О “несгораемых суммах” в психотерапии

--

«И это первая несгораемая сумма!»

Вы смотрели когда-нибудь «Кто хочет стать миллионером»? Викторина, в которой за правильные вопросы начисляются деньги, а за ошибку можно потерять предыдущий выигрыш. Есть, правда, несгораемые суммы. Если до них дошел — эти деньги теперь точно твои, никто не заберет.

В терапии есть свои несгораемые суммы.

К психологу приходят не от хорошей жизни. Приходят за улучшением. Иногда конкретным («хочу, чтобы у меня было вот так»), иногда — хоть каким-нибудь, хоть на пол-мизинца, очень уж тяжко.

По началу от улучшения видать только эпизодические проблески. О, вроде бы, что-то похожее! Но оно помигало, махнуло хвостом — и все, снова старое, привычное «тяжко». (И вообще, хорошо, если эти проблески видать уже поначалу).

Потом мигает подольше и поярче, хвостом машет и исчезает за линией горизонта не сразу.

И вот, наконец, человек доходит до плато. Плато — это более-менее устойчивое новое состояние. Например, стало больше спокойствия, и приходит оно не урывками, в отдельных ситуациях, а ощущается внутри как новое качество. Или больше энергии, или радости — не всплесками, а в целом, изо дня в день. Та самая несгораемая сумма: вот же, длится уже неделю или даже две!

Казалось бы, время радоваться и праздновать.

Но «на радостях» (кавычки намеренно) человек приходит к терапевту и говорит: «Все, можем прекращать работу, у меня все хорошо». Вариант — сделать сессии реже, ну ведь теперь все в порядке же! Вариант — вдруг находится столько важных, нужных, интересных дел, что терапия начинает казаться неважной или не очень-то нужной, или просто на нее не хватает времени…

А стоит за этим нередко сильная тревога.

Когда нет ничего — нечего и терять. Когда есть что-то, но изредка, от случая к случаю — терять, конечно, жалко, но не так обидно. Все равно оно есть только иногда, а в остальное время живу же я как-то. Но как-только появляется устойчивость, то самое плато с твердой почвой под ногами, перспектива потерять становится реальной и страшной. Это в телевизоре сумма несгораемая. А тут жизнь. Вдруг отнимут? Вдруг исчезнет? Вдруг я сам не смогу удержать, потеряю?

Казалось бы, тут-то терапия и переходит на новый этап: время работать с этой тревогой, время укреплять плато, время двигаться туда, где будет становиться еще лучше.

Но это страшно. Что если можно просто выйти из игры сейчас, зато сохранить то, что уже есть?

Решение это бессознательное. Человек не говорит самому себе вслух: «Мне страшно лишиться вот этого нового, важного для меня, поэтому я, пожалуй, постараюсь спрятаться вместе с ним в раковину, где меня, может быть, никто не достанет». Но тайный внутренний голос кричит именно об этом.

Терапия, как и жизнь, вообще процесс, сопряженный с чувством большой небезопасности. А тут ее становится еще больше. Если вы когда-нибудь приходили на очередную сессию с мыслями: «Ну вот, такая хорошая неделя была, а сейчас мы раскопаем что-нибудь неприятное, и все сразу испортится!» — это, возможно, и есть та самая тревога.

Бывают дни, в которые терапевт может казаться врагом, злым колдуном, суровым отбирающим родителем. Тревога говорит о том, что человек очень близко знаком с тем, как несправедлив и жесток может быть мир. Как легко можно лишиться чего-то дорогого. Возможно, это история из личного опыта. Возможно, это отголосок давних семейных историй — у всех нас много таких историй в поколениях за спиной.

Продолжать терапию, когда все только-только наладилось, — большая смелость и большая уязвимость. Но если решиться на продолжение, тут-то и начинается глубокая работа. В которой на смену плато постепенно (и ох, небыстро и непросто!) приходит другое мироощущение. Мир поворачивается иной гранью. Истории из прошлого, где кто-то отнял что-то важное, перестают иметь над нами власть. В духе метафоры этого поста сказала бы, что в этой викторине можно выиграть шесть миллионов. Но на самом деле, результат не исчисляется суммой. Меняется базовая прошивка. К каким изменениям в жизни это приведет, из точки под названием «сегодня» может быть вообще не видно.

Если вам кажется, что все наладилось, а прошла всего неделя с последней сессии — это не конец терапии. Возможно, это самое что ни на есть начало.

--

--