7 грехов программиста: Зависть

Illya Klymov
6 min readAug 3, 2016

--

Предыдущая статья:

Огромное спасибо за ваши отклики на предыдущую статью. Я удивлен, что многих она зацепила — и, если на медиуме буквально пара комментариев, отклик в личные сообщения в социальных сетях и на почту я разгребаю до сих пор.

Честно говоря, когда я начинал писать этот цикл — не был уверен, что тема кого-то заинтересует. В конце-концов, никто не любит говорить о своих недостатках, а тем более признавать их. Сам контент уже вызрел в голове — первая статья далась легко, будем надеяться, что и дальше пойдет так же непринужденно. Вообще, поймал себя на мысли, что тешу свою внутреннюю гордыню вашими лайками — именно они стимулируют меня не откладывать “писательство” на завтра, не просто делиться мыслями, а как-то структурировать их, работать над тем, чтобы вам было приятно проводить время за чтением. Еще раз спасибо, что Вы такие замечательные. Мы начинаем.

Зависть. Эти фрески прекрасны

Зависть чёрная и белая

Расставляем точки над i

Давайте начнём с определений. Для меня, зависть — это чувство, которое вы испытываете когда у кого-то есть что-то, чего у вас нет, но очень хочется. Я намеренно не стал копировать определение из Википедии и опустился до уровня второго класса церковно-приходской школы. Конечно же, желаемое “что-то” может быть как материальным (новый автомобиль), так и нематериальным (грация, умение общаться и т.п.). При этом мы вполне можем испытывать зависть к близким к нам людям, и называем ее “белой”. В чем же различие? Основное различие “черной” и “белой” зависти — что вы чувствуете к человеку. Если вы завидуете и от этого испытываете неприязнь — зависть будем считать “черной”, если нет — то белой. Поскольку мы говорим о грехах программиста — здесь и далее, будем предполагать, что речь идет о чёрной зависти

Зависть в найме

Один из самых распространенных видов зависти в IT, который я встречал — на собеседование к человеку, приходит потенциальный сотрудник и вызывает зависть по той или иной причине. Причины могут быть самыми разными, перечислю те, с которыми сталкивался я, слушая разговоры на кухне в аутсорсинговой компании:

  • “ботан”: интервьювер дал задачу, над решением которой бился 2 недели и которую собеседуемый решил за 15 минут;
  • “мымра”: после проведения собеседования девочка долго обсуждала с коллегами, сколько времени надо проводить в спортзале, чтобы иметь такую осиную талию, и что невозможно быть хорошим программистом, если есть время на подобное;
  • “скотина”: потенциальный сотрудник пришел на собеседование, пока ждал начала — познакомился с девушкой-QA, взял у нее телефон и позвал на ужин. По иронии судьбы, его собеседовал мой коллега, который уже 2 месяца всячески добивался благосклонности этой девушки;
  • “спорщик”: потенциальный сотрудник доказал человеку, который его собеседует, что тот не прав. И сделал это более чем один раз за собеседование (ок, ок, это был я, меня тогда не взяли, даже не знаю почему);
  • “призрак прошлого”: потенциальный сотрудник пришел с места работы, где работал интервьювер. На вопрос о своих достижениях он рассказал про то, как за 3 месяца переписал с нуля критически важную для бизнеса систему. Интервьювер оказался автором системы

Конечно, не во всех случаях собеседуемый был прав. Кадрить девочек, прийдя на собеседование — явно не лучшая идея, стоит все-таки разделять рабочее и личное. Но все эти примеры являются отличной иллюстрацией, как зависть становится практически непреодолимой преградой на пути к найму.

Любую статью можно проиллюстрировать Дилбертом

Конечно же эти примеры утрированы. Но именно зависть зачастую становится препятствием к найму реально крутых ребят. Никто не хочет внутренне признавать, что является слабее — да и нанимать кого-то сильнее себя опасно для своей теплой уютной должности.

Как следствие, проигрывают все. И это — отличительная черта почти всех проявлений зависти.

Зависть в коммьюнити

It’s all about sharing. Любое IT-сообщество строится прежде всего на бесплатном обмене знаниями и опытом. Я всегда верил, что гуру, которые тратят время на нас смертных, не должны вызывать ничего, кроме благоговения и желания учиться. Но к сожалению это не так. Огромное количество инициатив от столпов сообщества получают такие тонны негативного фидбека, что людям становится тяжело. Раньше я всегда думал, что это от отсутствия такта и безнаказанности в в интернете. Привычка кидаться фекалиями все еще присутствует где-то глубоко в нашем генетическом коде и периодически пытается выплыть наружу. А потом я “принимал участие” в обсуждении с коллегами образовательной инициативы моего знакомого, и все обсуждение сводилось к перечислению аргументов “почему у меня нет времени это делать”. Это — зависть банальная.

