К подножию Эвереста. День 2: Monjo → Namche Bazar + Khumjung

Проснувшись измеряю пульс и температуру. Пульс чуть выше ста ударов в минуту. Это плохой знак, признак горной болезни. Но чувствую себя в целом хорошо, готовимся двигаться дальше.

Кажется, в первый день у меня сгорели на солнце уши и шея. Надеваю баф и перчатки, прячу от солнца все что можно.

На выходе из Монжо переходим границу национального парка Сагарматха, здесь же пропускной пункт. Для входа в национальный парк нужно оплатить пропуск (entrance permit). Пермит стоит 3000 рупий + местный НДС 13%, итого 3390 рупий. Небольшую бумагу пермита прикрепляют к TIMS. Мы успели приобрести пермит вечером предыдущего дня. К открытию пропускного пункта на входе в национальный парк собралась очередь, значит, сэкономили немного времени.

Следующая ночёвка в Намче, который выше Монжо метров на 700. От Монжо тропа какое-то время идёт вниз к реке. Далее изнурительный подъем, тропа идёт то вверх, то вниз. Выбираю темп черепахи, чтобы идти, не сбивая дыхания. Мелкие шажочки, высокие ступеньки за два вздоха, зато не останавливаясь.

Тропа становится очень пыльной. Мои кроссовки с сеткой всю эту пыль обильно впитывают. Пыль приникает и под одежду на мокрое от пота тело, забавно потом смотреть на себя в душе перед помывкой.

Мост Хиллари

Добираюсь до моста Хиллари, весьма эффектно снятого в одном из эпизодов «Эвереста». Друзья говорят, что ждут меня здесь уже минут 20. Молодцы, чо. Достаю кота, фотографируемся с мостом и дальше на подьем.

Котэ был здесь

На очередном привале небольшая смотровая площадка. Погода хорошая и первая удача: среди веток вдалеке показался Эверест. Кстати, Сагарматха – это непальское имя высочайшей вершины мира, в переводе с санскрита означает «Лоб Небес».

Эверест, он же Джомолунгма, он же Сагарматха. Прячется за гребнем массива Нупцзе.

После привала снова иду очень медленно, теряю друзей из виду, сажусь попить воды где-то на тропе. А вот за мной уже возвращаются: поднимайся, почти пришли, рядом очередной пост с проверкой документов. Встаю, идём, отмечаемся.

А за поворотом уже и Намче, расположенный в месте, похожем на воронку. Пожалуй, Намче здесь самый крупный населённый пункт: многоэтажные лоджи, самые разные магазины, банки и даже больница.

Намче Базар

Идём в кому-то из нас известный лодж Comfort Inn, заселяемся. По плану немного отдыха и акклиматизационная вылазка в Кумжунг – местечко на 300 метров выше Намче.

Пью чай в лодже, знакомлюсь с молодой парой из Новой Зеландии. Тоже идут к EBC, но с гидом-портером и без перевалов. Узнав, что мы идём без гидов-портеров, да ещё и с перевалами, выдают: you are crazy. А то мы не в курсе.

В Намче меняем основную часть валюты, покупаем газ и кое-какие вещи. В больших магазинах продавцы торгуются неохотно, либо вообще отказываются снижать цену – ещё много народу, спрос большой. Через пару недель торг будет более чем уместен.

Выходим в Кумжунг, идём наверх с запада, через аэропорт Сянгбоче. В этом аэропорту нет покрытия на взлётно-посадочной полосе, сюда нет регулярных рейсов. По пути встречаем группу русских трекеров из нашего лоджа, возвращающихся из акклиматизационной вылазки на 4200 м. Рассказывают, у них на это ушёл весь день. Обсуждаем, стоит ли повторить их подвиг или ограничиться акклиматизацией на 3800 м в Кумжунге.

Поднимаемся чуть выше и наблюдаем заснеженные вершины выше 6000 м: Табоче на севере, Ама Даблам на северо-востоке и Тамсерку на востоке.

На выходе из Намче. Вдалеке вершина Табоче прячется в редких облаках.

Табоче и Ама Даблам мы будем наблюдать много дней в пути, с самых разных ракурсов.

Ама Даблам
Тамсерку

Поднимаемся дальше в Кумжунг. На полпути встречаем парня, который тащит какую-то нереальную, на наш взгляд, кучу досок длиной метра три. Выражаем ему своё восхищение, фоткаем и идём дальше.

Претендент на рекорд

Про местную природу стоит отдельный пост написать. Например, ствол берёзы здесь не белый, а скорее медный. И рваный. Наверное, береста плохо переносит такой климат.

Медная берёза под моим окном… Или как там было у классика?

Кумжунг, в отличие от Намче, вообще не похож на туристический посёлок. Здесь вроде все дома местных, школы, ступы… А нет, замечаем пару лоджей.

Кумжунг

Местная девочка хватает меня за руку и идёт с нами какое-то время. Теряюсь и не знаю что с ней делать. А вот и её мама, дочка переходит в надёжные руки.

Встречаем пожилых трекеров из Швейцарии, посещавших Гокио и уже возвращающихся назад. Швейцарцам в Гокио очень понравилось. Забываю спросить, сколько дней они идут сюда от Гокио, ну да ладно.

Каменные плиты на входе в Кумжунг

Идём на восток, проходим пару коротких спусков в Намче и двигаемся по последнему, самому длинному.

Развилка: на север к Гокио, на восток к EBC, на юг обратно в Намче

За этот день мы уже набрали суммарно километра полтора-два высоты. А здесь тропа или ровно, или вниз идёт. На спусках ноги сами бежать начинают. Решаю ускориться и немного пробежаться, встряхнуть тело и дух.

На пути из Кумжунга обратно в Намче

Увлекаюсь и бегу до лоджа, забыв про друзей. Это я зря, мне угрожают выдворением из команды и разделением маршрутов.

Перед сном удаётся принять душ и смыть с себя дорожную пыль. Как позже выяснится, посещение горячего душа в лоджах – платная процедура. Ну ок, за такое удовольствие можно и заплатить несколько сотен рупий.

С нами лодже большая группа из России, вроде на форуме винского нашли друг друга. Ночью после отбоя начинается какая-то суета, топот ног и шум за дверью. Выхожу посмотреть что стряслось. Внизу в обеденном зале стелят на пол матрацы. В дальнем углу лежит человек, которому явно плохо. Его под руки переносят на матрац, тут же подходят местные медики с какой-то аппаратурой. Интересуюсь что с ним, есть ли страховка, чем могу помочь. Отвечают: гипоксия, страховка есть, и если я не врач, то и помощь не требуется. На утро вызвали вертолет для эвакуации. К счастью, у чувака не смертельный случай, иду спать. Сон снова плохой, со снотворным.

Треки второго дня: Monjo → Namche Bazar, вылазка в Khumjung.