Психотерапия — это услуга или нет?

--

Вот вы как думаете, психотерапия — это услуга или все-таки не совсем?

Терапию частенько относят к сервисной сфере. Говорят же про услуги психолога и услуги консультирования. И даже про терапевтический контракт — чем не договор об оказании услуг? В сервисной сфере все понятно: есть заказчик и исполнитель. Заказчик платит по договору и ожидает результат, о котором договорились. Исполнитель получает оплату и дает результат. Если оплата или результат не соответствуют условиям договора, можно предъявлять претензии или применять штрафным санкции.

А как понять, выполнил психолог свои обязательства по договору?

В некоторых случаях разговор о конкретном результате — ожидаемо. Например, человек приходит с паническими атаками или страхом зубных накануне визита в стоматологию. Естественно, что тут результат видимый и измеримый. Клиент научился конкретным действиям и поведению, которое помогает переживать приступы паники или обуздывать страх и не терять контроль. Сами приступы стали реже и короче. Или вовсе прекратились.

А вот приходит человек, например, с запросом про отношения: у нас в паре проблемы, ссоримся, секса нет, по мельчайшим поводам конфликты. Пост-фактум, после Х часов терапии, можно назвать результат: мы наладили отношения, научились слышать друг друга и можем безопасно делиться своими переживаниями. Или — мы поняли, что причины, по которым были вместе, больше неактуальны и не держат нас вместе, расстались друзьями, детей воспитываем вместе. Или — я понял(а), что не потерплю такого обращения с собой, мы развелись, мне хорошо. Или — я вообще, оказывается, не нуждаюсь в отношениях и хочу пожить сам(а) с собой и для себя годик-пять-двадцать, а там посмотрим. Заранее не узнать, что для человека благо, какой результат — про него и для него.

Вы, конечно, можете сказать: «А что если запрос — наладить общение с партнером? Или наоборот, относительно мирно пройти через развод, о котором уже решили? Можно ведь ждать конкретного результата?». Можно. Но в процессе можно также понять, чтоб общение упорно не ладится, что ни делай, и это потому, что на самом деле уже ничего налаживать не хочется, баста. Или что разводиться повременим — кажется, мы еще не закончились и хотелось бы все-таки остаться нами еще какое-то время. И вот как считать, исполнен договор оказания услуг или нет в таком случае?

Я как-то вычитала, что терапию нельзя считать услугой, потому что это, в первую очередь, отношения. Не могут человеческие отношения быть услугой. Психолог, например, не опаздывает не потому, что услуга должна оказываться пунктуально, а потому, что он уважает время другого человека и дает таким образом понять: на этой территории можно доверять другому и быть уверенным во взаимных договоренностях.

Отношения, в отличие оказания услуги, нельзя полностью формализовать. В них всегда есть место жизни, а значит, спонтанности, хаосу, непредвиденному, удивлению, разочарованию, ошибкам, непониманию, сотрудничеству. В том числе, в том, что касается результатов и способа их достижения. А процесс формализации — вот это вот «обговорить на старте желаемый результат» и «длительность курса терапии — десять сеансов» — началось знаете, когда? Когда психологическую помощь признали необходимой и квалифицирующейся как страховой случай: человеку она может быть очень нужна, а денег нет, и тогда страховка покроет часть расходов.

Страховые компании, разумеется, не имеют никакого желания покрывать процесс, который непредсказуем по времени. До сих пор многие коллеги в США и Европе очень не любят брать клиентов по страховке. И не только потому, что в таком случае они недополучат чувствительную сумму за свою работу — хотя, будем откровенны, это тоже большая причина. Но потому, что страховая накладывает ограничения. И либо нужно пытаться выжать все, что можно, из 10 сеансов (с пониманием, что клиент потом, скорее всего, не сможет продолжать терапию за свой счет), а значит, идти глубоко может быть просто опасно — нельзя оставить человека на десятом сеансе разобранным, «мясом наружу». Поэтому работа, в основном, идет с симптомами и нацелена на их облегчение. Так что даже в случаях с паническими атаками и страхом зубных результат — не всегда результат. Управлять собой, когда накатывает страх, но не дойти до причин страха, чтобы совсем от него избавиться.

--

--