Зачем я включил этот раздел? Потому что я видел огромное количество людей, которые перестали генерировать контент исключительно из-за негатива в свою сторону. Мне проще — 80% времени я уверен в том, что я хорош, а теперь представьте реакцию человека, превозмогшего свою скромность и записавшего видео, допустим по Redux, и получающего комментарии вида “ужасный голос”, критику произношения терминов и т.д. Чаще всего человек просто опять прячется в свою раковину. Вот мое послание этим людям:

Haters gonna hate. Производя контент вы переходите из общества потребления в общество созидания. Не останавливайтесь. Научиться делать качественный контент можно только делая контент.

95% негативного фидбека вы будете получать от 5% коммьюнити. Все остальные будут вести себя как в анекдоте:

Мальчик до 7-ми лет молчал. Ну вообще не слова… Всех докторов, всех профессоров обошли — руками разводят, ничего не понимают…
Однажды, собирается семья за воскресным столом, кушают…
Вдруг мальчик, отчётливо и громко: — Мама, дай, пожалуйста, соль!
Все замерли.Шок.Мама дрожащей рукой подаёт солонку…
- А…а чего ж ты молчал то, раньше то?
- Так раньше претензий не было!

Часть коммьюнити неизбежно будет токсично из-за своей зависти. Просто расставайтесь с такими людьми или (если это что-то открытое) — дистанцируйтесь от них. Эмоциональное выгорание от того, что вы получаете тонны негатива — более чем реальность, и выбираться из него Вам не понравится (поверьте моему опыту). Берегите себя и свой труд.

Зарплатная зависть

Вынесу отдельным пунктом. У нас в профессии принято всячески скрывать свою зарплату и своих коллег. Но шило в мешке не утаишь, рано или поздно кто-то узнает зарплату своих коллег. И тут приходит она.

Зависть зарплатная. Она же “жаба”

Звучит она всегда одинаково. “Вася получает Х денег, а я лучше Васи а получаю Y < X”. Для меня подобные фразы всегда были сигналом для увольнения (или как минимум не продвижения сотрудника). Почему так? Потому что правильный вопрос должен звучать так: “Что мне делать, чтобы зарабатывать больше денег?”. Причин, почему Вася получает больше может быть много — некоторые объективные, некоторые нет. Зарплата — есть ваша договоренность с вашим работодателем о компенсации результатов вашего труда. Причем тут Вася? Если вы считаете, что вы такой хороший сотрудник — вам не составит труда привести аргументы, почему вам должны платить больше. Причем тут Вася? (возможно, Вася нашел аргументы, почему ему должны платить больше).

Существует и другой сценарий развития событий: когда вы молча проглатываете информацию о зарплате Васи. И это начинает есть вас изнутри. Вы начинаете следить за Васей, находить все недочёты в его работе и всячески изводить его. Не надо так. Самое плохое что можно сделать — держать конфликт в себе. Еще раз подчеркну — Вася тут ни при чем.

Мой опыт

Зависть — двоякое чувство. Используйте ее как стимулятор для достижения новых целей, но не позволяйте ей захватывать вас целиком. Для меня “черная зависть” к человеку — признак слабости завистника. Почему? В психологии различают лишь две метастратегии поведения человека — стратегия “бей” и стратегия “беги”. И если зависть не провоцирует развитие — это однозначно стратегия “беги”. В то время как эта стратегия жизненно важна для выживания (применять стратегию “бей”, будучи окруженным пачкой гопников в темной подворотне — очень, очень глупая идея), развитие при применении этой стратегии невозможно.

Для себя я обнаружил очень простой способ борьбы с собственной завистью — я переступаю через свою гордыню и начинаю общаться с этим человеком, для того чтобы выяснить — каким образом он стал таким крутым, что вызывает у меня зависть. Черная зависть неконструктивна — с людьми, вызывающими у меня неприязнь, я стараюсь не общаться, а значит мне приходится любить большинство тех, кто вызывает у меня зависть. А дальше, в процессе общения, решаю для себя — или начинаю делать то же самое, чтоб достичь высот, или понимаю, что отношение “результат — затраченные усилия” того не стоят. Есть куча людей, которые меня завораживают, но вряд ли я научусь всему тому, что они умеют — время ограниченный ресурс и его надо беречь.

Вы же всегда помните, мы — профессионалы. А профессионал должен уметь всегда переступать через личные чувства (а зависть — наверное одно из самых личных чувств) и оставаться профессионалом, чтобы не случилось.

Помогите мне вызвать зависть у моих коллег-писателей по цеху и потешьте мою гордыню — поставьте лайк, если Вам понравилось. И совсем скоро мы поговорим о гневе :)

Следующая статья:

--

--