Когда на психотерапии становится хуже, и это нормально

--

Случилась сегодня беседа с близким другом, который в 30 лет впервые пошел на психотерапию после долгого периода отрицания. Слушай, говорит, это же пипец, что вы с людьми творите, сволочи бессердечные. Первые восемь-десять сессий все, вроде, в гору. Жить полегче становится, расслабляешься, в будущее начинаешь верить и в то, что все так или иначе, но хорошо сложится. Вы почему, говорит, не предупреждаете, что потом все полетит в ад, и будет очень не хотется в этот ад приходить, но при этом понимаешь же, что если хочешь, чтобы сложилось хорошо, идти надо? Ты ведь пишешь про терапию? Вот приди домой и напиши вот это все.

Но написать после этого разговора я хочу не о том, как все становится трудно — во-первых, о разных гранях трудности терапии в канале есть тексты, а во-вторых, об этом все больше говорят самые разные голоса и рассказывают, зачем все-таки через эти трудности проходить и что это дает. А я бы хотела отдать должное тем самым первым сессиям, которые нередко клиентами переживаются как очень позитивный опыт. Как будто действительно все не так плохо, быстро налаживается и вот уже через пару сессий можно и заканчивать с терапией, жизнь станет совсем хороша. Происходит так потому, что на первых встречах обычно работа идет с более доступным материалом. Клиент интуитивно, чаще всего сам того не зная, приносит запрос, для работы с которым прямо сейчас хватает ресурса. Вопросы, ответ на которые лежит где-то близко. И первые позитивные изменения бывают скорыми, заметными и обнадеживающими, а главное, выглядят солидно. Пока не оказывается, что это была верхушечка айсберга.

Чем дальше, тем сложнее вопросы, тем заковыристее проблемы. Все как у Щербакова в “Дороге”:

“А дальше всё — ветры, обвалы, откосы
Всё глуше ответы, всё выше вопросы”.

А чем сложнее и заковыристее, тем больше ресурса — душевных сил, а вслед за ними и времени, — требуется на то, чтобы смотреть на это, изучать, проживать, справляться, находить выход в новое. Темы, которые начинают всплывать, уже сами по себе трудны и энергозатратны. А бывает в разы сложнее с ними работать на контрасте: ведь недавно было по силам, был прогресс, а главное, была надежда и хорошее будущее! А теперь какие-то гребаные рудники, и спускаешь в них, как шахтер в забой. Конечно, хочется не выходить на смену, хлопнуть каской по столу и сказать: “Да ну вас нафиг”. (Подробнее про сопротивление в терапии писала и говорила:
🐌 https://t.me/therapyreal/33 + следующие несколько постов
🐌 https://yasno.live/blog/what-is-resistance
🐌 https://www.youtube.com/watch?v=QExtlgsyAv8).

И вот тут опыт первых “хороших” сессий может стать огромной поддержкой.

Во-первых, в эти сессии закладывается фундамент терапевтических отношений, а без него в рудниках совсем тяжко и рисково: и так спускаешься в зону повышенной опасности, а если нет доверия проводнику, который идет рядом, то дело швах. Напряжение возрастает, ценные силы приходится тратить на тревогу: знает ли другой человек, куда идти, сможет ли отвратить опасность, вытянет ли, если понадобится? Доверие терапевту и крепкий альянс — критически важно. На самом деле, лучший результат тех самых 8–10 сессий — это не решения к проблемам и ответы к вопросам, а отношения, основа которых в это время закладывается.

Во-вторых, память о первых успехах поддерживает. Оборачиваться и видеть, что не все зря и не все тлен, что позитивные изменения уже начали происходить, вспоминать все свои “удалось”, “сошло с мертвой точки”, “стало лучше”, важно. К этому опыту можно обращаться как к напоминалочке-талисману. Кроме того, из этого опыта можно добывать дополнительный ресурс. А как удалось-то? Почему? Что помогло? Как это можно использовать в дальнейшем? Что все это говорит обо мне и о том, какой я человек?

Бывает, кстати, что человек сразу хочет пойти поглубже, прям к корням спускаться, засучить рукава да и разобраться с тем, что там у корней, раз и навсегда. Особенно если есть подкованность знаниями о терапевтическом процессе, готовность работать и встречаться с трудностями и желание “пойти до конца”. Это очень понятное желание. И все же не стоит с самого начала в рудник. Вот эти самые сессии, когда вроде ничего не произошло, нового не узнал, перемен не случилось, но какое-то чувство облегчения есть, — они очень нужны. Это из них потом человек себе сотворит и фонарь, и маяк, и страховку, и бур, и каску, и карту, и даже, бывает, бутербродик на перекус во время блуждания по какому-то очередному кругу ада.

PS. Ваш опыт может отличаться от описанного, и это нормально:)

--

--