Почему терапевт не даёт советов

--

Вот и пришло время постов-ответов на то, что спрашивают читатели в личных сообщениях. Спасибо за ваши вопросы и темы, которые вы предлагаете. Чем ближе к защите, тем я более медленный писака, но все посты обязательно будут.

Сегодня на очереди одна из любимых моих тем: почему терапевт не дает советы? После этого бывают и разные продолжения вопроса: ну что ему, трудно что ли? а за что я тогда плачу деньги? я же вроде к эксперту пришел, вот пусть он даст экспертное мнение!

Я не считаю советы в терапии чем-то неправильным, табуированным и невозможным. Но с оговоркой: надо определиться, что считать советом, какие из них от терапевта вполне можно получить, а на какие не рассчитывать.

Терапевт, скорее всего, действительно не скажет:
- как вам жить, чем заниматься, что думать и чувствовать по какому-то поводу;
- как вообще жить правильно, что именно у вас «не так» и как это «починить»;
- что выбрать и как поступить в вашей ситуации.

В общем, терапевт — не господь бог, знающий истинное устройство мироздания, и не человек-рентген, который может волшебным образом прозреть суть вещей.

Я, как обычно, пошерстила интернет в поиске, что пишут на тему советов в терапии. Пишут много разъясняющих и предостерегающих текстов про ответственность и роль терапевта. Говорят то же, что нам рассказывают коллеги и учителя:
- Одна из задач терапии — укрепить (а иногда сначала вырастить) внутреннюю взрослость, самостоятельность, ответственность за свою жизнь;
- Забирать у клиента ответственность и давать ему готовые решения — это значит, ограбить его самостоятельность;
- Идти навстречу просьбе и давать советы — это поддерживать паттерн, который нужно бы, наоборот, разобрать по кирпичикам (например, человек слишком зависит от авторитетов в своей жизни, и терапевта тоже видит таким авторитетом).

Аргументы эти хорошие, правильные. Однако, человек, который пришел на терапию, не всегда их готов сразу же понять и принять. Поверьте, когда психолог не работает, ему самому порой хочется, чтобы кто-то большой и умный подсказал, как нужно, и вообще все правильно решил и выдал план действий. Когда я — клиент, прихожу к своему терапевту в состоянии «Господи, ну скажите вы мне, что делать-то, а?», а в ответ слышу про ответственность за мою жизнь, хочется иногда поорать. В том числе, на терапевта. Он, конечно, может воззвать ко мне как коллега к коллеге, но от этого, вероятно, мне только захочется поорать громче, а то и швырнуться чем-нибудь. Бесит же, когда хочется помощи, а тебе затирают, что ты сюда пришел за самостоятельностью и ответственностью!

Я бы добавила к этим аргументам несколько вопросов:

- Как вам кажется, человек, с которым вы знакомы относительно мало времени и видитесь раз в неделю, правда разобрался в вашей жизни лучше вас? Настолько хорошо, что может дать точный ответ на вопрос, что вам делать, — которого прямо сейчас не знаете даже вы, владелец собственной жизни?
- Когда человек дает кому-то совет, есть смысл посмотреть: а что за человек-то? Потому что вот такой образ мышления и такие выборы привели его туда, где он сейчас, и сделали тем, кем он является. Скорее всего, вы почти ничего не знаете о своем терапевте. Даже если он активно пишет в соцсетях, ведет блог или еще как-то представляет себя в публичном пространстве. Даже в таком случае вы видите образ (скорее всего, повернутый к аудитории профессиональной стороной). Вы правда готовы положиться на мнение этого человека? Почему?
- Верно и обратное: советы люди дают, исходя из своей личной истории. Советы по любой теме — управление финансами, воспитание детей или правильная подача в настольном теннисе — будут разными от разных людей. И это зависит от огромного количества факторов из личной истории. Ваша история и история терапевта — они похожи ли? Если непохожи (предположим, вы достоверно об этом знаете), то правда ли этот человек дает совет, подходящий именно вам и в вашей ситуации? А если похожи, то не ограничивает ли он своим советом доступ к иной реальности?

Если задаться одним их этих вопросов (самому, но хорошо бы услышать его непосредственно от терапевта), можно узнать о себе много нового. О своих убеждениях и идеях, о паттернах и действующих механизмах, об автоматических реакциях и когнитивных искажениях. О том, что настолько в нас вросло, что не подвергается уже критическому мышлению. А надо бы.

