Странная экономика социальных сетей

Hasmik Antonyan
4 min readSep 8, 2023

--

Как так может быть, что люди, которые учат КАК что-то делать, более значимы, у них больше аудитории, соответственно они могут лучше зарабатывать, чем люди, которые это что-то делают?

Например я создаю курсы по искусственному интеллекту и люди, которые учат тому, КАК эти курсы делать и продавать, имеют большую видимость, чем я. Но я-то создаю ЧТО-ТО НОВОЕ, а они говорят КАК это делать. Соответственно, они менее важны, они часть той системы, которую я создаю потому что в том, что я создаю помимо КАК, есть еще и ЗАЧЕМ и ЧТО. То есть они покрывают ЧАСТЬ системы, но имеют больше шансов на внимание и доход, чем я, ЦЕЛОЕ. Естественно я говорю я, но имею в виду всех, кто в аналогичной роли.

Что это за экономика такая? Кто ее выдумал?

А давайте начистоту — мы же знаем кто ее выдумал. Мы же знаем зачем создана эта система работы соцсетей, которая дает бонус тем, кто вещает какие-то общие истины — как снимать рилс, как иметь позитивное мышление и так далее. Когда ты начинаешь изучать правила соцсетей, первое, что тебе внушают — это брать общие темы, которые интересны всем, чтобы на ключевые слова, которые ты будешь употреблять был достаточный объем трафика. Достаточный объем — это то, что интересует всех. То есть контент мейкеру дается бонус в виде трафика и монетизации, если он говорит то, что интересно всем. И так все говорят о том, что интересно всем. Получается, что ничего нового не появляется. А тогда зачем все это? Зачем говорить о том, что уже говорят все? А может мне хочется или интересно говорить то, что интересно не всем? Ну знаешь, тогда ты в ауте. Или говори как все — и испытывай выгорание, потому что это тебе не интересно. Или говори, что действительно интересно тебе, от чего загораются твои глаза, но говори в пустоту и все равно придешь к выгоранию. То есть мы все тратим энергию и за исключением моментов, когда что-то получится, мы все более неудовлетворенные и несчастные. Таковы правила. К черту такие правила. Кто бы их не выдумал , они начинают действовать ТОЛЬКО если вы согласитесь.

Чтобы не соглашаться, думаем дальше — если мы все тратим такое количество энергии, значит кто-то эту энергию получает, правда? Не исчезает энергия никуда, ребята!

И кто же ее получает? Ну естественно те, кто все это придумал — назовем это элитой, называйте как хотите — хоть мировой империализм. Они взращивают кукол, которые говорят то, что якобы интересно большинству. Почему якобы? Да потому что вам неинтересно как снимать рилс, вас убедили, что это интересно, голосами тех же неутомимых кукол — коучей, продюсеров и так далее. Из каждого утюга говорят о том, как снимать рилс, а человеческая когниция так устроена, что то, что она слышит несколько раз, то что кажется знакомым, то и считается правдоподобным. Итак, куклы продвигают то, что скажут и они становятся тупыми (в буквальном смысле) инструментами порабощения масс, как сказал бы товарищ Ленин. Назовите как хотите, суть от этого не меняется — говорится, продвигается стандартное, тривиальное якобы интересное людям — это обман, которым ловят контент мейкера. Аудитории эта же тухлая масса в виде контента втюхивается под соусом — тебе это интересно. Не как жить хорошо, интересно, как развиваться, находить новые смыслы — нет, вдруг всем стало невтерпеж — все хотят снимать рилс или создавать продающие воронки.

Вот так. Но работать в пределах такого идиотизма я органически не могу. Я не собираюсь отдавать свою энергию невидимым хозяевам жизни. И что я предлагаю? Я предлагаю вспомнить о базовых человеческих ценностях — труд должен оплачиваться, если результат этого труда нужен. Вот и мое решение проблемы монетизации. Я создаю продукт и предлагаю его у меня купить.

Это, помимо решения внутреннего конфликта по поводу идиотизма всего, что творится вокруг, решает еще две важнейшие проблемы.

  1. Это рождает у меня или других создателей контента стремление сделать продукт действительно хорошим
  2. Это создает фильтр в голове у потенциального потребителя и он мгновенно начинает думать — этот продукт мне нужен? Если да, то покупает, если нет — нет. Все четко. Когда вы идете пить кофе, вы же не говорите хозяину кафе — знаешь я попью кофе два-три раза пока ты свою воронку не выстроил, вечную папку с ценностями не выложил. Как все будет готово, я подумаю, мне кофе нужен или нет. А почему такой абсурдный сценарий должен работать в случае цифровых продуктов?

Апдейт этой истории здесь.

Я провела целое лето в пижаме и с тоннами кофе создавая онлайн курсы и гайды и вебинары по искусственному интеллекту. Настолько устала, что забыла про все базовые принципы человеческой жизни и работы. Вчера, 7 сентября, я просто отключила все гаджеты и оставила только medium, потому что знала, что захочется записывать о своем опыте и мыслях в цифровом детоксе. Но я и не представляла как ясно я буду думать наутро уже первого дня после того, как я удалила все приложение с телефона — поверьте мне даже эти иконки — это эгрегоры, которые поглощают вашу энергию и развращают вашу мысль.

Я пишу все это в полной уверенности, что здесь-то никто меня не читает. Поэтому если вы вдруг прочли это, ничего, пройдите мимо, не надо никаких реакций — я хочу продолжать думать и выражать все свободно, без обязательств. У меня еще 13 дней на спокойно и здраво поразмыслить.

--

--

Hasmik Antonyan

“What do you mean, what’s the matter with you? Nothing’s the matter with me, everything’s the matter with me, the same as it is with everybody else.” W. Saroyan