свой гнев. Как человек, окончивший школу с этическим уклоном, я тактично умолчу куда следует вам его засунуть. Проявление гнева — это проявление слабости. Как только вы его показываете — вы даете мощный рычаг по манипулированию Вами. Более того, давайте рассмотрим возможные варианты развития конфликта:

  • ваш подчиненный сам вполне себе конфликтный человек. Результат — скандал, перья во все стороны, и, как следствие — снижение трудоспособности подчиненного;
  • ваш подчиненный — неконфликтный, “нормальный” человек. Результат — испорченное не только настроение у подчиненного, но и его отношение к вам, и, как следствие — снижение трудоспособности;
  • ваш подчиненный — человек неуверенный в себе и ранимый. Результат — слёзы и… вы знаете что делать с плачущей подчиненной? а если это парень?

Из этого правила есть одно исключение — есть такая категория людей, которая в принципе все претензии высказывает только в процессе конфликта. Поругались — помирились — работаем. Не путайте, это никакого отношения к гневу не имеет, но пока вы достаточно не познакомились с людьми — старайтесь не применять этот вариант, если ошибетесь — будет очень и очень сложно.

Я дурак и ты дурак

Гнев на коллег, с которыми вы находитесь на одном уровне иерархической лестницы может быть вызван разными причинами. Но, как показывает мой опыт, самая частая причина — бытовая. Совместное сосуществование на одной территории неизбежно вызывает раздражение, которое перерастает в гнев. Кто-то громко смеется, кто-то любит отвлекать от работы чтением боянистых цитат с “баша”, кто-то регулярно забывает мыть свою чашку, а кто-то помыл чужую. Здесь можно перечислить миллиарды причин, и каждая из них будет уникальна, неповторима и оправдана.

Так вот, господа, общайтесь!. Если Вас что-то не устраивает — не терпите это молча (это глупо) и не обсуждайте за спинами на кухне (это неэтично). Наберитесь смелости подойти к человеку и сказать ему в лицо, что вас огорчает и не устраивает. Помните, навык нахождения компромиссов — фундаментальный в нашей жизни. Они везде — в отношениях парня и девушки, в выборе места работы, да даже в выборе “сделать быстро — сделать качественно”. Развивайте этот навык и учитесь говорить — слишком много программистов не умеют это делать.

Я повторюсь, эта мысль уже мелькала в предыдущих статьях — но на работе вы прежде всего профессионал. Вы не человек, вы функция (это не означает, что вы не должны относиться к себе и к другим по-человечески, речь лишь о приоритетах). И хороший профессионал способен отодвинуть гнев в сторону, если он мешает достижению результатов для него и для компании, на которую он работает.

Гнев на себя

По просьбе моей знакомой (назовем ее Лерой), вставляю этот раздел. Честно скажу, пишу с чужих слов, потому что я могу злиться на себя, но это “хорошая злость”, которая заставляет меня сцепив зубы двигаться дальше. Так вот, оказывается, некоторые люди умеют именно гневаться на себя, потому что не сдали проект до дедлайна вовремя, не могут поговорить с начальником о повышении зарплаты и т.д. Слово Лере:

Примите себя! Вы не обязаны быть идеальны и вы не обязаны не допускать ошибок. Испытывая гнев, вы лишь усугубляете ситуацию — просто примите ее такой, какая она есть и двигайтесь дальше

Хотите знать мое мнение об этом? Bullshit. Да, мы все допускаем ошибки, но “принять” себя — это кратчайший путь к “я такой, любите меня таким как я есть”. Гнев парализует, а я искренне верю, что каждый из нас должен быть человеком действия. Просто возьмите уже и добейте этот чертов дедлайн, сходите к начальнику и т.д. — когда причиной гнева являетесь вы сами — приложите 150% усилий, чтобы устранить причину гнева, а не последствия.

Что со всем этим делать?

Первый шаг к контролю над гневом — логика. Мы программисты, и с этим не должно быть проблем. Т.е. перед тем, как запустить какую-нибудь эмоциональную реакцию (это не только с гневом работает) — задайте себе вопрос “а чем я собственно руководствуюсь?”. Эти простые слова моментально заставляют мозг работать. Мне сложно представить количество раз, когда это спасало меня от того, чтобы сорваться на подчиненного (да, я горжусь, что за все годы работы ни разу не накричал на сотрудника). Если и это не помогают, воспользуйтесь мантрой, которую я подслушал у одного из своих наставников — наберите полную грудь воздуха, вздохните и произнесите:

“Это всего лишь люди”

Помните, что гнев — это дорога если не с односторонним движением, то уж точно с разным количеством полос “туда” и “обратно”. Дав выход один раз своему гневу, каждый последующий раз будет все проще и проще. Йоды старого слова помните:

Страх доступ открывает к Тёмной стороне. Страх рождает гнев, гнев рождает ненависть, ненависть — залог страданий.

Гнев — это реакция вашего (или по крайней мере моего) организма на утрату контроля над ситуацией. А утратить контроль — страшно, посеять ненависть легко, помириться и забыть — трудно. И ради бога, если для вас характерны вспышки гнева или любого другой нелицеприятной эмоции, прекратите оправдывать себя словами “Да, я такой, я ничего не могу с этим поделать”. Способность развиваться, расти над собой и есть то, что определяет для меня человека разумного.

Будьте разумными и двигайтесь вперед. Let the source be with you.

Следующая статья:

Как всегда, ваши “сердечки” вдохновляют меня писать дальше. Спасибо всем, кто их ставит и делиться статьей с вашими подписчиками — я стараюсь писать регулярно именно для вас.

--

--