Добавлю еще, что в каком бы подходе терапевт ни работал и что бы ни считал задачей терапевтического процесса, большинство из нас, пожалуй, разделяют одну цель: чтобы клиент больше к нам не приходит. Это значит, чтобы клиент мог сам. И это не про то, как распознавать исключительно правильные решения (во многих ситуациях их вообще не существует, правильных-то), а про то, чтобы доверять себе, опираться на себя и знать, что можешь не только принять решение, но и справиться с его последствиями.

Оказывается, есть исследования, которые подтверждают: клиенты считают советы одним из самого полезного в терапии. Какая-то нестыковка получается: терапевты постоянно подчеркивают, что советов не дают, а клиенты эти несуществующие советы считают полезными.

Если подумать, то вообще-то бывает в терапии то, что со стороны может казаться советом. Например:
🔹дать клиенту какое-то задание. Оно может быть напрямую направлено на улучшение ситуации, а может иметь диагностическую ценность (например, ведение дневника);
🔹очень похожая ситуация: терапевт может поделиться какой-то практикой, упражнением или техникой;
🔹 а также информацией, которая может быть важная для клиента. Например, с чем часто оказываются связаны подобные проблемы и что помогает людям в похожих ситуациях — словом, информация из серии «как оно бывает».
Также психолог может сказать, где такую информацию можно поискать самому: книги, статьи, фильмы и т. д.

И вообще не редкость, когда человек говорит: «Мой психолог посоветовал мне глубоко дышать и считать до десяти, когда на меня накатывает сильное волнение». Правда ли это совет? Ну, можно и так назвать. Есть ли разница между «Глубоко дыши» и «Разводить с мужем, так будет лучше»? Еще какая. Дело даже не в том, что у этих действий разный вес и цена. А в том, что эффективность дыхательных техник давно доказана, и высок шанс того, что следование этому «совету» реально облегчит клиенту жизнь. Чего нельзя сказать про потенциальный развод с мужем — или любое другое большое жизненное решение.

В зависимости от того, в каком подходе работает терапевт, а также как относится к своей работе, каких убеждений придерживается, какие ценности и идеи разделяет, все вышеперечисленное может присутствовать в разной степени, проявляться с разной силой, а то и не проявляться вообще. Классический психоаналитик вряд ли будет делиться с вами техниками. Когнитивно-поведенческий терапевт будет выглядеть странно, не делясь никакими инструментами.

Резюме:
🔹Совет совету рознью. Не все то, что выглядит как совет, им является.
🔹Не во всякой ситуации совет возможен и уместен.
🔹Да, терапевт может что-то «посоветовать», но основная его работа все же не в этом. Если бы все проблемы решались только правильно подобранными техниками, терапия была бы не нужна, хватало бы сборников этих самых техник.

Вишенкой на торте расскажу, как процесс (не)давания советов выглядит для меня. Ответов на вопрос «Как жить» я не даю никогда. «Советы» того типа, о которых пишу выше в посте, — бывает. Но предварительно прогоняю себя внутренне по такому чек-листу:
🔹Есть ли запрос на совет? Словами, через рот? Если нет, то как я понимаю, что запрос все-таки есть. Если да, то пойти навстречу этому запросу — это в интересах клиента и во благо нашей работе?
🔹 Что я на самом деле сделаю, если дам совет? Чем я руководствуюсь в своем решении? Это будет про клиента или про меня: блеснуть знаниями, пощекотать свою экспертность?
🔹 Не в контрпереносе ли я? Не встаю ли на какую-то роль: наставника, мамы, значимого взрослого и т. д.? Остаюсь ли я сейчас только терапевтом для моего клиента?
🔹 С чего я вообще взяла, что моему клиенту нужна/полезна эта информация? Правда ли ему нужна сейчас готовая информация? Не ограблю ли я его, не лишу ли возможность проявить свою силу, знания, самостоятельность?
🔹 Правда ли то, чем я хочу поделиться, применимо к ситуации моего клиента? Что подтверждает правдивость/универсальность/пользу/эффективность того, чем я хочу поделиться? Откуда я знаю, что мои слова будут близки к реальному положению вещей?

Звучит долго. Но на самом деле процесс решения может занимать очень короткое время — я не прокручиваю все это в голове, а прислушиваюсь к ощущениям. Если есть сомнения, я выберу промолчать, а потом отнесу свои сомнения на личную терапию или супервизию.

Пишу вот и думаю, что при таком раскладе конечно проще придерживаться принципиальной позиции «Вообще никаких советов» — сразу избавляет от просеивания через сито сомнений и принятия непростого решения:)

--

--