Разница


В Берлине нет турникетов. Совсем. Ни в автобусах ни в метро. Чтобы добраться из пункта А в пункт Б нужно купить билет и активировать его специальным устройством, которое печатает на нем время/дату/точку активации. И всё. В течении двух часов вы можете входить и выходить в любой общественный транспорт по своему усмотрению.

Многие магазины практикуют установку витрин с ходовыми товарами снаружи, на улице, непосредственно возле входа. Любой может подойти и взять товар с такой витрины, посмотреть и купить, если он ему подойдет.

Ещё Берлин изобилует велосипедистами. Для них специально выделена часть многих тротуаров. Нормальной практикой считается оставить свой велосипед у фонарного столба напротив дома.

Это шокирует.

Ведь всё это возможно только если абсолютное большинство людей являются честными и порядочными. Если хотя-бы 10% из них такими не являлись, то такая система не работала-бы. Общественный транспорт не был бы рентабельным, магазины несли-бы огромные убытки, а велосипед никак нельзя было-бы забрать утром в том-же месте, где ты оставил его вечером.

Всё это невозможно представить себе в Москве/России. Получается, что порядочность не свойственна местным жителям.

Наша система оплаты и контроля общественного транспорта является отражением такого положения дел. Ведь любому понятно: чтобы жители России платили за метро, нам действительно необходимо физически ограничивать возможность входа без билета. И мы всё равно будем перепрыгивать турникет, пролезать снизу и проходить по одному билету вдвоем.

Как же так вышло, что отсутствие обыкновенной порядочности стало у нас нормой?


Не удивительно, что большинство россиян видит для России некий особый путь развития не совпадающий с европейским. Нам нужна такая демократия, при которой считалось-бы нормой присваивать себе всё, что плохо лежит, а взятки с откатами были неким традиционным способом денежной мотивации. По статистике, больше половины из нас вовсе не видит никакой проблемы в коррупции.

Очевидно, люди привыкли к такой системе. Адаптировались. Научились использовать её в своих интересах. Честность просто ставит нас в невыгодное положение по сравнению с теми, кто готов дать взятку. Выходит, что у нас честность — роскошь, которую могут позволить себе лишь немногие.

Для всех остальных сложившееся положение вещей является близким к идеалу. Неработающие законы, отсутствие реальных изменений и власть, которая это поддерживает, вполне соответствуют их интересам.

Увы, ситуация, сложившаяся в экономике, наглядно показывает, что никакого такого особого пути не существует. Беззаконие никак не совместимо со здоровым, цивилизованным и развивающимся обществом.

Наша непорядочность это фатальный изъян. И Россия обречена на деградацию до тех пор, пока она не осознает этого.


Русский — значит честный. Сейчас такой лозунг звучит нелепо и смешно. Но если лет через 10 лет он обретет подобающее достоинство и благородство, то я буду гордиться своей родиной.

Мне не важно какого цвета кожи и разреза глаз человек. Если он честен и порядочен, я готов пожать ему руку.